Мы подходим к концу Волжской набережной, и сначала расскажу о Церкви Илии Пророка и Тихона, епископа Амафунтского. Согласно легенде, 1000 лет назад именно на этом месте ростовский князь Ярослав Мудрый победил медведя и повелел построить храм в честь пророка Ильи. До 1694 года на этом месте стояла деревянная церковь, которая многократно перестраивалась из-за пожаров. В конце XVII века было решено построить небольшой каменный храм с одной главкой. С ростом Ярославля потребовалось и расширение прихода. В 1832 году, после 7 лет строительства был открыт новый храм.
Ильинско-Тихоновский храм производит впечатление своей внешней пышностью и помпезностью. Со всех сторон он украшен 6 колоннами, наверху завершающимися треугольными фронтонами. По центру выстроен световой барабан, который венчает огромный купол с маковкой. Изначально в здании было два этажа. Нижний занимал зимний Тихоновский храм, а верхний - Ильинская летняя церковь.
До 1920-х годов по двум углам церкви располагались арочные колокольни. Но советская власть решила, что будущему Музею Ленина они не нужны. Архитектор, которому было поручено превратить храм в здание для народных нужд, писал в своих отчетах о том, что оно очень напоминает гражданское и отлично подойдет для музея. В итоге, церковь отдали под склад, а потом переформировали в общежитие для медиков.
В 1970-х годах произошла реконструкция здания, а затем его передали Ярославскому Художественному Музею. Здесь и сейчас располагаются его фонды. Однако, несмотря на то, что бывший храм до сих пор не находится под дланью РПЦ, ему возвращается былой облик. Расчищена часть наружных фресок. В 2010 году восстановлена маковка на куполе.
По соседству с этим храмом расположены Митрополичьи палаты. Это один из немногих дошедших до нас памятников гражданской архитектуры XVII столетия. Именно это место на Волжской набережной три столетия назад для своей резиденции определил митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич. Ранее здесь стояли терема местных воевод. Но они были уничтожены пожарами. Чтобы такого не произошло с вновь возведённым зданием, было решено сделать его каменным. Если верить источникам, строительство резиденции растянулось на несколько лет. Начали работы в конце 1680-х годов, а закончили только к середине следующего десятилетия.
В архитектуре палат немало удивительного. Поражает толщина стен здания: в некоторых местах она составляет два метра. Первый этаж занимали различные службы, необходимые для работы епархии. А второй этаж использовался для личных нужд Ионы Сысоевича. Фасады Митрополичьих палат были богато украшены. Часть декора сохранилось в кирпичной кладке, но большая часть утрачена. С особой пышностью были декорированы оконные проёмы. С северной и южной стороны к постройке примыкали два каменных крыльца с затейливой резьбой. Самое большое из них предназначалось для парадных выходов, а то, что поменьше, использовалось для повседневных нужд. При перестройке здания в XIX веке они были разрушены.
В третьей четверти XVIII века палаты постепенно приходят в запустение. В XIX веке всё-таки находятся средства на реконструкцию здания. В это время оно значительно меняет свой облик. Огромный урон ему наносит Белогвардейский мятеж полковника Перхурова в 1918 году. Правда, общими силами значимый памятник удаётся восстановить.
Сегодня в здании палат располагается музей древнерусского искусства. В его экспозициях собраны уникальные иконы и образцы живописи, в том числе домонгольского периода. Там же можно увидеть древние документы и произведения деревянной скульптуры, литья и резьбы.
Наконец мы дошли до места, где соединяются Волжская и Которосльная набережные. Здесь перед Успенским собором расположена зелёная зона. Первое, что попадается на сквере, ведущему к храму - большой валун, установленный на месте основания Ярославля. Легенды говорят, что сам камень подревнее самого города. Ведь его возраст составляет более двух миллионов лет А ещё этому чуду природы приписывают лечебные свойства. Будто бы он обладает магической силой и может исцелять от болезней. Для того, чтобы получить облегчение, достаточно коснуться поверхности камня ладонью, ощутить его прохладу и забрать частичку его мощного энергетического поля.
Дальше, на этом небольшом сквере, почти у самого храма установлена жанровая скульптура "Святая Троица". Она была установлена в 1995 году, в год 1000-летия крещения Руси. Авторы памятника, скульпторы Н.Мухин и И.Трейвус и архитектор А.Бобович, создали скульптуру по сюжету иконы Андрея Рублева "Святая Троица". Фигуры святых имеют упрощенные формы, что делает памятник похожим на древнюю фреску. "Троица" представляет собой смелую попытку, с одной стороны, скульптурно осмыслить великое творение Андрея Рублёва, а с другой - найти современное художественное решение.
Примечательно, что на сегодняшний день это единственное в нашей стране скульптурное воплощение Троицы. Поначалу скульптура была воспринята неоднозначно: среди творческой общественности Ярославля и представителей духовенства нашлось немало критиков, утверждающих, что формы изваянных ангелов нетипичны для традиционных религиозных канонов. Вот почему торжественная церемония открытия и освящения монумента архиепископом Михеем состоялась лишь после того, как памятник получил официальное одобрение со стороны Российской православной церкви в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Ставьте пожалуйста лайки, подписывайтесь на мой блог и рекомендуйте его своим близким, друзьям и знакомым.