На словах все мы очень не любим имитации - и при этом вынуждены в них участвовать. Но ведь достаточно легко противостоять таким процессам. Школа, как относительно замкнутое сообщество, вполне может самостоятельно противостоять процессам энтропии.
В отношении чтения русской классики в ЛНМО придумали несколько "фишек", позволяющих педагогам по литературе быть спокойными и точно знать, что дети в основном читают тексты по программе.
Прежде всего, это связано с честным отношением к проблеме "школьной программы": сегодня нет общественного запроса на чтение исторически и нравственно ценных произведений. Формирование достойного отношения к миру, природе, Родине и ее истории, несмотря на все усилия, остается "вне повестки" школ страны. Мало того, утрачен сам механизм проверки чтения программных произведений на уровне государства.
Остается одно: школа сама должна формировать такой запрос.
Одна их главных традиций ЛНМО - проведение в рамках зимней сессии устного экзамена по литературе в 11 классе.
Это испытание - не вполне экзамен, оно не предполагает стандартную подготовку "по вопросам". Скорее, это некий честный "общественный договор" с одиннадцатиклассниками. В чем состоит этот договор?
- Да, мы входим в ваше положение: мы знаем, что второе полугодие одиннадцатого класса проходит как психологическая гонка по "нарабатыванию" высоких баллов ЕГЭ по выбранным предметам. Да, заниматься полноценным чтением произведений по программе второго полугодия вы все равно не сможете. Задавать домашние задания по литературе в такой ситуации - будет той самой имитацией.
- Но давайте и вы войдете в положение педагогов и руководителей: обучая Вас много лет подряд, мы никогда не позволяли халатно относится к своему делу. В своем преподавании мы старались вместе с вами достигать конкретных образовательных результатов, с трепетом относились к тому, как вами освоена программа.
- Для нас невозможна ситуация, когда мы ставим вам в аттестат отметку по литературе, зная, что половина программных произведений 11 класса вами не прочитана. А ведь во втором полугодии изучается литература о гражданской войне, о Великой Отечественной войне, о лагерях, роман "Мастер и Маргарита" - и без видения этих событий хотя бы сквозь художественную призму, глазами очевидцев, невозможно сформировать историческое самосознание, соприкоснуться с историей своего народа. Личное отношение к истории можно сформировать, только получив образ эпохи, прочитав конкретные тексты авторов разных взглядов и позиций.
- Мы просим вас заявить на экзамене, какие конкретно романы по ключевым событиям двадцатого века вы прочитали, и ответить на конкретные вопросы по четырем текстам прочитанных произведений. В дальнейшем, во втором полугодии, вы будете только слушать литературные обзоры о периодах развития советской литературы, совместно с педагогом анализировать произведения советской классики, слушать доклады. Но отметка у Вас уже стоит.
Читают ли наши ученики к экзамену эти четыре романа? 2019, 2021 год, 2023 год - да, почти на 100 процентов.
Если роман о Великой Отечественной или о революции не прочитан - обычно звучит честный ответ - пока нет, не прочитал. Но когда прочитаю - подойду и досдам материал. Лукавство невозможно не потому, что звучат въедливые вопросы о содержании. Просто культура общения так сформирована.
По сравнению с тем мировоззрением, которое было сформировано у выпускников школ до 2008 года, этот экзамен - жалкий остаток былых достижений.
Но он может стать неким мостиком для того, чтобы дочитать, досмотреть, додумать, - и достичь высокого уровня осмысления исторической реальности.
А школа... - школа продолжит свою битву за образование:
В 2005 году было отменено шестичасовое итоговое сочинение по литературе, а в 2008 году - обязательный устный экзамен по литературе для 11-классников. В ответ ЛНМО в 2006-2008 году параллельно с устным экзаменом проводила внутренний экзамен - итоговое сочинение с обязательным требованием использовать в тексте не менее трех прочитанных сочинений. В 2009 - 2013 году итоговое сочинение обязательно проводилось в 10 классе, предъявлялось требование к объему - не менее 350 слов (трех полноценных листов).
В 2014 году снова ввели итоговое сочинение, но без конкретного требования анализировать прочитанные литературные произведения. В ответ ЛНМО вводила дополнительные требования к своим выпускникам - пока возможно было скрывать "неправомерность" и ненужность таких требований. Например, статистика сочинения 2017 года показала, что выпускники проанализировали 33 уникальных произведения в своих работах, что показывало качественно и количественно высокий уровень освоения программы.
Во всем, что касается литературы и русского языка, преподавания этих предметов в школе, имитации приводят к тому, что полноценного развития личности ребенка не происходит.
Больше того, зачастую можно наблюдать процессы деградации, которые начинаются в возрасте 16-17 лет, когда ребенок, достигший успехов в развитии индивидуального языка и стиля, прекратив полноценное чтение по возрасту, теряет достигнутых позиций.