Еще до революции Илья Ефимович Репин считался оппозиционным к власти художником. Хотя, такими были почти все творческие люди. В СССР его картины официально почитались вершиной критического реализма в искусстве. Но сам художник в Советском Союзе не жил. Во времена революции он оказался в Финляндии и так и не захотел вернуться в Россию.
Знаменитая картина Репина имеет несколько названий. К примеру: «Большевики. Красноармеец отбирающий хлеб у ребенка. Либо: «Большевики. Солдат Троцкого отбирают у мальчика хлеб». Интересно, что сам художник никак эту картину не называл, а имя она получила по сюжету, изображенному на полотне.
В самом центре картины – толстый мужчина в шинели, с отталкивающим видом, который вырывает у маленького хлеб. Внятно не прорисован пол ребенка. Одни говорят, что это девочка, а другие – что мальчик. Ребенок истощен и оборван. Мужчина, отбирающий хлеб наоборот – упитан. Его окружили такие же упитанные образы в шинели, которые хохочут. Нарисованы они нарочито мерзостно и сама картина напоминает больше карикатуру.
Еще в 1899 году Илья Репин поселился в Великом княжестве Финляндском, в дачном поселке, недалеко от Петербурга. Историки рассказывают, что художник с восторгом встречал Февральскую революцию. А вот Октябрьскую даже не заметил, будучи увлеченным творческой работой. Когда он узнал о происходящем, то не одобрил. О большевиках в Финляндии, которая в 1917 году стала независимой, проходили разные слухи. В независимой Финляндии, помноженные на антибольшевистскую пропаганду, было создано самое гротескное впечатление о том, что происходит в России.
Со слов репина, картину он писал по рассказу одной дамы – очевидицы. Некоторые исследователи говорят, что дамой этой была вдова Антона Чехова – Ольга Книппер –Чехова. Разумеется, что сам Репин продумывал детали картины. И эти детали показывают, что Репин писал, отталкиваясь от своих личных соображений.
В первую очередь, нигде не показано, что на полотне изображены большевики, кроме названия полотна. Военная форма на картине не имеет никаких знаков различия, которые бы говорили про их принадлежность к Красной Армии. Красных звезд на фуражках нет, да и сами они – совсем не военного образца. Не существовало таких красноармейцев, как на картине Репина. Но исследователи не исключают, что сама история, рассказанная художнику могла быть правдивой.
Сам же художник не считал законченной эту картину. Многие моменты на ней не прописаны до конца, а изображения людей нечеткие и размытые. Не исключено, что Репин хотел когда-то довести работу до конца, но так и не успел. Эксперты считают, что с художественной точки зрения – это одна из самых неудачных работ мастера.
Скорей всего, Репин и сам это понимал. Именно по этой причине и не спешил возвращаться к работе над этим полотном. Сохранились записи самого Репина: «У меня вышла карикатура на действительность, и я за нее извиняюсь».
Но не смотря на все эти, Репин часто демонстрировал эту картину на выставках для эмигрантов. Тут он получил крепкий имидж антикоммуниста, как когда-то его считали антимонархистом. Часто «Большевики» помогали Репину справляться с финансовыми проблемами.
В это время в Советском союзе его дореволюционные картины показывали как образцы художественного творчества. Им демонстрировали, как меткое обличие «язв» царской России, хотя в некоторых из них тоже можно заметить определенную карикатурность. Она всегда была свойственна творчеству Репина.
Имение специалистов о картине «Большевики» расходятся. Некоторые говорят о ее «исторической значимости», а другие ее оценивают, как большую творческую ошибку.
При жизни Репина картина «Большевики» была в его финской усадьбе Куоккала. После смерти Репина, картину получила его младшая дочка Татьяна Репина-Язева. После она сменила нескольких хозяев-коллекционеров и в результате попала в коллекцию Мстислава Ростроповича Галины Вишневской. В 2007 году ее, как и многие другие выкупил миллиардер Алишер Усманов и передал в дар Российской Федерации. В наше время картину Репина «Большевики», про которую в СССР даже не упоминали, экспонируют в Константиновском дворце Санкт-Петербурга.