Найти тему
Teacher from Russia

Неблагополучные дети: можно ли их спасти

Знаете, как врачи шутят про смерть и кадавров? Вот и я также уже от части профессионально деформировалась. В статье про ЕГЭ естественно набежали свидетели секты детей-цветов жизни (они там всегда ошиваются, они почти под каждой статьей).

Я сейчас скажу жесткую, непопулярную, но, по-моему, очевидную правду. Говорить я ее могу, потому что через меня прошла точно тысяча детей (если не больше) от возраста 2.5 и до ого-го, их было настолько много, что я их не считала.

Дети - это не цветы жизни, детоцентризм вообще относительно новое явление в нашем обществе, ему от силы лет 30, до этого на детей никто не молился. Так вот, я, как преподаватель сказала бы вот что (коллеги, а вы бы что сказали?): дети - это не цветы, это такие же люди, просто маленькие и неопытные. А люди бывают хорошие, бывают добрые, плохие, разгильдяи, чудаки с буквы М, гении, таланты. Разные бывают. Вот и дети тоже бывают разные и нет никакой гарантии, что у прекрасной пары не родится монстр, такое тоже бывает. Также как и у монстров рождается ангел. Обычно, глядя на ребенка, можно сразу сказать из какой он семьи и в какой среде растет, но это в 99%, все же маленькая погрешность есть. У нас обычно говорили так "у детей нет никаких проблем, их единственная проблема - это их родители".


Детки, с которыми я работаю, просто чудесные (иначе я бы не стала с ними работать), но так было не всегда. В начале профессионального пути приходилось работать с детьми женщин и мужчин с низкой социальной ответственностью, что бы это ни значило. В тот момент я пустилась во вся тяжкие во имя "долга", с желанием всех наставить на путь истинный. Как же я ошибалась: все эти сказки из советских фильмов остались в далеком прошлом. Да, бывает, что учителя спасают тех, кто пошел по наклонной. Может, в 1% случаев. В 99% никто никого не спасает и спасти не может, потому что:

А) нельзя спасти того, кто не хочет, чтобы его спасали

Б) вы видитесь в лучшем случае 3 раза в неделю по 45минут. Остальное время ребенок тусуется в своей "среде". То есть ваше общение это 0.1% от всего времени его жизни, если не меньше - капля в море. Практически невозможно повлиять на кого-то, если вы взаимодействуете 1.5 часа в неделю.

И не надо сейчас повторять заученное из советских фильмов про «долг», где учитель спасает каждого дуралея. Не было в те времена таких кадров, и у учителя был статус другой в целом.

Таких неблагополучных детей мы называли "цветы на могиле родителей". Неблагополучные дети мне иногда снятся в кошмарах много лет спустя. Если не спились и не сели - и на том спасибо, вот такие у нас были стандарты на первом месте работы. И тут сидишь и думаешь: вот я училась на пятерки, участвовала во всем и вся, и все это для чего? Чтобы Вася не сел? Чтобы он три слова выучил с божьей помощью за 11 лет, потому что его Маман употребляет, батя вышел за хлебом? Я тут причем? Какая бестолковая трата времени и сил. А ведь столько талантливых, замотивированных, активных, которые каждое твое слово жадно хватают на лету. С ними и результаты, и удовольствие от работы. Что это за планка такая "не сел, не спился"?

А ведь дело в том, что много кто делает детей случайно или потому что "надо". В итоге сами своими детьми не занимаются, а чужая тетя вдруг должна из их детей сделать гениев за три рубля и 45 мин в неделю, а сама сидеть на воде и хлебе. С чего вдруг? Училке-тете же не нужна одежда, еда, отпуск. Ничего ей не нужно, она живет только ради того, чтобы очередное недоразумение сделать человеком за «спасибо». Сами работают за деньги, а учителя/врачи почему-то должны работать бесплатно - вот так парадокс.

Ну, а что касается заголовка, то тут я бы ответила словами моего любимого завуча Светланы Борисовны из частной школы Н, где я работала:

"Спасти ребенка, повлиять на него, мы можем только при слаженной, совместной работе родителей, учителей и администрации".

И это так верно. Этот тезис подтверждался много раз. Можно спасти ребенка, но без слаженной работы это практически нереально. Дверь кабинета Светланы Борисовны была всегда открыта и для учителей, и для учеников. Никаких криков, спеси. Завуч от бога. Эти слова Светлана Борисовна сказала, когда мне было 23, и я пришла к ним на работу. Не поверите, в этой школе Н дети обожают учиться, они приходят даже на каникулах просто пообщаться с учителями, помочь, побыть в родных стенах. Доходило до смешного: у нас каникулы, прихожу на работу - сидят. Я говорю:

- Вы что тут делаете? У вас же каникулы.

- Мы соскучились. Давайте чай пить, давайте мы поможем если надо.

Именно там рухнули все мои стереотипы о "богатеньких". Таких добрых, интересных, небезразличных детей я нигде не видела. По-настоящему хорошее образование творит чудеса, это огромная сила - но оно и стоит денег, хорошее бесплатно не бывает почти никогда.

Когда говорят "красота спасет мир", я обычно отвечаю "образование спасет мир". Я так вижу, а вы, дорогие мои?

У меня в телеграмм болтаем. Если вам понравилась статья, ставьте лайк и подписывайтесь.

Мои проекты:

Как учить иностранный язык, чтобы выучить? Как избавиться от акцента, разобраться в куче времен и наконец выучить язык?

Общий английский и французский

Английский с величайшими людьми столетия

Английский для эмиграции

Иврит

Обо мне