Найти тему

«Пустая маска» Рене Магритта — сюрреалистический «обратный ребус»

Оглавление

Рене Магритт — бельгийский художник-сюрреалист, которого вы наверняка знаете по картинам «Влюбленные» (1928) и «Сын Человеческий» (1964).

Но сегодня я хочу рассказать о его не самом известном произведении — «Пустая маска» (1928). В этой работе Магритт играет с идеей восприятия реальности, используя слова вместо изображений.

Про картину

Для начала отмечу, что это — картина, написанная маслом по холсту. На полотне мы видим 4 сегмента, в которых начертаны слова на французском языке: небо (ciel), человеческое тело (или лес) (corps humain (ou forêt)), занавес (rideau) и фасад дома (façade de maison).

Рене Магритт, «Пустая маска» (1928)
Рене Магритт, «Пустая маска» (1928)

Подразумевается, что прочитав слова, мы мысленно представляем изображение, собираем его, основываясь на собственном опыте и ассоциациях. Работа таким образом будет индивидуальной для каждого зрителя, уникальной, разной по цвету, насыщенности, пропорциям, гармонизации всех структур в единую композицию и так далее.

Так или иначе, почти у каждого слова непроизвольно трансформируются в картинки. Этим произведением Магритт показывает нам, что наша культура, Европейская культура — полностью интеллектуальна, она завязана на рациональности и на слове, как основном принципе восприятия мира. Наша культура словесна и словоцентрична, она — языковая.

Художнику достаточно использовать несколько слов, чтобы вызвать у нас визуальный образ. Так зачем тогда тратить время, чтобы изобразить объект, если можно его просто обозначить? А каждый из нас уже достроит изображение собственным образом и по собственному вкусу.

Про философию

Рене Магритт работал под влиянием лингвистических теорий, утверждающих, что связь между предметом и словом его обозначающим — случайна. Его картины часто играют с этой концепцией, присваивая знакомым объектам незнакомые названия или описания.

Рене Магритт, «Это не Трубка», 1929
Рене Магритт, «Это не Трубка», 1929

В этом отношении стоит познакомиться с философией раннего Витгенштейна — он как раз пытался разобраться в том, как мы нарекаем те или иные вещи, почему те или иные слова ассоциируются с теми или иными предметами. При этом его исследования в каком-то смысле деструктивны: они разрушают привычную концепцию мира и бытия, в них можно утонуть и начать сомневаться в реальности происходящего, в реальности окружающего мира, в достоверности хоть чего-то. В этом тоже есть что-то сюрреалистичное.

Рене Магритт, «Стол, океан и плод», 1927
Рене Магритт, «Стол, океан и плод», 1927

Сюрреалистическая стратегия Магритта в какой-то мере бросает вызов предвзятому восприятию реальности зрителями, он стимулирует к более глубокому размышлению о языке и изображениях, о словах, которые мы принимаем как должное.

Рене Магритт, «Живое зеркало», 1927
Рене Магритт, «Живое зеркало», 1927

«Пустая маска» — это часть более широкого исследования Магриттом отношений между словами, изображениями и реальностью. Художественные приемы, которые использовал бельгийский сюрреалист, иногда обозначают терминами «обратный ребус» или «вербально-визуальное предложение». Фактически, это сочетание изобразительного искусства и текста, создающее игру образов и смыслов. Таким образом Магритт пытался приблизится к пониманию структуры языка и нашего восприятия окружающей действительности.

«Пустая маска» — яркий пример сюрреализма, художественного направления, которое стремится освободить творческое воображение от ограничений логики и обыденного восприятия.

____________________________________________

Ещё о произведениях Рене Магритта: