7 августа. Переход из Лагеря 1 в Лагерь 2. С 4400 м на 5400 м. Так получилось, что этот день стал, наверное, самым сложным в Экспедиции и во многом предопределившим физическое состояние во время восхождения. Которое неразрывно связано с психологическим фактором.
Ступив на ледник мои б/у высотные ботинки тупо начали сыпаться. Благодаря кошкам я их удачно сцепил и связал, и старался поменьше на них смотреть чтобы не расстраиваться. Мне предстоял заход минимум на 6100 на время акклиматизации, и время их похорон еще не пришло. Я мог взять замену (аренду) только в Базовом лагере на 3600, когда мы будем отдыхать перед штурмовым заходом. Но это была ерунда по сравнению с тем, что у Марата начались проблемы в связке кошки-ботинки. Из-за чего он мучился и все время их подкручивал и поправлял. Это отнимало силы и время. По плану мы путь от лага 1 до лага 2 должны были пройти за 5 часов. Но то что получилось в итоге…
Мы шли до стены Ледника , которую надо было жумарить (Это по сути стенка небольшая, уклон 70-80), почти 3 часа. Я предложил Марату возвращаться. Так как с таким движением ничего хорошего нам не светит. А пока мы не прошли стенку и большие трещины через лестницы с веревкой, ему можно было еще развернуться и безопасно вернуться в Лагерь 1. Я бы продолжил путь наверх. Но Марат отказался и сказал, что все будет норм, что он сейчас втянется.
Стенку мы прошли довольно хорошо. Чего я не очень ожидал, я думал мы сейчас еще там потеряем много времени. Так как навыков у Марата прохождения таких препятствий попросту не было. Но тут все прошло нормально. И щели большие через лестницы тоже миновали бодро.
Здесь так же проходили другие группы. Кто на спуск, кто на подъем. Скучно не было. Движуха.
Дальше началось неприятное мягко сказать…Марату стало тяжело идти. Вернее так – поворачивать и отступать он был не намерен. Но идти нормально перестал.
Приходилось его подталкивать или попросту тащить на веревке. Я временами срывался и выговаривал ему в плане безответственности. Мой грех. Но тут надо было местами просто орать чтобы встряхнуть и заставить двигаться вперед. Несмотря на это, я всегда буду считать, что все было не зря, и что Марат - надежнейший Друг и спутник в любых условиях и ситуациях. Эти наши «страдания» только укрепили в последствие мое мнение. Более того, его участие в Экспедиции -это ее успешный в целом итог. Мы были командой. Если любой из участников достиг Вершины – это заслуга всей команды. И только так.
Но вернемся к 7 августа. Мы уже были в пути почти 12 (!) часов, когда наконец подошли к холму-подъему метров на 70-100 перед выходом на плоскую часть «Сковородки». Надо еще сказать, что весь путь был в тумане, мелком снегу. Но тропа хорошо была пробита и маркирована. Идется весь путь, начиная от Лагеря 1, в кошках и в связке. Много трещин.
Я дал короткое интервью на камеру, что скорее всего мы сегодня не умрем. И мы двинулись к холму. Когда мы к нему подошли, я достал бутылку с изотоником, попить . Поставил рюкзак и поднял глаза на холм. Над ним увидел….Облако ? Туман ? Снег ? Вся эта «аналитика» доли секунд.. Лавина ! Выругавшись (ни то обреченно , ни то с досады), что Это – П….ц , я крикнул Марату «БЕГИ !» и мы подхватив рюкзаки рванули просто вперед в связке чуть траверсом от этого места ! Рвать было недолго. Первый же ком снега, который прилетел мне по хребту, сбил меня с ног, и я только успел зарубиться и пригнуть, защитить голову. Все происходило стремительно. Поток ветра и осколки льда и снега летели секунд 30 не больше, и вдруг все прекратилось…. Я поднял голову и не мог поверить, что стихло. Я еще не видел Марата. И сначала мне показалось, что его снесло куда-то вниз. Но чуть очухавшись, я увидел его «зарубившегося» в метрах пяти выше (ну а куда дальше, у нас веревка-то была 10 м. в связке, и он не выстегнулся). Автомат на зарубание сработал четко, и это здорово. Выдохнули. Лавина ударилась в этот холм и разлетелась, как мы поняли позже. И нас посекло только ее остатками, плюс она была небольшая и не такая сильная. Но осознать, что все может кончится в миг, и силу даже этого небольшого лавинного кусочка, очень даже помогло. Я еще раз прочитал проповедь о необходимости двигаться как можно скорее и вообще сваливать с этого места.
Мы шли до лагеря после этого еще 5 часов ! Всего 17 часов занял этот переход. Это было крайне изнурительно. Ели только SiS (гель) и немного гематогена. Пили чай. Перед лагерем я засунул в себя немного сала с сухариками.
Ввалившись в палатку, мы попили чай, поели немного. Сил не было совсем. Провалились в сон.
Трясло изрядно. Мне снились или виделись какие-то картинки о том, что мы едем в больничку в Ош, что надо решить вопрос с мед.страховкой. Лезли вопросы, что делать дальше, как спускаться, неужели это все. Что этот Лагерь 2 станет финальной точкой в этой экспедиции, и что придется спускаться. Так дальше идти нельзя… Потом все-таки был глубокий сон. Отпустило.