Найти в Дзене
Мутное время

Ногай и ногайцы

В прошлой статье я немного и халатно поискал русские и тюркские корни у имени Ногай и названия народа ногайцы. Естественно неуспешно. Неравнодушные читатели подсказали, что по-литовски «нога» — это копыто, но я и тут скривил привычную скептичную морду. Нога – копыто, кожа – шкура, и даже галстук – кроватка, если сильно нужно, чтобы язык максимально отличался от русского. Но есть группа языков, в которой ногай/нокай – до сих пор вполне себе общеупотребимое слово. Вы, наверное, и сами догадались про монголов/бурятов/калмыков. Там это слово обозначает вполне себе уважаемое у кочевников животное. Пса. В этом плане братья Иван Нога и Данила Собака, явившиеся (не запылившиеся) ко двору Ивана III якобы из Твери в кличках своих очень даже синонимичны. Вот только за что так прозвали правнука Чингисхана и многочисленный народ? И имеют ли они реально отношение друг к другу? Посмотрим-посмотрим (шутку юмора оценят только футбольные болельщики). Итак, темник (а то и беклярибек, а то и царь) Ногай.

В прошлой статье я немного и халатно поискал русские и тюркские корни у имени Ногай и названия народа ногайцы. Естественно неуспешно. Неравнодушные читатели подсказали, что по-литовски «нога» — это копыто, но я и тут скривил привычную скептичную морду. Нога – копыто, кожа – шкура, и даже галстук – кроватка, если сильно нужно, чтобы язык максимально отличался от русского.

Копье, в ноги равняйсь! Или в копыта. Равняйсь, короче. Вы не представляете, сколько татарских и ногайских кровей в этих одухотворенных носителях европейского духа. Из открытых источников
Копье, в ноги равняйсь! Или в копыта. Равняйсь, короче. Вы не представляете, сколько татарских и ногайских кровей в этих одухотворенных носителях европейского духа. Из открытых источников

Но есть группа языков, в которой ногай/нокай – до сих пор вполне себе общеупотребимое слово. Вы, наверное, и сами догадались про монголов/бурятов/калмыков. Там это слово обозначает вполне себе уважаемое у кочевников животное. Пса. В этом плане братья Иван Нога и Данила Собака, явившиеся (не запылившиеся) ко двору Ивана III якобы из Твери в кличках своих очень даже синонимичны.

Вот только за что так прозвали правнука Чингисхана и многочисленный народ? И имеют ли они реально отношение друг к другу? Посмотрим-посмотрим (шутку юмора оценят только футбольные болельщики).

Итак, темник (а то и беклярибек, а то и царь) Ногай.

Старт его карьеры пришелся на правление хана Берке (1257-66) и проходил в рамках бесконечных войн с хулагидами (монгольская династия правителей Ирана). Разборка была частью более широкой внутричингизидской распри потомков Тулуя (правили Китаем и Ираном) и всеми остальными (Джучиды/Золотая Орда и Чагатаиды в Средней Азии). Потомки младшего чингизида победили по очкам где-то как раз к моменту смерти Берке. Единство империи было ненадолго восстановлено.

В Золотой Орде власть поделили потомки Батыя (внуки) Менгу-Тимур и Туда-Менгу, оба — сыновья Тугана. А рядом с троном появился дальний родственник и опытный боевой командир. Его отец, Татар, был сыном Боала, седьмого сына Джучи. В XVI веке – очень высокородные чингизиды (ну прям Гиреи), а вот в XIII - седьмая вода на киселе. К 1267 г. Рашид Ад-Дин называет его главой над войсками Бату и Берке, «царевичем, необычайно храбрым и удалым».

Новый хан Золотой Орды не был мусульманином, и былое противостояние с хулагуидским Ираном стало сходить на нет. Однако Ногай был верен пути Берке-хана. В 668 г. хиджры (1269-1270 гг.) Менгу Тимур и Абага Хулагид заключили мирный договор. Ногай же, напротив, на следующий год отослал письмо султану Египта Бейбарсу в знак того, что не оставит того без поддержки.
После смерти Менгу-Тимура курултай избрал ханом кипчаков его брата Туда-Менгу. Тем не менее, Ногай был настолько силен, что был соправителем нового хана. С этого времени в русских летописях, за исключением ростовских анналов, Ногай, как и Туда-Менгу, назывался царем (т.е. ханом). В некоторых западных источниках Ногай называется императором, а в египетских анналах — титулом «малик» — царь.

Так современные художники представляют хана Ногая. Из открытых источников
Так современные художники представляют хана Ногая. Из открытых источников

В это время хан Ногай обменивается посольствами с византийским императором и участвует в борьбе за болгарский трон, устанавливая собственного ставленника. После смерти Бейбарса Ногай-хан обменивался посольствами с его преемником мамлюкским султаном Калауном. Затем были походы на Польшу и Венгрию 1287-88, в которых Ногай активно участвовал. Успешность их (в отличии от походов 1241-42) была очень умеренной. Тогда же в 1287 г. Ногай заявил, что получил особый указ от хана Бату поддерживать единство и порядок среди своей родни после смерти последнего в ханстве кипчаков. Рашид Ад-Дин приводит его слова, которые он сказал войскам: «у меня есть приказ, чтоб кто в его уруке и улусе станет действовать беспутно, чтоб я примирял их». Т.е. был еще и верховным судьей. Последнее десятилетие 13 века – пик его власти и влияния.

На рубеже веков у Ногая случился конфликт с новым ханом Тохтой и более молодой чингизид одолел. По арабским источникам это случилось 699 г. хиджры (1299-1300 гг.). Решающая битва во второй войне между Тохтой и Ногаем произошла у Каганлыка. Это место сложно идентифицировать (чаще всего называют реку Кагамлык в Полтавской области). Ногай проиграл и погиб, причем убил его русский воин. В награду от хана Тохты воин получил медленную мучительную смерть т.к. осмелился поднять руку на Чингизида. Такие вот реалии XIII века. А еще до головешек сгорел Киев, откуда на север уехал митрополит. И потянулись бояре, в том числе предки Годуновых, Волынских и еще десятков приметных боярских родов. Рашид Ад-Дин сообщает, что после смерти Ногая, его сын Чака был убит, а другие его сыновья скрылись в землях башкир.

Такой вот персонаж.

Во многом он предтеча Мамая с его причерноморским улусом и независимого Крымского ханства. Его армия – в основном кипчаки запада с привлечением южнорусских и болгарских армий. Коллапс его державы стал предтечей ослабления Византии, Болгарии и Галицко-волынского княжества.

Ногаи же как народ появляются в истории лет на 70 позже и имеют две версии генеалогии.

По первой версии – они потомки орды Ногая со временем распространившейся на восток и юг. Версия прекрасная во всем кроме источников. История переселения ногаев на восток в истории есть и она реальна, но из 1390-х. Но это был трагический исход на фоне боев с армией Тамерлана, а не расширение или завоевание. И ногаев к тому времени уже хорошо знали. Да и ногайские легенды говорят, что через Волгу их народу пришлось переправляться дважды.

Итак, история прихода ногаев из монгольских степей. Естественно кратко, желающие познакомиться с ней более полно не поленятся прочитать прекрасную книгу В.В.Трепавлова «История Ногайской Орды».

Жило-было на западе Монголии монгольское племя мангытов. Они были близкими родственниками монголов Чингисхана, во всяком случае их элита выводила свое происхождение ровно от того же рыжего пса, что и Борджигины.

Пометки на полях.

Культ пса/волка/оборотня не так редок, как вам может показаться и я сейчас не про Рим и квиритов. Прародитель древних тюрков и династии Ашина (VI век) по легенде происходил от раненого гуннского царевича и волчицы. Киргизы (тоже легендарно) производят свой народ от сорока девушек («кырк»-сорок, «кыз» - девушка), ставших женами легендарного пегого пса. Элита западно-монгольских племен без зазрения совести рассказывала, как к их прабабкам лазили странные рыжие псы, а потом появлялись «борджигины» - рыжебородые, включая Темучина/Чингисхана, его отца Есугей-батыра и не только. Культ в центральной Азии ограничен Алтаем и окрестностями, но оттуда изрядно расползся по Евразии. Среди прочего он дал название двум монгольским племенам – найманам (в оригинале накайманам), главным противникам Темучина и ногайцам. Из удивительного – легенда не заметила тюрко-монгольской языковой границы.

В режиме Задорнова можно даже Итиль (ордынское название Волги) воспроизвести от Ит-собака и Эль-народ, жили же ногайцы по обе ее стороны. Еще из крамольного – ногайский след может объяснять песьи головы опричников, в значительной части рекрутированных Грозным из его родни по второй жене Марии (Кученей) Черкасской как раз из Ногайской Орды.

Не ругайтесь сильно, последний абзац – это очень неточно и нужно проверять.

Но что очень точно Нохай (Нохой, Пес) – имя, которое до сих пор сохранилось в Монголии. Как и Батый (Верный). И даже Мунке/Менгу (Вечный). Что интересно, собственное имя Чингисхана – Темучин – тоже сохранилось и очень близко по значению к Тимуру и Сталину/Джугашвили. Да, железный.

А Фоменко говорит – не было их там никогда, казаки им всё это рассказали. Ну-ну. Какие у нас казаки разговорчивые сказочники.

Конец пометок на полях.

Во времена потрясателя вселенной мангыты в основном поддержали его, получив за это поместья в Северном Китае, а вот потом, в XIV веке совершили головокружительный турпоход сначала в Туркестан, а потом на Волгу. Первая итерация связана с гражданской войной середины XVI века в Монгольской империи, когда мангуты поддержали победившего Хубилая и получили от него земли для расселения в разгромленном Семиречье.

Вторая итерация еще более исторична и относится к 1360-м. Времена были те еще. Гражданская война полыхала по всей бывшей монгольской империи от Желтого моря до Черного. В Золотой Орде была «замятня». В землях чагатаев еще только поднимал голову скромный тогда эмир Тимур. В соседнем Могулистане (так тогда называли территорию юга Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана) тоже случилась гражданская война и часть племен ушла на запад. По привычному пути гуннов, печенегов, куманов/половцев и не только.

В ногайском, казахском и башкирском фольклоре есть упоминания об Азиз-Джанибеке, возглавившем ногаев при переходе их из «Великой Татарии» или «Бухарии» на Волгу. Монеты с именем этого правителя чеканились в золотоордынском городе Гюлистане в 767/1365- 66 г.

А первый поход (в Туркестан) возглавил Ногай. Видимо тёзка. По нему народ и назвался.

Монеты из Гюлистана. От когда-то крупного и культурного города осталось лишь несколько упоминаний. И монеты. Из открытых источников
Монеты из Гюлистана. От когда-то крупного и культурного города осталось лишь несколько упоминаний. И монеты. Из открытых источников

Есть еще «Описание Калауско-Саблинского и Бештово-Кумского народов» 1837 г.: «Предки ногайцев обитали прежде в Бухарии и были тогда идолопоклонниками». Приняв ислам от «султана Бабатукла», они «перешли из Бухарин на реку Волгу, в нынешнюю Астраханскую губернию». Можно предположить, что заметное переселение целого мангытского массива с юго-востока произошло в 1350-1360-х годах.

Упомянутый выше Азиз-Джанибек вполне идентифицируется как Азиз-хан, брат ханов Синей Орды Хызра и Мурата, претендовавших на ордынский престол после пресечения рода Бату в 1359, порой даже успешно. Они и привели соседей-мангытов в Золотую Орду. Но тогда Мамай оказался сильнее.

А вот в 1380-х победил уже опиравшийся на мангытов-ногаев Тохтамыш, щедро раздавая ногаям земли и места у трона. Одним из их вождей стал Идигу-Эдигей, легенда ногайцев. Как и всякая легендарная личность Идигу имеет максимально неопределенную на старте биографию. Три наиболее популярные версии – простолюдин, пробившийся с самого низа, бывший священник (дальний потомок тестя пророка Абу-Бекра) и сын Балтынчака, беклярибека Урус-хана. Я скучный и считаю наиболее перспективной именно последнюю версию.

Территории Ногайской Орды. Версия Трепавлова В.В. Из книги "История Ногайской Орды"
Территории Ногайской Орды. Версия Трепавлова В.В. Из книги "История Ногайской Орды"

Почему он легенда?

Дадим слово крымской летописи, хранившихся у одного из крымских мурз рода Аргын:

«По прекращении владычества Тохтамышева, возвысился над ханами, по причине многочисленности народа своего и поколения, Идику(Эдиге), один из князей улуса Джуджиева, и могущественнейших членов поколения Мангут. Одного после другого, сажал он на ханство: Тимур-Кутлуга, Шадибека и Тимура. Затем ханствовали друг за другом: Джелал-ед-Дин, Керим-Бирди, Копек, Чегре, Джеббар-Бирди, Сейид-Ахмед, Дервиш, Хюда-Бирди, Кючук-Мухаммед, Барак в Улуг-Мухаммед, добывая престол, кто при помощи детей Идику, кто собственными силами. Ханы эти большую часть Татарских поколений, выведя из Дешт-Кипчака, поселили в пределах Крыма; в Деште-же и Булгаре остались властвовать, из рода Шейбанова, ханы: Махмуд-Ходжа, Хизрь, Абул-Хайр,…»

Путь к такому могуществу был максимально тернистым. Он в 1378 году предал детей Урус-хана ради Тохтамыша. Десять лет спустя он перешел на сторону Тамерлана и сражался с Тохтамышем в ходе войн 1390 и 1395.

При этом не сказать, что он предал свой народ ради завоевателя. Когда Тимур возвращался из похода, Эдиге тайком послал гонца к своим родичам и соседям, равно как и ко всем племенам левого крыла, с приказанием, чтобы они, «оставив свою страну и покинув родину, отошли в такие места, добираться до которых тяжело и опасно, и при этом не задерживались бы на стоянках по два дня. В противном случае Тимур сможет догнать и разгромить их». Эли подчинились и откочевали в степную глушь. Дождавшись этого, Эдиге под благовидным предлогом уехал из ставки гурагана в Дешт. Вместе с ним скрылся в степях и Тимур-Кутлуг, сказавшись одержимым идеей собирания наследственного удела, захваченного некогда Тохтамышем. Он сговорился с Эдиге и тоже решил не возвращаться к Тимуру, а поселиться подальше от него.

Пометки на полях.

Память о приходе в Орду с Тохтамышем и бегстве от Тамерлана сохранились в эпосе. Вот слова отца Идегея, Кутлукыя, адресованные хану Тохтамышу в татарском дастане «Идегей»: «Мой народ убавил ты, Дважды переходить Идиль (Волгу) Мой народ заставил ты... В бестравные солончаки, В бурые глинистые пески Мой народ отправил ты»

Конец пометок на полях

Первоначально отношения между Тохтамышем, засевшем в Крыму и парочкой Темир-Кутлуг/Идегей, обосновавшихся на Волге, были мирными. Тохтамыш легализовал случившееся тарханом на имя Идегея, но двум ханам было еще тесновато в одной орде. Несколько лет спустя, собравшись с силами, мангыты перешли Волгу, разгромили армию Тохтамыша и восстановили единство Орды. По легенде убил Тохтамыша Нур-ад-дин, старший сын Идегея. Он приходился убитому родным племянником, сыном его сестры Джанике. По дороге между делом разгромили на Ворскле огромную литовскую армию, зафиксировав качественное превосходство ордынской армии над соседями. А то те начали сомневаться.

С тех пор порядок Орды определял именно он. «Дела подданных вершились в соответствии с приказаниями Идику. По своему усмотрению он вручал царствование и лишал его, и никто не смел противиться ему и переступать проведенной им черты». Нур-ад-дин правил родовыми ногайскими землями между Волгой, Уралом и Эмбой.

Едигей - легенда всей Великой Степи, присутствует во всех эпосах того периода. Фото из открытых источников
Едигей - легенда всей Великой Степи, присутствует во всех эпосах того периода. Фото из открытых источников

Русские летописи обычно передают титул Идигея как «великий князь», что явно служит буквальным переводом словосочетания улуг бек. Теоретически Эдиге находился на равной иерархической позиции с московскими и литовскими государями того времени. И если с литовским Витовтом так и было, то вот московский князь Василий довольно быстро признал себя ниже рангом и обращался к Идигею как к «отцу». Не будем его осуждать, ордынские полки были единственным аргументом, останавливавшим Александра (Витовта) Литовского от аннексии еле живой Москвы. Не до спеси было.

Эдиге сместил хана Пулада (1410 г.) и возвел Тимура — вопреки совету сыновей, в том числе Нур-ад-Дина. Встретив отказ, последний начал войну с отцом. Чтобы не доводить дело до кровавой развязки, беклербек удалился в Хорезм. Погиб Идигей в 1419 от руки сына Тохтамыша Керим-Берде.

Эта история красной нитью прошла сквозь всю историю ногайцев. Среди них всегда были те, кто стремился сохранить или воскресить великую Орду с законным ханом-Чингизидом и те, кто стремился лишь к укреплению своего юрта в ущерб Орде. Уничтожившие Орду затем пытались возродить ее с собой во главе (как минимум на месте беклярибека). Следующий значимый бий Муса, правивший в конце XV века был из вторых. Он вместе с сибирским Шибанидом Иваком активно участвовал в разгроме Ахмата Хромого и его сыновей и в ту пору чуть не лебезил перед Иваном III, предлагая учинить его «сыном или братом, как пожалуешь». А десятилетие спустя в Москву прибыл посол от Абелек Еменека царя, который в тексте грамоты рекомендовал себя как «Абделфатт царь». Его сопровождали послы Мусы и Ямгурчи. Новый хан писал, в частности, что «великого князя дети Апас князь, Муса, Ямгурчеи мырза и их дети и братиа царем мя себе держат»

Пометки на полях.

Именно послы Муса и Ямгурчи кажутся мне наиболее вероятными ногайскими вельможами, которые могли стать после крещения Иваном Нагим и Данилой Собакой. Ногайцы не раз переходили в православие и отдельными знатными мурзами, и целыми родами. Урусовы-Юсуповы вам как пример первого, казаки-нагайбеки – как пример второго.

Именно в это время Нолайская Орда и Великое княжество Московское начинают конкурировать в Поволжье (осада Казани 1487) и активно торговать. Всё это нельзя было пускать на самотек.

Абелек и Еменек – ханы узбекской Орды из династии Шибанидов, правившие последовательно в конце XV века.

Конец пометок на полях

За должность ногайского хана спорили сибирские и узбекские шибаниды. Понять кто для ногайцев важнее у меня так и не получилось. То хан отправит бия в изгнание, то наоборот. То бий неодобрительным окриком остановит военный поход хана. То не остановит. Так бий Муса, полновластно правивший ногаями в конце XV века не смог остановить поход хана Мамука на Казань в 1497. После неудачи похода и возвращения в неполном комплекте прибил, конечно, но остановить не смог.

Трагическая страница истории. Дети Мусы на ниве братоубийства. Исмаил убивает Юсуфа. Последовавшая за этим смута сильно облегчила России завоевание Поволжья. Из открытых источников
Трагическая страница истории. Дети Мусы на ниве братоубийства. Исмаил убивает Юсуфа. Последовавшая за этим смута сильно облегчила России завоевание Поволжья. Из открытых источников

Помимо самостоятельных ногайцев были и потомки тех, кто предпочел подчиниться ханам Большой Орды и прошел путь падения Орды с ними. И это тоже дети и внуки Идегея. Но другие. Самый известный из них Тимур, сын Мансура, одного из младших детей Идегея. Он был последовательно беклярибеком отца Ахмата Хромого, его самого и его детей. Он их и спас от собственных родственников, бежав в Крым. Его удел был по соседству, так что неудивительно. Крымцы никогда не расценивали мангытских (ногайских) лидеров как равных себе государей. Ранг бия формально отводил последним место у подножия трона, а не рядом с ним. Бахчисарайская канцелярия многократно подчеркивала, что бий есть не более чем слуга (карачи) крымского хана, причем это распространялось и на тех биев, с которыми у Крыма складывались дружественные отношения. Но родниться и прислушиваться это не мешало. И порой спасать.

Поддерживал Тимур связи и с Москвой. Летом 1490 г. Уже поминавшийся Муса-бий напомнил в грамоте к Ивану: «...дядя мои Темир князь с тобою друг и брат был» Были и более дерзкие персонажи. В 1493 г. Джанкувват б. Дин-Суфи заявил в послании Ивану III, что «Темерь князь тебе был отець, а ты ему был сын, а мы тебе были братья»

Большеордынских ханов Менгли-Гирей после долгой войны одолел, а вот ногайцы, размещенные ими для обороны причерноморских степей, сохранились. И гонор сохранили тоже.

Пометки на полях.

Еще в 1546 г. ногайские мирзы заявляли крымскому хану: «Буди тебе ведомо: Днепр деи нашь коч, твои татаровы по Непру не кочевали»

В июле 1564 г. глава крымских мангытов Дивей (да, попавший в плен при Молодях) заявил русскому послу в Крыму Афанасию Нагому, что согласен для пользы московского царя воевать с поляками, но за это потребовал себе поминки такие же, что посылались «к деду моему к Темирю князю, как... был дед мои на своем юрте в Нагаех». Нагой отвечал, что «жалованье великое» в старину шло Тимуру, «потому что был на своем юрте сам государь, а ты ныне служишь... у крымского царя». Но Дивей все твердил: «Дед мои Темир князь был на своем юрте в Нагаех».

Зато сразу понятно, почему «безродный» Афанасий Нагой отправлен разруливать клубок русско-крымско-ногайских противоречий. Он ну очень здорово ориентируется в бесконечных ногайских биях, мирзах и огланах, в которых Вы уже гарантированно запутались. Он свой, его не проведешь.

Конец пометок на полях.

Любопытно, что завоевание Россией Поволжья пришлось на момент страшной смуты в Ногайской Орде. Ее территорию в наших учебниках тоже пририсовывают России со времен Грозного, но в реальности всё было сложнее. Реальная интеграция и освоение территорий началась только при Фёдоре Ивановиче, но почти весь XVII век даже окрестности Уфы оспаривали сначала ногайцы, а потом и их самозванные наследники и правопреемники калмыки. В этом плане та же разинская война по своим реальным участникам и результатам может быть куда интереснее описаний из учебников, ну да и до нее руки дойдут.

История же ногайцев разбрелась розно. Многие из них стали аристократией при русском, литовском и крымском правителях. Почти все рано или поздно подчинились Российской империи. Немалая их часть пополнила ряды казачества, дойдя до своей прародины, а после и до Тихого Океана. Но и не малая сражалась с империей на стороне крымцев или турок. Или в частях повстанцев, нередких в нашей истории.

Ну и в истории смуты они знатно наследили, конечно.

Это же они громили Царев-Борисов и Комарницкую область по призыву Дмитрия Самозванца, до конца бились под Москвой, прикрывая отход царевича Петра к Туле. Они громили войска Шуйского на Пчельне и терпели горькое поражение при Восме год спустя. Они мимоходом били Заруцкого и три года мешали жениться казачьему царю Мише Романову своими походами в ближайшее Подмосковье. Они же ушли на Кавказ и в Крым после поражения. Именно они – та упущенная нашими историками страница смуты, без которой она (Смута) превращается в абсурд и карикатуру.

Исход. Частая картина в истории ногайцев. Из открытых источников
Исход. Частая картина в истории ногайцев. Из открытых источников

И их правда назвали в честь Ногая. Но не в честь именно того. Просто тогда (как и сейчас) это было распространенным именем неподалеку от Монголии.