В прошлой заметке (см. тут) я оборвал цитату из антисоветчицы Киры Долининой, историка искусства, в её противопоставлении антисоветских художников (какими она их понимает, как я думаю) остальным с выставки «Врата и двери» в мае 2011 года. А теперь хочу цитату продолжить:
«…как всегда отличная живопись Владимира Шинкарева» (http://loveread.me/read_book.php?id=100990&p=60).
Полез смотреть, что это за живопись, и убедился: смачно пишет. Но я буквально взвыл от восторга, наткнувшись на такое:
Пока искал название и дату, наткнулся на похожее.
Но этот Феликс, во-первых, не знает, что тёмное в отражении светлеет. Во-вторых, оттенки всё же обычные, а не такие, словами не передаваемые, как у Шинкарёва.
Впрочем, и феликсовские словами не передашь. Но шинкарёвские как-то душу ныть заставляют, несмотря на какую-то святящуюся зелень.
А потом я заметил ещё одно отличие: у Феликса очень мало следов человеческой деятельности (только белый домик с тёмной крышей на берегу), а у Шинкарёва – громады жилых домов вдали, забор на среднем плане и сваи в реке (4 штуки).
Я задался вопросом: зачем вбиты сваи? Долго не думал и спросил интернет (он всё знает). – И правда! – Это остаток от мельницы, работавшей силой течения. Полтора века назад. А потом индустриализация сделала такие мельницы ненужными. Их разобрали, а некоторые сваи вытащить не смогли. И забросили. – Вот они и стоят, символизируют смерть человечества от перепроизводства и перепотребления. – Вот, почему «Мрачные картины». При всей, казалось бы, светоносности именно этой картины.
В СССР Римский клуб, озабоченный сохранением человечества в такой мрачной перспективе, был под информационным колпаком, считался вредным и работающим в интересах высокоразвитых капиталистических стран. – Вот тут и некая антисоветскость Шинкарёва подвязывается.
Я стал противником прогресса в 80-х под влиянием кампании по приостановке проектов переброски воды из сибирских рек в Среднюю Азию. В перестройку. Но тогда же я перестал быть левым антисоветчиком, почувствовал, что переделка лжесоциализма пошла в капиталистическую сторону. Так что и тут бы я разошёлся с Шинкарёвым, если он тогда и сотворил эту картину.
Но нет:
«Начатые еще в 1990-х годах "Мрачные картины"…» (http://afisher.info/moskva/news/22970598/).
Это какой-то разбавленный пробуддизм у Шинкарёва. Созерцательность грустная. И отрешённость. – Разочаровался человек во всём на свете.
Кира Долинина пишет для деловых людей в либеральную газету «Коммерсантъ». Либералам интересно разнообразие мнений как таковое. Необычность Шинкарёва вполне удовлетворяет такому запросу.
11 января 2024 г.