На одном из информационных форумов на тему сражения персов с объединенной греческой армией при Платеях в 479 году до новой эры развернулась интересная дискуссия по поводу участия спартанских илотов в битве. По сведениям Геродота в ней принимали участие 5000 спартиатов, 5000 периэков и 35 000 илотов. Далее летописец пишет, что: «Вместе с легковооруженными воинами лакедемоняне насчитывали 50 000 человек». По всей видимости, 5000 периэков сопровождало такое же количество илотов. По мнению современных исследователей в военных походах спартиатов всегда сопровождал только один илот в качестве оруженосца. Чем же было обусловлено такое большое количество илотов в спартанской армии в битве при Платеях? Современные ученые исключают возможность прямого участия илотов в сражении и считают, что их роль в походе заключалась в снабжении армии провиантом. Но историки допускают вероятность того, что часть илотов сопровождала спартиатов в бою с персами, чтобы выносить с поля боя раненых и оказывать им первую врачебную помощь. По Геродоту греческое войско состояло из 38 000 гоплитов и 69 500 легковооруженных воинов. Вместе с отрядом феспийцев, прибывшим к месту битвы, общая численность греческой армии достигала 110 000 человек. Именно этой цифрой оперируют авторы многочисленных публикаций о битве при Платеях, что абсолютно не правомерно.
Геродот пишет, что «На правом крыле греков стояло 10 000 лакедемонян, 5000 из них были спартиаты. Прикрытием им служили 35 000 легковооруженных илотов, по семь илотов на каждого спартанца и почти каждый из них был снаряжен для войны». Но в древней Спарте илотам под страхом смерти запрещалось иметь при себе оружие, а вооружить на время похода против персов мечами и щитами 35 000 рабов спартиатам не представлялось возможным. Учитывая тот факт, что во избежание атаки персидской кавалерии на равнинной местности армия спартанцев располагалась на недоступных для конницы противника горных склонах, для отражения атаки неприятеля илотам было достаточно иметь при себе только легкие дротики. На каменистой местности в качестве вспомогательного оружия илоты могли также использовать булыжники, отражая наступление врага градом увесистых камней. Отмечу, что именно от попавшего камня в висок, брошенного спартиатом Аримнестом, в битве при Платеях погиб персидский военачальник Мардоний, что предопределило исход всего сражения.
По оценкам современных ученых в V веке до новой эры общая численность илотов в Спарте колебалась в пределах от 170 000 до 224 000 человек. По расчетам Т. Фигейры максимальное возможное соотношение спартиатов и илотов равнялось 1 : 7. По мнению Белоха к середине VI века до новой эры население Лаконики и Мессении насчитывало 230 000 человек, в том числе 9000 спартиатов, 45 000 периэков и 176 000 илотов. Под 9000 спартиатов историк подразумевает только боеспособное население Спарты, так как Плутарх пишет, что земли Лаконики были распределены на клеры (земельные участки) между 30 000 периэками и 9000 спартиатами, что соответствовало числу их семей. В таком случае минимальная численность населения в Спарте должна была составлять 30 000 человек, включая женщин, детей и стариков. Я считаю более достоверными сведения, что на момент битвы при Платеях в Спарте насчитывалось примерно 8000 боеспособных спартиатов, а пропорция населения свободных граждан, периэков и илотов составляла 50 х 150 х 350 тысяч человек.
В начале V века до новой эры спартанцы использовали илотов исключительно в качестве вспомогательных войск как оруженосцев, санитаров, караульных, военных рабочих и поваров. Тем не менее, частичное участие илотов в битве при Платеях непосредственно в рукопашной схватке с персами подтверждается их потерями в сражении. По Геродоту: «После раздела платейской добычи приступили к погребению павших – каждый город своих. Лакедемоняне выкопали три могилы. В одной они похоронили своих иренов (спартанцев в возрасте от 20 до 30 лет). В другой – всех остальных спартанцев (спартиатов и периэков вместе), а в третьей – илотов. Так погребли своих воинов спартанцы».
Любопытно свидетельство Геродота о разграблении илотами персидской добычи после битвы: «Павсаний приказал глашатаю объявить, чтобы никто не посмел присваивать себе добычи и приказал илотам снести сокровища в одно место. Илоты же рассеялись по персидскому стану и нашли шатры, убранные золотом и серебром, позолоченные и посеребренные ложа, золотые сосуды для смешивания вина, чаши и другие питьевые сосуды. На повозках они отыскали мешки с золотыми и серебряными котлами. С павших врагов они снимали запястья, ожерелья и золотые мечи, а на пестрые вышитые одеяния варваров никто даже не обращал внимания. Илоты похищали много драгоценностей и затем продавали эгинцам, но много добра им пришлось все-таки сдать, так как его невозможно было спрятать. Отсюда и происходит великое богатство эгинцев, которые покупали у илотов золото и платили за него как будто это было медь».
Я полагаю, что основная причина, по которой спартиаты взяли с собой в поход перед битвой при Платеях такое значительное количество илотов, заключалась, прежде всего, в стремлении обезопасить территорию Спарты от их возможного восстания в период отсутствия боеспособного мужского населения. В данном случае 35 000 илотов являлись заложниками и находились под постоянным наблюдением спартанской армии. В 465 году до новой эры, спустя всего 14 лет после битвы при Платеях, произошло самое крупное в истории Спарты восстание илотов (третья Мессенская война), которая продолжалась почти десять лет. Спартанцам пришлось заключить с мессенскими илотами договор, согласно которому они могли беспрепятственно покинуть Мессению и поселиться в Навпакте. Поэтому уведя с собой самых сильных илотов, лакедемоняне в какой-то степени обезопасили себя от возможного захвата Спарты, в которой оставалось не значительное количество воинов, численностью не более трех тысяч человек.
В начале Персидского похода при переправе через пролив Геллеспонт армия Александра Македонского включала в себя примерно 7000 пехотинцев и 600 всадников греческих полисов, предоставленных царю Эллинским союзом. По сути, они являлись такими же заложниками и гарантией обеспечения лояльности греческих полисов на длительный период отсутствия Александра в Европе. Во время последующего Индийского похода Александр приказал отобрать 30 000 персидских мальчиков и обучить их греческому письму и владению македонским оружием. Они также являлись многочисленными заложниками верности персидских сатрапов. Курций так и пишет, что: «Молодые персы выступали в качестве заложников в руках Александра». Никогда прежде и после битвы при Платеях армия спартиатов не покидала пределы Пелопоннеса в полном составе. Поэтому руководство Спарты поступило разумно на период ведения боевых действий на территории отдаленной Беотии, вместе с армией лакедемонян временно удалив за пределы государства самых неблагонадежных и физически крепких илотов.