В прошлой статье я немного и халатно поискал русские и тюркские корни у имени Ногай и названия народа ногайцы. Естественно неуспешно. Неравнодушные читатели подсказали, что по-литовски «нога» — это копыто, но я и тут скривил привычную скептичную морду. Нога – копыто, кожа – шкура, и даже галстук – кроватка, если сильно нужно, чтобы язык максимально отличался от русского.
Но есть группа языков, в которой ногай/нокай – до сих пор вполне себе общеупотребимое слово. Вы, наверное, и сами догадались про монголов/бурятов/калмыков. Там это слово обозначает вполне себе уважаемое у кочевников животное. Пса. В этом плане братья Иван Нога и Данила Собака, явившиеся (не запылившиеся) ко двору Ивана III якобы из Твери в кличках своих очень даже синонимичны.
Вот только за что так прозвали правнука Чингисхана и многочисленный народ? И имеют ли они реально отношение друг к другу? Посмотрим-посмотрим (шутку юмора оценят только футбольные болельщики).
Итак, темник (а то и беклярибек, а то и царь) Ногай.
Старт его карьеры пришелся на правление хана Берке (1257-66) и проходил в рамках бесконечных войн с хулагидами (монгольская династия правителей Ирана). Разборка была частью более широкой внутричингизидской распри потомков Тулуя (правили Китаем и Ираном) и всеми остальными (Джучиды/Золотая Орда и Чагатаиды в Средней Азии). Потомки младшего чингизида победили по очкам где-то как раз к моменту смерти Берке. Единство империи было ненадолго восстановлено.
В Золотой Орде власть поделили потомки Батыя (внуки) Менгу-Тимур и Туда-Менгу, оба — сыновья Тугана. А рядом с троном появился дальний родственник и опытный боевой командир. Его отец, Татар, был сыном Боала, седьмого сына Джучи. В XVI веке – очень высокородные чингизиды (ну прям Гиреи), а вот в XIII - седьмая вода на киселе. К 1267 г. Рашид Ад-Дин называет его главой над войсками Бату и Берке, «царевичем, необычайно храбрым и удалым».
Новый хан Золотой Орды не был мусульманином, и былое противостояние с хулагуидским Ираном стало сходить на нет. Однако Ногай был верен пути Берке-хана. В 668 г. хиджры (1269-1270 гг.) Менгу Тимур и Абага Хулагид заключили мирный договор. Ногай же, напротив, на следующий год отослал письмо султану Египта Бейбарсу в знак того, что не оставит того без поддержки.
После смерти Менгу-Тимура курултай избрал ханом кипчаков его брата Туда-Менгу. Тем не менее, Ногай был настолько силен, что был соправителем нового хана. С этого времени в русских летописях, за исключением ростовских анналов, Ногай, как и Туда-Менгу, назывался царем (т.е. ханом). В некоторых западных источниках Ногай называется императором, а в египетских анналах — титулом «малик» — царь.
В это время хан Ногай обменивается посольствами с византийским императором и участвует в борьбе за болгарский трон, устанавливая собственного ставленника. После смерти Бейбарса Ногай-хан обменивался посольствами с его преемником мамлюкским султаном Калауном. Затем были походы на Польшу и Венгрию 1287-88, в которых Ногай активно участвовал. Успешность их (в отличии от походов 1241-42) была очень умеренной. Тогда же в 1287 г. Ногай заявил, что получил особый указ от хана Бату поддерживать единство и порядок среди своей родни после смерти последнего в ханстве кипчаков. Рашид Ад-Дин приводит его слова, которые он сказал войскам: «у меня есть приказ, чтоб кто в его уруке и улусе станет действовать беспутно, чтоб я примирял их». Т.е. был еще и верховным судьей. Последнее десятилетие 13 века – пик его власти и влияния.
На рубеже веков у Ногая случился конфликт с новым ханом Тохтой и более молодой чингизид одолел. По арабским источникам это случилось 699 г. хиджры (1299-1300 гг.). Решающая битва во второй войне между Тохтой и Ногаем произошла у Каганлыка. Это место сложно идентифицировать (чаще всего называют реку Кагамлык в Полтавской области). Ногай проиграл и погиб, причем убил его русский воин. В награду от хана Тохты воин получил медленную мучительную смерть т.к. осмелился поднять руку на Чингизида. Такие вот реалии XIII века. А еще до головешек сгорел Киев, откуда на север уехал митрополит. И потянулись бояре, в том числе предки Годуновых, Волынских и еще десятков приметных боярских родов. Рашид Ад-Дин сообщает, что после смерти Ногая, его сын Чака был убит, а другие его сыновья скрылись в землях башкир.
Такой вот персонаж.
Во многом он предтеча Мамая с его причерноморским улусом и независимого Крымского ханства. Его армия – в основном кипчаки запада с привлечением южнорусских и болгарских армий. Коллапс его державы стал предтечей ослабления Византии, Болгарии и Галицко-волынского княжества.
Ногаи же как народ появляются в истории лет на 70 позже и имеют две версии генеалогии.
По первой версии – они потомки орды Ногая со временем распространившейся на восток и юг. Версия прекрасная во всем кроме источников. История переселения ногаев на восток в истории есть и она реальна, но из 1390-х. Но это был трагический исход на фоне боев с армией Тамерлана, а не расширение или завоевание. И ногаев к тому времени уже хорошо знали. Да и ногайские легенды говорят, что через Волгу их народу пришлось переправляться дважды.
Итак, история прихода ногаев из монгольских степей. Естественно кратко, желающие познакомиться с ней более полно не поленятся прочитать прекрасную книгу В.В.Трепавлова «История Ногайской Орды».
Жило-было на западе Монголии монгольское племя мангытов. Они были близкими родственниками монголов Чингисхана, во всяком случае их элита выводила свое происхождение ровно от того же рыжего пса, что и Борджигины.
Пометки на полях.
Культ пса/волка/оборотня не так редок, как вам может показаться и я сейчас не про Рим и квиритов. Прародитель древних тюрков и династии Ашина (VI век) по легенде происходил от раненого гуннского царевича и волчицы. Киргизы (тоже легендарно) производят свой народ от сорока девушек («кырк»-сорок, «кыз» - девушка), ставших женами легендарного пегого пса. Элита западно-монгольских племен без зазрения совести рассказывала, как к их прабабкам лазили странные рыжие псы, а потом появлялись «борджигины» - рыжебородые, включая Темучина/Чингисхана, его отца Есугей-батыра и не только. Культ в центральной Азии ограничен Алтаем и окрестностями, но оттуда изрядно расползся по Евразии. Среди прочего он дал название двум монгольским племенам – найманам (в оригинале накайманам), главным противникам Темучина и ногайцам. Из удивительного – легенда не заметила тюрко-монгольской языковой границы.
В режиме Задорнова можно даже Итиль (ордынское название Волги) воспроизвести от Ит-собака и Эль-народ, жили же ногайцы по обе ее стороны. Еще из крамольного – ногайский след может объяснять песьи головы опричников, в значительной части рекрутированных Грозным из его родни по второй жене Марии (Кученей) Черкасской как раз из Ногайской Орды.
Не ругайтесь сильно, последний абзац – это очень неточно и нужно проверять.
Но что очень точно Нохай (Нохой, Пес) – имя, которое до сих пор сохранилось в Монголии. Как и Батый (Верный). И даже Мунке/Менгу (Вечный). Что интересно, собственное имя Чингисхана – Темучин – тоже сохранилось и очень близко по значению к Тимуру и Сталину/Джугашвили. Да, железный.
А Фоменко говорит – не было их там никогда, казаки им всё это рассказали. Ну-ну. Какие у нас казаки разговорчивые сказочники.
Конец пометок на полях.
Во времена потрясателя вселенной мангыты в основном поддержали его, получив за это поместья в Северном Китае, а вот потом, в XIV веке совершили головокружительный турпоход сначала в Туркестан, а потом на Волгу. Первая итерация связана с гражданской войной середины XVI века в Монгольской империи, когда мангуты поддержали победившего Хубилая и получили от него земли для расселения в разгромленном Семиречье.
Вторая итерация еще более исторична и относится к 1360-м. Времена были те еще. Гражданская война полыхала по всей бывшей монгольской империи от Желтого моря до Черного. В Золотой Орде была «замятня». В землях чагатаев еще только поднимал голову скромный тогда эмир Тимур. В соседнем Могулистане (так тогда называли территорию юга Казахстана, Кыргызстана и Восточного Туркестана) тоже случилась гражданская война и часть племен ушла на запад. По привычному пути гуннов, печенегов, куманов/половцев и не только.
В ногайском, казахском и башкирском фольклоре есть упоминания об Азиз-Джанибеке, возглавившем ногаев при переходе их из «Великой Татарии» или «Бухарии» на Волгу. Монеты с именем этого правителя чеканились в золотоордынском городе Гюлистане в 767/1365- 66 г.
А первый поход (в Туркестан) возглавил Ногай. Видимо тёзка. По нему народ и назвался.
Есть еще «Описание Калауско-Саблинского и Бештово-Кумского народов» 1837 г.: «Предки ногайцев обитали прежде в Бухарии и были тогда идолопоклонниками». Приняв ислам от «султана Бабатукла», они «перешли из Бухарин на реку Волгу, в нынешнюю Астраханскую губернию». Можно предположить, что заметное переселение целого мангытского массива с юго-востока произошло в 1350-1360-х годах.
Упомянутый выше Азиз-Джанибек вполне идентифицируется как Азиз-хан, брат ханов Синей Орды Хызра и Мурата, претендовавших на ордынский престол после пресечения рода Бату в 1359, порой даже успешно. Они и привели соседей-мангытов в Золотую Орду. Но тогда Мамай оказался сильнее.
А вот в 1380-х победил уже опиравшийся на мангытов-ногаев Тохтамыш, щедро раздавая ногаям земли и места у трона. Одним из их вождей стал Идигу-Эдигей, легенда ногайцев. Как и всякая легендарная личность Идигу имеет максимально неопределенную на старте биографию. Три наиболее популярные версии – простолюдин, пробившийся с самого низа, бывший священник (дальний потомок тестя пророка Абу-Бекра) и сын Балтынчака, беклярибека Урус-хана. Я скучный и считаю наиболее перспективной именно последнюю версию.
Почему он легенда?
Дадим слово крымской летописи, хранившихся у одного из крымских мурз рода Аргын:
«По прекращении владычества Тохтамышева, возвысился над ханами, по причине многочисленности народа своего и поколения, Идику(Эдиге), один из князей улуса Джуджиева, и могущественнейших членов поколения Мангут. Одного после другого, сажал он на ханство: Тимур-Кутлуга, Шадибека и Тимура. Затем ханствовали друг за другом: Джелал-ед-Дин, Керим-Бирди, Копек, Чегре, Джеббар-Бирди, Сейид-Ахмед, Дервиш, Хюда-Бирди, Кючук-Мухаммед, Барак в Улуг-Мухаммед, добывая престол, кто при помощи детей Идику, кто собственными силами. Ханы эти большую часть Татарских поколений, выведя из Дешт-Кипчака, поселили в пределах Крыма; в Деште-же и Булгаре остались властвовать, из рода Шейбанова, ханы: Махмуд-Ходжа, Хизрь, Абул-Хайр,…»
Путь к такому могуществу был максимально тернистым. Он в 1378 году предал детей Урус-хана ради Тохтамыша. Десять лет спустя он перешел на сторону Тамерлана и сражался с Тохтамышем в ходе войн 1390 и 1395.
При этом не сказать, что он предал свой народ ради завоевателя. Когда Тимур возвращался из похода, Эдиге тайком послал гонца к своим родичам и соседям, равно как и ко всем племенам левого крыла, с приказанием, чтобы они, «оставив свою страну и покинув родину, отошли в такие места, добираться до которых тяжело и опасно, и при этом не задерживались бы на стоянках по два дня. В противном случае Тимур сможет догнать и разгромить их». Эли подчинились и откочевали в степную глушь. Дождавшись этого, Эдиге под благовидным предлогом уехал из ставки гурагана в Дешт. Вместе с ним скрылся в степях и Тимур-Кутлуг, сказавшись одержимым идеей собирания наследственного удела, захваченного некогда Тохтамышем. Он сговорился с Эдиге и тоже решил не возвращаться к Тимуру, а поселиться подальше от него.
Пометки на полях.
Память о приходе в Орду с Тохтамышем и бегстве от Тамерлана сохранились в эпосе. Вот слова отца Идегея, Кутлукыя, адресованные хану Тохтамышу в татарском дастане «Идегей»: «Мой народ убавил ты, Дважды переходить Идиль (Волгу) Мой народ заставил ты... В бестравные солончаки, В бурые глинистые пески Мой народ отправил ты»
Конец пометок на полях
Первоначально отношения между Тохтамышем, засевшем в Крыму и парочкой Темир-Кутлуг/Идегей, обосновавшихся на Волге, были мирными. Тохтамыш легализовал случившееся тарханом на имя Идегея, но двум ханам было еще тесновато в одной орде. Несколько лет спустя, собравшись с силами, мангыты перешли Волгу, разгромили армию Тохтамыша и восстановили единство Орды. По легенде убил Тохтамыша Нур-ад-дин, старший сын Идегея. Он приходился убитому родным племянником, сыном его сестры Джанике. По дороге между делом разгромили на Ворскле огромную литовскую армию, зафиксировав качественное превосходство ордынской армии над соседями. А то те начали сомневаться.
С тех пор порядок Орды определял именно он. «Дела подданных вершились в соответствии с приказаниями Идику. По своему усмотрению он вручал царствование и лишал его, и никто не смел противиться ему и переступать проведенной им черты». Нур-ад-дин правил родовыми ногайскими землями между Волгой, Уралом и Эмбой.
Русские летописи обычно передают титул Идигея как «великий князь», что явно служит буквальным переводом словосочетания улуг бек. Теоретически Эдиге находился на равной иерархической позиции с московскими и литовскими государями того времени. И если с литовским Витовтом так и было, то вот московский князь Василий довольно быстро признал себя ниже рангом и обращался к Идигею как к «отцу». Не будем его осуждать, ордынские полки были единственным аргументом, останавливавшим Александра (Витовта) Литовского от аннексии еле живой Москвы. Не до спеси было.
Эдиге сместил хана Пулада (1410 г.) и возвел Тимура — вопреки совету сыновей, в том числе Нур-ад-Дина. Встретив отказ, последний начал войну с отцом. Чтобы не доводить дело до кровавой развязки, беклербек удалился в Хорезм. Погиб Идигей в 1419 от руки сына Тохтамыша Керим-Берде.
Эта история красной нитью прошла сквозь всю историю ногайцев. Среди них всегда были те, кто стремился сохранить или воскресить великую Орду с законным ханом-Чингизидом и те, кто стремился лишь к укреплению своего юрта в ущерб Орде. Уничтожившие Орду затем пытались возродить ее с собой во главе (как минимум на месте беклярибека). Следующий значимый бий Муса, правивший в конце XV века был из вторых. Он вместе с сибирским Шибанидом Иваком активно участвовал в разгроме Ахмата Хромого и его сыновей и в ту пору чуть не лебезил перед Иваном III, предлагая учинить его «сыном или братом, как пожалуешь». А десятилетие спустя в Москву прибыл посол от Абелек Еменека царя, который в тексте грамоты рекомендовал себя как «Абделфатт царь». Его сопровождали послы Мусы и Ямгурчи. Новый хан писал, в частности, что «великого князя дети Апас князь, Муса, Ямгурчеи мырза и их дети и братиа царем мя себе держат»
Пометки на полях.
Именно послы Муса и Ямгурчи кажутся мне наиболее вероятными ногайскими вельможами, которые могли стать после крещения Иваном Нагим и Данилой Собакой. Ногайцы не раз переходили в православие и отдельными знатными мурзами, и целыми родами. Урусовы-Юсуповы вам как пример первого, казаки-нагайбеки – как пример второго.
Именно в это время Нолайская Орда и Великое княжество Московское начинают конкурировать в Поволжье (осада Казани 1487) и активно торговать. Всё это нельзя было пускать на самотек.
Абелек и Еменек – ханы узбекской Орды из династии Шибанидов, правившие последовательно в конце XV века.
Конец пометок на полях
За должность ногайского хана спорили сибирские и узбекские шибаниды. Понять кто для ногайцев важнее у меня так и не получилось. То хан отправит бия в изгнание, то наоборот. То бий неодобрительным окриком остановит военный поход хана. То не остановит. Так бий Муса, полновластно правивший ногаями в конце XV века не смог остановить поход хана Мамука на Казань в 1497. После неудачи похода и возвращения в неполном комплекте прибил, конечно, но остановить не смог.
Помимо самостоятельных ногайцев были и потомки тех, кто предпочел подчиниться ханам Большой Орды и прошел путь падения Орды с ними. И это тоже дети и внуки Идегея. Но другие. Самый известный из них Тимур, сын Мансура, одного из младших детей Идегея. Он был последовательно беклярибеком отца Ахмата Хромого, его самого и его детей. Он их и спас от собственных родственников, бежав в Крым. Его удел был по соседству, так что неудивительно. Крымцы никогда не расценивали мангытских (ногайских) лидеров как равных себе государей. Ранг бия формально отводил последним место у подножия трона, а не рядом с ним. Бахчисарайская канцелярия многократно подчеркивала, что бий есть не более чем слуга (карачи) крымского хана, причем это распространялось и на тех биев, с которыми у Крыма складывались дружественные отношения. Но родниться и прислушиваться это не мешало. И порой спасать.
Поддерживал Тимур связи и с Москвой. Летом 1490 г. Уже поминавшийся Муса-бий напомнил в грамоте к Ивану: «...дядя мои Темир князь с тобою друг и брат был» Были и более дерзкие персонажи. В 1493 г. Джанкувват б. Дин-Суфи заявил в послании Ивану III, что «Темерь князь тебе был отець, а ты ему был сын, а мы тебе были братья»
Большеордынских ханов Менгли-Гирей после долгой войны одолел, а вот ногайцы, размещенные ими для обороны причерноморских степей, сохранились. И гонор сохранили тоже.
Пометки на полях.
Еще в 1546 г. ногайские мирзы заявляли крымскому хану: «Буди тебе ведомо: Днепр деи нашь коч, твои татаровы по Непру не кочевали»
В июле 1564 г. глава крымских мангытов Дивей (да, попавший в плен при Молодях) заявил русскому послу в Крыму Афанасию Нагому, что согласен для пользы московского царя воевать с поляками, но за это потребовал себе поминки такие же, что посылались «к деду моему к Темирю князю, как... был дед мои на своем юрте в Нагаех». Нагой отвечал, что «жалованье великое» в старину шло Тимуру, «потому что был на своем юрте сам государь, а ты ныне служишь... у крымского царя». Но Дивей все твердил: «Дед мои Темир князь был на своем юрте в Нагаех».
Зато сразу понятно, почему «безродный» Афанасий Нагой отправлен разруливать клубок русско-крымско-ногайских противоречий. Он ну очень здорово ориентируется в бесконечных ногайских биях, мирзах и огланах, в которых Вы уже гарантированно запутались. Он свой, его не проведешь.
Конец пометок на полях.
Любопытно, что завоевание Россией Поволжья пришлось на момент страшной смуты в Ногайской Орде. Ее территорию в наших учебниках тоже пририсовывают России со времен Грозного, но в реальности всё было сложнее. Реальная интеграция и освоение территорий началась только при Фёдоре Ивановиче, но почти весь XVII век даже окрестности Уфы оспаривали сначала ногайцы, а потом и их самозванные наследники и правопреемники калмыки. В этом плане та же разинская война по своим реальным участникам и результатам может быть куда интереснее описаний из учебников, ну да и до нее руки дойдут.
История же ногайцев разбрелась розно. Многие из них стали аристократией при русском, литовском и крымском правителях. Почти все рано или поздно подчинились Российской империи. Немалая их часть пополнила ряды казачества, дойдя до своей прародины, а после и до Тихого Океана. Но и не малая сражалась с империей на стороне крымцев или турок. Или в частях повстанцев, нередких в нашей истории.
Ну и в истории смуты они знатно наследили, конечно.
Это же они громили Царев-Борисов и Комарницкую область по призыву Дмитрия Самозванца, до конца бились под Москвой, прикрывая отход царевича Петра к Туле. Они громили войска Шуйского на Пчельне и терпели горькое поражение при Восме год спустя. Они мимоходом били Заруцкого и три года мешали жениться казачьему царю Мише Романову своими походами в ближайшее Подмосковье. Они же ушли на Кавказ и в Крым после поражения. Именно они – та упущенная нашими историками страница смуты, без которой она (Смута) превращается в абсурд и карикатуру.
И их правда назвали в честь Ногая. Но не в честь именно того. Просто тогда (как и сейчас) это было распространенным именем неподалеку от Монголии.