Много лет мне интересна тема Севера и Карелии.
Напомню, что Карелия - это республика на северо-западе России со столицей в городе Петрозаводск. Край чистейших озёр, лесов, ягод, полезных ископаемых и множества магических артефактов, о которых и пойдет речь.
Карелы - финно-угорский народ, коренные жители республики, а также ряда других городов и областей, в частности, Ленинградской, Тверской, Мурманской и тд.
Этническая психология описывает карел как трудолюбивых, спокойных, скромных людей. Но надо сказать, что сами карелы имеют отличия и разделяются на три большие субэтнические группы: людики, ливвики и, собственно, карелы.
Большой субэтнической группой являются тверские карелы.
Несмотря на принадлежность к одному этносу, есть специфические особенности диалекта и в традиционной культуре.
Также в самой Карелии проживают и другие этнические и субэтнические группы: большая часть населения - русские, также финны, белорусы, вепсы, поморы.
Традиции, обряды, верования по сей день остаются мощным двигателем культуры. В условиях меняющегося мира, глобализации чрезвычайно сложно сохранить этническую идентичность небольшому народу.
Магические верования по сей день распространены широко среди населения, независимо от статуса и регалий.
Огонь в настоящем саамском чуме. Фестиваль Гиперборея, 2014.. Петрозаводск
В первую очередь следует отметить четкое разграничение в понимании карел понятий "колдовство" и "ведовство". Колдовство связано с низкими энергиями, воспринимается людьми чаще как "зловредное" действо. А ведовство, напротив, наделяет человека Знанием о мире, Природе, стихиях. Как, например, в анализе сказки "Голубая Важенка".
Главная Стихия, конечно, Вода. Край озёр, согласно традициям, охраняется духами воды, водяными. Испокон веков, несмотря на принятие в 13 веке православия, карелы, равно как и остальные финно-угорские народы региона, сохраняют традицию задабривания водяного.
По сей день вода является источником энергии. Ведь именно озера дают питание, рыбу, а карельская кухня изобилует рыбными блюдами, в том числе обрядовыми.
Так, на рыбалке после первого улова необходимо пригласить Водяного на уху.
Отдельный мир представляет собой лес. Так, до сих пор люди при строительстве дома тщательно выбирают себе дерево или обращаются за помощью к карельским "знающим" людям, чтобы "договориться" с духом дерева. Считается, что дерево, как и весь окружающий мир, имеет душу. А собираясь в лес по грибы и ягоды, каждый карел собирает гостинец Духу Леса (Хозяин Леса).
В то же время сохранилось множество заговоров.
Собственно ведающий человек называется tietaja. Именно ему доверяли и выбор местности для постройки дома, и чтение заговоров, и различные ритуальные действия. По сей день сохраняется убеждение, что самыми сильными tietaja являются мужчины.
В определенной степени такое убеждение также возникло не случайно, поскольку в самой карело-финской эпической поэме "Калевала" прослеживается антагонизм главного героя, демиурга с выраженной созидательной , творческой константой Вяйнямёйнена (мужское начало) и Хозяйки Похъёлы, Лоухи, злой колдуньи (женское начало) с разрушительной энергией. Однако в эпосе можно найти множество неоднозначных моментов, которые говорят в защиту Лоухи. С психологической точки зрения, Лоухи - прообраз Матери, владеющей колдовством.
Не случайно Лоухи - Хозяйка Похъёлы. Ключевое "Хозяйка" с функцией "защиты". Поэтому разногласия Лоухи с героями эпоса приводят к дисбалансу и конфликту (Лоухи спрятала Луну, Огонь, Солнце в знак протеста),но именно из-за несправедливости, поскольку Хозяйка считала именно себя правообладательницей заветной чудо-мельницы Сампо, символа благ и изобилия.
Такой антагонизм в некотором роде "законсервировал" порядок в карельском патриархальном обществе.
Таким образом, карельская магия является по сей день механизмом сохранения этнической идентичности карельского этноса наряду с языком, мифами, сказаниями и традициями.
Так или иначе, все традиции имеют магические элементы, направленные на защиту и (или) избавление от нечистой силы.
Дорогие друзья! Если вам интересен цикл публикации на тему карельской магии, то с удовольствием продолжу работу.
С уважением психолог Надежда Вячеславовна Архангельская.
Дорогие читатели!
Записывайтесь на онлайн -консультации и практики или в любом удобном мессенджере по телефону
+7 927 282 38 78
Текстовые консультации 2000₽.
Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru