Осенью 2013 года мы с мужем воплощали в жизнь мою мечту побывать в Армении. Перемещались мы велосипедами – самым удобным для познания мира транспортом: на машине быстро – не всё заметишь, пешком медленно, не везде дойдёшь. Наш путь проходил от Баграташена через Иджеванский хребет на Дилижан. По дороге мы объедались инжиром прямо с веток, собирали на память сверкающие камешки медной руды, ели лепёшки прямо с огня в хижине горных пастухов и стопятьсот раз повторили диалог «Откуда ви? – Феодосия? – Ааа, Айвазовский, знаю!»
В кафе Дилижана мы слушали армянскую версию Ветхого завета.
Ну, ви же знаете – Ной, он ковчег на Арарате остановил... Ви же знаете – он на Арарате остался. А когда Ной вишел из ковчега, его встретили армяне и накормили шашликом!
Мы посмеялись, но уточнять не стали, из кого был шашлык – из животных, прибывших в ковчеге, что ли? Хотя, если слушать турецких археологов, которые уверяют, что нашли ковчег на Арарате, — творению Ноя около 4800 лет. А ботинку, найденному в пещере Арени – 5500 лет. Так что армяне вполне могли накормить Ноя шашлыком из собственных баранов. Ещё бы, такой гость!
На кофе у директора Дилижанской картинной галереи мы обсуждали Айвазовского и причины нашего приезда в Армению.
Говорите, у вас в Феодосии армянских церквей много? Вот и у меня тоже так: я столько рассказывал про Париж, что и меня спрашивали: а вы были в Париже? Пришлось ехать!
Дальше был морской пейзаж Севана, лабиринт из хачкаров Норатуса, сказочно вкусная рыба сиг в местном ресторане и ночёвка перед Мартуни, приправленная размышлениями о том, что дальше маршрут не проработан и надо кого-то спрашивать.
В Мартуни завтракали в кафе. Его хозяин чрезвычайно проникся нашим незнанием маршрута. Долго объяснял, как выехать на дорогу на Селимский перевал. Горячо и много говорил про караван-сарай.
Он там на дороге стоит, ви сразу увидите! Это четырнадцатый век! Здесь шёлковый путь бил!
Мы доедаем свой завтрак, я кладу в карман бумажку, на которой старательно нацарапан план местности.
Вот мой номер телефона, меня зовут Вардан, я тут всех знаю! Если вас будут обижать, ви мне звоните! Я ему скажу!..
Дорога на перевал – голые склоны, встречный ветер, несчастные осины на обочине. Мимо проезжают машины, груженые по самое никуда. Мы развлекаемся тем, что наблюдаем, сколько картошки можно впихать в одну Волгу. Ага, вот капуста поехала. О, а тут картошки ещё больше!
Нас обгоняет чёрная Волга, в салоне люди. Притормозила, почти поравнялась с нами. Опять обогнала. Притормозила. Сзади слышу голос мужа: езжай, не останавливайся. В голове лихорадочно проскакивают мысли. Бумажка с телефоном Вардана? У меня. Телефон в рюкзаке, но он выключен и наверно разряжен. У Лёши включён, но номер Вардана у меня…
Чёрная Волга в третий раз притормозила и поравнялась со мной. Опустилось боковое стекло, из-за него появились две руки, полные яблок.
Я остановилась. Люди в машине поинтересовались, откуда мы и куда едем, пожелали доброго пути и уехали. Похоже, они поняли, что напугали нас.
Потом было много чего ещё. Высоченные стены ущелья Арени, мастер-класс по варке макарон в тандыре, запутанные планировки армянских монастырей, захватывающе интересный Матенадаран с его древними рукописями, какой-то игрушечный эллинский храм Гарни и ереванский памятник Айвазовскому, с которым я на радостях полезла обниматься.
Мы провели в Армении девять бесконечно длинных дней – ярких, солнечных, насыщенных впечатлениями и наполненных улыбками. С тех пор прошло десять лет, и многое забылось. Но сейчас, когда рядом со мной звучит слово «Армения», первое, что я вспоминаю – те две руки, полные яблок.
P. S. Подробное описание наших армянских приключений – будет. Следите за обновлениями 😊