Найти тему

На машинах через Карелию. Часть вторая

Оглавление

Это продолжение истории о большом и насыщенном путешествии на двух автомобилях по достопримечательностям Карелии.

Путешествие заняло у нас две недели, и мы посетили очень много интересных мест. Я надеюсь, что история о нашем маршруте будет не только интересна, но и поможет вам спланировать свою поездку.

Ссылка на первую часть рассказа:

https://dzen.ru/a/ZaVaKeCTZwc05hj-?share_to=link

ДЕНЬ СЕДЬМОЙ, КОЛЛАСЪЯРВИ, ОЗЕРО ПИЗАНЕЦ (17/09)

Итак, утро седьмого дня пути началось на берегу озера Колласъярви. Я уже писал про это место в первой части своего рассказа. Так как мы приехали вечером, то вчера толком ничего не смогли осмотреть, и наш основной осмотр линии обороны Коллаа был этим утром.

Куда ни пойдёшь, везде вокруг озера находятся могилы пропавших без вести советских солдат. Но вы не беспокойтесь, они не будут лежать там до скончания веков. Все наши солдаты со временем будут перенесены в братские могилы, и бОльшая часть из них будет идентифицирована при помощи найденных армейских жетонов. Этим занимаются группы энтузиастов. Память о героях не пропадёт.

Каждый сезон тут работают поисковые отряды, и они постоянно находят там останки погибших воинов. И судя по следам, прямо перед нашим посещением этого места, ими было найдено очередное захоронение.

Как выглядят места, где находят павших воинов: просевшая земля, место отмечено забитыми в землю колышками. А внутри огороженного пятачка можно увидеть шурфы, сделанные при помощи бура. Рядом лежат предметы, добытые в шурфе: обоймы с патронами и обрывки одежды. Понятное дело, что солдатская одежда и снаряжение там не просто так лежит. Это очередной пропавший без вести солдат. И скорое его поднимут и захоронят по-человечески.

Рядом, в широком шурфе лежит снаряжённая связка тротиловых шашек. Это был сапёр, который должен был взорвать вражеские укрепления. В шашки вставлены запалы, подключены провода. Но солдата покинула удача, он лежит в этой же яме, рядом с неразорвавшимся тротилом. А взрывчатки тут пару килограмм, но её лучше не трогать, тротил ведь со временем не портится. Опасно и уголовно-наказуемо.

На пересечении грунтовки и озера Колласъярви, находится большой комплекс захоронений - братские могилы солдат, найденных поисковыми отрядами в разное время. Мемориал постоянно расширяется, ведь поисковые вахты тут проходят каждый год. На могилах расположены таблички с информацией, лежат осколки снарядов, патроны, пробитые каски, противогазы и прочее снаряжение.

Ещё, на берегу озера Колласъярви расположены линии противотанковых надолбов. Интересно то, что они не бетонные, а сделанные из гранитных глыб, ровными рядами вкопанных в землю.

Это место находится в стороне от дороги, его надо немного поискать. Огромные гранитные глыбы, расположенные по линии в несколько рядов в шахматном порядке. При этом практически все гранитные глыбы одинакового размера, как будто их специально вырубали на карьерах по заданному размеру. Линии противотанковых заграждений уходят далеко в обе стороны от дороги. Честно говоря, в живую это выглядит намного интереснее, чем на фото. Фотографии не передают всей атмосферы вокруг этих камней.

И не забывайте, что это сейчас земля заброшена и растёт лес. Во время войны тут не было леса, тут были поля, деревьев не было. И всё очень хорошо простреливалось со стороны финских укреплений.

Съемки озера Колласъярви с квадрокоптера:

После озера Колласъярви мы продолжили путешествие. И в одной из деревень увидели старую финскую деревянную церковь. Она отлично сохранилась и имеет ярко выраженный вид старой финской постройки: высокие окна, ворота, ограда, всё аккуратно и функционально. Сейчас это здание принадлежит РПЦ, внутрь не попасть. Но видно, что там идёт ремонт.

И по всему нашему пути встречаем на обочине дороге братские могилы советских воинов. Некоторые датированы даже 1922 годом.

Проехали Поросозеро и начали удаляться от обжитых мест. Грунтовки становились более узкими и менее наезженными. И по пути из машин нам стали попадаться в основном лесовозы, гоняющие как на треке Формулы-1. На обочинах дорог часто можно увидеть горы брёвен, подготовленных к вывозу. Но дорога совершенно не напрягает. Осень, красота.

Места уже дикие. Везде следы медведей. Причём медведи специально делают кучи на дороге: метят территорию и показывают людям, что они тут главные.

Это навалил медведь. Видно, что осенью медведи питаются в основном ягодами
Это навалил медведь. Видно, что осенью медведи питаются в основном ягодами

Ехали-ехали целый день и к вечеру добрались до озера Пизанец. Как обычно, ехали короткой дорогой по кустам да по камням. Добрались и стали на ночёвку.

Темнеет осенью рано, а мы приехали на озеро вечером. Поставили палатки, по-быстрому поужинали и легли спать. Завтра продолжим.

ДЕНЬ ВОСЬМОЙ, ПИЗАНЕЦ, МЕДВЕЖЬЕГОРСК, САНДАРМОХ (18/09)

Вчера ночевали на озере Колласъярви, и сегодня тоже проснулись на берегу озера. Но сегодняшнее озеро называется Пизанец. Оно находится в стороне от основных дорог, поэтому случайных туристов тут мало. Но к озеру ведут вполне хорошие грунтовки, поэтому туристических стоянок тут хватает.

Озеро Пизанец - одно из тысячи озёр Карелии. Но это озеро примечательно тем, что это - заполненный водой тектонический разлом. Поэтому озеро такой нестандартной формы - оно узкое и длинное. В длину озеро около шести километров. А вот ширина варьируется от 40 до 200 метров. Место действительно очень красивое и популярное у туристов.

Съемки озера Пизанец с квадрокоптера:

Далее мы лесными дорогами и грунтовками поехали в сторону Медвежьегорска. По пути запомнился один деревянный автомобильный мост. Тут все мосты из дерева, но такие большие не часто встречаются.

На перекус съехали с дороги и остановились на берегу живописной старицы-болота. Вода и берега тут густого-чёрного цвета.

Нашли возле этой старицы остатки старого моста. Причём мост явно был не старый, а старинный - гвозди и скобы в брёвнах были кованые.

Далее, по дороге заскочили посмотреть на водопад Падун. Но это оказался опять не водопад, а порог на реке. Но красивый.

Поехали в Медвежьегорск, тут прямо в городе, недалеко от берега озера расположены финские военные укрепления. Подземный бункер-казарма и несколько дотов. По пути увидели ядерный могильник. Огороженная площадка, техника и контейнеры с надписью радиация. Тут была заброшенная военная часть и на её территории обнаружены были очаги загрязнения. Проводится обеззараживание и вывоз радиоактивных материалов.

Добрались до места, которое называется Финская подземная казарма. Это огромное помещение, вырубленное в скале. Причём когда-то тут были и отопление, и канализация (при финнах, а теперь естественно ничего нет). Есть главные заезд и резервный выход на вершину холма. Судя по компоновке, это типовой финский командный бункер. Такой же бункер находится в Горе Филина (в первой части рассказа я говорил про него, плюс на канале есть видео оттуда). Но бункер Горы Филина превращён в музей, а этот полностью доступен и можно посмотреть, как всё было устроено. Сейчас там внутри голый бетон и голые гранитные скалы. Всё настоящее, без переделок. Очень интересно. Внутренности подземной казармы (бункера) в Медвежьегорске мы сняли на видео, на этом канале оно есть.

Если пройти от бункера немного подальше, в сторону Онеги, то там расположены три дота, прикрывающие берег Онежского озера. Доты тоже очень интересные. Эти доты тоже сняли на видео, ищите нужную вам серию на канале.

После Медвежьегорска мы заехали в урочище Сандармох. Это просто ужасное место, но его обязательно нужно посетить. Тут во времена Большого Террора при Сталине был расстрельный полигон. Только обнаруженных массовых захоронений в этом место около трехсот. Весь лес сейчас усеян крестами. Кресты уходят далеко в лес. Причём каждый крест — это братская могила расстрелянных тут людей.

Только по подтверждёнными документам семь с половиной тысяч человек расстреляли тут в 1937-1938, по приказу Сталина.

Очень тяжелая атмосфера, причём мы в пасмурную погоду там были. Место, густо залитое кровью. Ведь всего за два года тут расстреляли 7 500 человек. Причём палачами были несколько человек, на совести каждого из них от 1000 до 2500 человек. Как такое вообще возможно я не могу представить.

Официально этого места никогда не существовало. И чекисты до последнего скрывали эти свои преступления. Относительно недавно историк Дмитриев обнаружил это место нашел. В построенной тут часовне находится книга с именами и краткой биографией тех, кто тут похоронен. А на последнем листе книги Дмитриев от руки написал "Люди, не убивайте друг друга".

Кстати, чекисты в итоге отомстили тем, кто обнародовал их преступления в Сандармохе. Совсем недавно общественную организацию, которая этим занималась уничтожили, а самого Дмитриева посадили. Людоеды.

Далеко от Сандамоха уезжать не стали, и заночевали на правом берегу Онежского озера (яндекс сказал, что это место называется Пиндушское городское поселение, СОК Восход). В принципе нам с погодой повезло - было пасмурно, но тепло и безветренно. Недалеко от Медвежьегорска, но всё же вода в озере была чистая и очень прозрачная.

ДЕНЬ ДЕВЯТЫЙ, ПОЛЯРНЫЙ ОДИССЕЙ (19/09)

Традиционно ночевали в палатках на берегу озера. В прошлый раз это было озеро Пизанец, ну а теперь это Онежское озеро.

Проснулись, позавтракали, провели видеосъемку Онежского озера и окрестностей нашего лагеря с квадрокоптера:

Ну а потом поехали на другой берег Онежского озера, в Петрозаводск. До Петрозаводска вся дорога шла по асфальту, ничего интересного.

А вот в Петрозаводске мы посетили музей-клуб "Полярный Одиссей". Экскурсия просто волшебная. В конце 80-х команда энтузиастов построила деревянные корабли, по аналогии со старинными парусниками. И путешествовали по всему миру, устраивали невероятные экспедиции.

Турция, Европа, Азия, Африка, север, Аляска. Обычно в экспедицию уходило три парусника с прямыми парусами (против ветра такие не ходят), причём резервный мотор стоял только на одном корабле. В музее клуба на берегу стоят несколько таких кораблей.

Экскурсия классная, очень интересная история рассказывается при этом. Один деревянный парусник стоит в ангаре и по нему можно полазить. Модно померять тяжёлый старинный водолазный шлем, попробовать на полиспасте себя к потолку поднять. Весело!

После экскурсии провели видеосъемку местного яхт-клуба с квадрокоптера:

На ночь планировали далеко не отъезжать и хотели остановиться недалеко от Петрозаводска, максимум в 15 км. от города, на берегу Онежского озера. Но это оказалось сложно и поиск места для лагеря сильно затянулся. В районе Петрозаводска абсолютно все съезды с асфальта в сторону озера перерыты экскаватором. Ка мы поняли, это всё из-за того, что местные жители на каждой отворотке устраивают огромные мусорные свалки в лесу.

В итоге не перерытый съезд мы так и не нашли. И с большим трудом просто сквозь кусты, между деревьев пронырнули канаву, ювелирно просочились по лесу и выползли на перекопанную дорогу, ведущую к Онежскому озеру. Победа! Правда перед самим озером словили хороший оффроад, там было несколько сложных мест - грязь и глубокая колея. Легковушки бы там точно не проехали. Но мы на нивах смогли проехать.

Одно только событие омрачило вечер: на лесной дороге, прямо там, где мы поставили палатки, я обнаружил свежие следы медведицы с медвежатами. А это очень опасно.

Следы медвежат, ну а рядом с ними находятся большие следы медведицы
Следы медвежат, ну а рядом с ними находятся большие следы медведицы

Спать из-за такого соседства было реально страшно. Парни сказали, что им пофиг, выпили чаю и завалились спать в палатке. Я спал в машине.

Весь вечер и всю ночь дул сильный ветер со стороны Онежского озера, а на самом озере шторм, гуляют большие волны. На берегу спать невозможно даже в палатке - дует. Поэтому костёр и палатки от ветра закрыли машинами, иначе просто невозможно было.

Постоянный сильный ветер со стороны воды. Палатки сдувает, костёр не помогает, холодно. Поэтому особо не засиживались - быстро перекусили и почти сразу легли спать. Но всё равно палатки ставили уже в темноте.

ДЕНЬ ДЕСЯТЫЙ, ДЕНЬ В ПУТИ, БУХТА МОТОРНАЯ (20/09)

Спали плохо из-за сильного ветра. Правда одно радует - медведи ночью не приходили, им тоже не нравится, когда ветер дует в уши. Но даже утром ветер не стих. Делать тут при такой погоде абсолютно нечего. Поэтому в темпе умылись, поели, собрали палатки и поехали дальше.

Этот день был в основном ходовой, без осмотра достопримечательностей.

Почти весь день ехали по трассе в обратную сторону, к дому. В ближайших планах - накачать моторные лодки для перехода на острова на Ладожском озере и посетить линию Маннергейма.

В итоге мы переместились от Петрозаводска до Приозёрска, от Онежского до Ладожского озера.

Лагерем встали в очень хорошем месте - бухта Моторная, деревня Снетково (съезд с трассы в деревне Ларионово).

Тут очень хороший подъезд к воде, и везде оборудованные стоянки. Причем видно, что стоянки постоянные и люди каждые выходные суда приезжают. Судя по всему, в сезон да в хорошую погоду тут толпы народу, и из-за этого дров в лесу практически нет. Но мы-то были уже не в сезон, и в плохую погоду. Дул холодный ветер, было сильно зябко. И на берегу мы были одни. Поэтому нашли удобную стоянку там, где не дул ветер, и стали лагерем. Спали мы в своих палатках - а в построенном местными шатре готовили еду и отдыхали.

Планы по выходу на моторах в Ладожское озеро не осуществились. Сильный ветер со стороны воды не стихал и на озере явно штормило.

Поэтому мы немного расслабились и до хрипоты орали песни под крышей гостеприимного шатра.

ДЕНЬ ОДИННАДЦАТЫЙ, ЛИНИЯ МАННЕРГЕЙМА (21/09)

Как ни странно, утром мы проснулись свежими и отдохнувшими, полными сил. И это несмотря на то, что вечером допоздна горлопанили песни.

Я сбегал за добычей на берег Ладожского озера и с линии прибоя забрал себе большой красивый камень, закинул его в багажник. Стараюсь из подобных поездок привозить на дачу в качестве сувениров большие и красивые камни. Тяжелые они правда, так как я выбираю камни минимум весом от 50 килограмм.

Так как штормило, то делать тут нам нечего, на воду не выйти, до островов не добраться. Поэтому оперативно собрались и поехали дальше. Сегодня мы будем осматривать финские доты на линии Маннергейма.

До линии Маннергейма добрались быстро. И сначала нам попались не доты, а линия противотанковых заграждений (надолбов), входящих в линию Маннергейма.

Кстати, тут они тоже не бетонные, а гранитные, как на озере Колласъярви. Линия надолбов длинная, вокруг них в разных местах сохранилась колючая проволока, явно просматриваются окопы, блиндажи и огневые точки.

Очень интересно, далее едем смотреть доты. Первый найденный дот был сильно разрушен, от него мало что осталось. Взрывчатки наши сапёры не пожалели.

Едем дальше, вот и следующий дот. От него сохранилось чуть больше, но тоже внутри не полазить - он тоже очень сильно разрушен взрывом.

Все небольшие доты очень сильно разрушены. Некоторые вообще представляют собой или груду камней или просто большую воронку в земле. Дальше поехали смотреть на доты-миллионники. Они намного больше размером, чем простые доты и они лучше сохранились, хоть их тоже взрывали. Ну а миллионниками их называли из-за того, что их строительство было очень дорогим, каждый обошёлся в миллионы финских денег.

Общее впечатление от дотов линии Маннергейма - интересно, но ожидания сильно превзошли реальность. Из военных укреплений линии Маннергейма мало что сохранилось. Советские сапёры не пожалели взрывчатки, когда их взрывали. Хотя в некоторых дотах сохранились подземные галереи. И судя по ним можно осознать, насколько масштабными были эти укрепления по сравнению с простыми землянками советской армии.

По фотографиям ничего не понять, поэтому смотрите видео, снятое в этих местах - оно есть на этом канале. На видео лучше раскрываются масштабы этих построек.

После осмотра линии Маннергейма долго искали место удобное место для стоянки. В итоге заночевали на берегу озера под чудесным названием Красавица. Но лагерь разбивали уже глубокой ночью, поэтому фотографий я не делал.

ДЕНЬ ДВЕНАДЦАТЫЙ, ФОРТ ИНО, ВОЕННЫЕ ЛАБОРАТОРИИ (22/09)

В этот день мы осматривали заброшки в районе посёлка Песочное, относительно недалеко от Питера. В этом районе очень много интересных объектов. Старинный форт Ино, заброшенные военные лаборатории времён СССР. Место очень примечательное.

ВНИМАНИЕ - тут расположен могильник, в котором захоронены радиоактивные отходы. И часть лабораторий до сих пор действующие, находятся под охраной военных. Нужно быть очень осторожными, и не вляпаться в неприятную историю.

Итак, форт Ино. Этот форт начали строить в 1909 году, а закончили строительство в 1917 году. Предназначение этого форта - закрывать Санкт-Петербург со стороны Финского залива. Но как вы видите, построен он был в очень сложное для страны время.

И практически сразу после постройки, его взорвали при отступлении красноармейцы в 1918 году, а потом условиям Тартуского договора в 1921 его окончательно взорвали финны. Так что если вы думаете увидеть в лесу средневековый замок, то будете разочарованы. Взорвано там всё с пристрастием, но часть тоннелей и внутренних помещений всё-таки сохранились.

Итак, сначала мы приехали на точку, подписанную на карте как «командный пункт форта Ино». По факту это большой дот, который хорошо сохранился. Добраться до него очень просто, тк находится он у дороги.

Примыкает дот вплотную к какой-то базе с пожарной станцией и разной техникой. Ну и конечно же горы мусора.

Далее после дота поехали смотреть заброшенные военные лаборатории.

Первой нас встретила гидролаборатория. На огороженной территории огромный открытый бассейн с установленными шлюзами. А рядом с ним здание, внутри которого всё площадь занимает с гидроволновод — широкий и глубокий канал, сейчас он сухой и заваленный мусором.

Затем направились осматривать корпус заброшенной лаборатории высоких энергий.

Тут испытывали военную технику на воздействие электромагнитного излучения и высокой энергии, генерировали настоящий удар молнии. Очень высокое здание, в нем находится установка, похожая на ядерный реактор. Огромный железобетонный цилиндр, внутри знания, к нему ведут многочисленные силовые кабели. А вокруг валяются огромные конденсаторы. Похоже, что это энергетическая установка. Может туда устанавливали объект для испытаний. Или внутри неё генерировали заряд молнии, которым потом били по танкам. Я не знаю правды, но выглядит просто обалденно.

Погулять нам по лаборатории не удалось. На по рации передали, что наряд охраны выдвинулся на наши поиски. Мы потом с ними переговорили, и они попросили нас уехать. В итоге оказалось, что этот корпус хоть и разграблен, но находится под охраной. Ну а совсем рядом есть еще одна такая же лаборатория, но действующая и жутко секретная. Военные там регулярно проводят какие-то испытания

Пришлось уехать, пока нас не задержали за проникновение на секретный объект.

Но ничего, в этом лесу ещё много других интересных объектов.

Следующая остановка - основная часть форта Ино. Причём часть сохранившихся построек форта используются какой-то военной автобазой. Склад или гараж они там организовали.

У нас были фонари, поэтому мы погуляли по уцелевшим подземным галереям форта Ино. Галереи очень длинные, метров по триста. И это только то, что сохранилось - малая часть. На поверхности глубокие трещины от взрыва, глубиной в десятки метров. И что примечательно - бетон тут залит без арматуры, железобетон тогда ещё не изобрели.

Толщина стен и потолков впечатляет - от трёх до пяти метров!

Поехали посмотреть еще одну батарею форта Ино, в паре километров от основной. Но она оказалась полностью разрушена. Взрыв был такой мощный, что откинул в сторону часть галереи. А это кусок бетона сотню метров длиной и толщиной метра четыре. Дальше поехали - там заброшенная военная часть, а возле неё действующая часть со стрельбищем.

На словах и на фотографиях всё не описать, но смотрите видео на канале, будет интересно.

Осмотрели заброшки и поехали в сторону Москвы. Нам надо было до темна успеть проехать как можно большее расстояние по платной дороге в сторону Москвы. В итоге на ночёвку остановились где-то под Великим Новгородом, в 15 км от Мясного бора. Просто съехали с дороги, укатали машинами высокую траву и поставили палатки прямо в поле за деревьями.

Вот так мы поставили палатки. На поле возле деревни
Вот так мы поставили палатки. На поле возле деревни

ДЕНЬ ТРИНАДЦАТЫЙ, ТРАССА И ПОРВАННЫЙ КАРДАН (23/09)

Достопримечательностей уже не будет. Проснулись, в поле, быстро позавтракали и вернулись на платную трассу. Продолжили путь в Москву.

Но без приключений и этот день не обошёлся. На моей Ниве прямо на ходу оборвался. Разорвало крестовину в месте крепления кардана к заднему редуктору. Было такое ощущение, как будто что-то взорвалось под машиной, неприятный момент.

Ничего страшного, нива же полноприводная, а по асфальту без заднего привода можно без проблем передвигаться. Поэтому просто открутили сломанный кардан, чтобы не цепляло, включили блокировку и продолжили путь. Причём без заднего кардана ехать стало комфортнее, исчезли мучавшие нас странные вибрации (теперь понятно, что вибрировало) а максимальная скорость выросла.

Это было последнее приключение в поездке. До Москвы мы доехали по платной автодороге М11 без остановок. Больше поломок не было.

ТРЕК НА КАРТЕ И КООРДИНАТЫ ОСНОВНЫХ ТОЧЕК

Для удобства мы отметили весь маршрут нашего путешествия на карте. Основные посещённые достопримечательности тоже там отметили.

Даю ссылку на карту нашего маршрута, возможно, это вам пригодится:

https://nakarte.me/#m=7/61.73153/32.91504&l=O&j=61.25802/73.39459/61.27027/73.41820&q=Sk-5&nktl=ik4_1U-lBU4mW7YqpRgV6Q

Превью карты маршрута. Подробнее см. по ссылке выше
Превью карты маршрута. Подробнее см. по ссылке выше

Рассказ окончен. Но тут я рассказал далеко не всё. На канале опубликован фильм, состоящий из нескольких серий. Там можете более подробно увидеть все посещённые нами точки.

🔆 Подписывайтесь на меня на Дзене.

🔆 И не забывайте подписаться на меня в YouTube: Бывший романтик на youtube.

Ведь дальше будет ещё интереснее, мы планируем новые путешествия и обязательно будем про них рассказывать.