Найти в Дзене

Про кино: 📽 "Обещание" (1996)

Оглавление

Номинация "Лучший фильм на иностранном языке" премии Сезар (1997).

Один из ранних фильмов очень интересных кинорежиссеров братьев Дарденн (ниже - ссылка на еще один их фильм, который смотрела, когда уже стала вести этот канал).

С моей точки зрения, дарденновские киноленты сильно отличаются от многих. В них нет ни какой-то особой кинематографической красоты, как, например, у Бертолуччи, ни хитро закрученного сюжета. При том, что, однако же, это не бессобытийное кино даже близко.

Единственная аналогия, которая у меня возникает каждый раз: будто ножницами выхвачен фрагмент жизни. Манера съемки такова, что камера почти постоянно расположена на уровне человеческого роста, зрители буквально дышат в спину героям (из наших современных фильмов тут вспоминается "Айка", но в "Айке" утрирован этот прием, больше заметна тряска при движении, у Дарденнов мягче, тактичнее и визуально естественнее, и, справедливости ради, "Айка" - гораздо более поздний фильм), что дает абсолютное ощущение сопричастности происходящему. В такой ситуации невозможно не сопереживать персонажам, ты словно видишь мир их глазами.

Получается фильм-состояние, история через ощущения, которые проживаешь вместе с действующими лицами, история не выдуманная, но подсмотренная в реальной жизни. Тем острее чувства, тем сложнее и мучительнее выбор, который стоит перед героем, или - последствия этого выбора.

Оригинальное название: "La promesse". Драма.

📽️ Производство: Бельгия, Франция, Люксембург, Тунис. Режиссеры: Жан-Пьер Дарденн, Люк Дарденн. В главных ролях: Жереми Ренье, Оливье Гурме, Ассита Уэдраого и др.

Вкратце: отец и сын-подросток зарабатывают на жизнь и на собственный дом, помогая иммигрантам: перевозка, трудоустройство и т.п. (действие разворачивается в Бельгии). На стройке дома на глазах у юноши один из нелегальных рабочих срывается с лесов и получает тяжелейшие травмы, - это завязка сюжета.

Что понравилось

  • Фактура. Все то, что писала выше применительно ко всем лентам Дарденнов, уже здесь ощущается в полной мере.
  • Жереми Ренье, играющий сына (Igor - то ли Игорь, как пишет, например, Антон Долин в предисловии к книге Люка Дарденна, то ли Егор, как называют парня в дубляже). Позже он еще неоднократно появится в фильмах братьев. Живой, настоящий, обаятельный.
  • Сюжет. Прочитав синопсис, можно подумать, что это социальное кино. Отчасти, конечно, в фильме затрагиваются актуальные проблемы общества. Но главное здесь - человек. Его внутренний мир: страх, совесть, желания, вера, приоритеты, поступки, отношения между людьми в семье и вне ее. Действие развивается линейно, и все время ждешь, что же будет дальше. Череда событий воспринимается абсолютно естественной, непридуманной, реальной. Но главное - как проживает их человек, в данном случае - подросток.
"Работаю над сценарием. <...> Одна из задач фильма - показать реальные пути, которыми попадают к нам нелегальные рабочие. Это нельзя выдумывать, потому что в таком случае штампы неизбежны. Выдумывать надо отношения между героями, которые доведут до предела то, что происходит в реальности. Надо как можно дальше зайти в нашем отказе от эстетизма. Не брать известных актеров... <...>Зритель не должен чувствовать (очевидный) подлог в декорациях, в актерской игре, в освещении и т.д. Все эти элементы должны раствориться в одном ощущении, одном впечатлении грубой, неотшлифованной жизни, которая разворачивается перед камерой, но точно так же могла бы разворачиваться и без нее. Камера бежит за ней вдогонку, не поджидает, не знает наперед". (Люк Дарденн. Запись в дневнике во время работы над фильмом "Обещание". Из книги "За спинами наших картин").
  • Самое удивительное, что, пытаясь уйти от эстетизма, братья умудряются таки создавать картины, красивые эдаким визуальным аскетизмом. В этом, считаю, особое мастерство.
  • Концовка. Тоже характерно для Дарденнов, мне кажется. Фильм обрывается будто на полуслове. И это здорово. Остаешься с чувством, что ты одновременно знаешь и не знаешь, как будет дальше. И мысленно становишься соавтором, потому что еще долго не получается выкинуть из головы варианты развития сюжета.
"Я бы очень хотел найти "оптимистичный" финал для сценария. Не примирить непримиримое, но побороться с утратой веры в человека, с ложной мудростью, гласящей, будто все усилия и действия человека апрасны. Без действия, без драмы человек исчезает. В драме "человек бесконечно превосходит человека" В этом значение борьбы Иакова с ангелом". (Люк Дарденн. Запись в дневнике во время работы над фильмом "Обещание". Из книги "За спинами наших картин").

Что могло быть лучше

Пожалуй, в этот раз я ничего не напишу в данном разделе. Не потому, что это какой-то особенно гениальный фильм. Вовсе нет. Просто он - полноценное "авторское высказывание" создателей. К которому не хочется ничего добавить. Ну вот примерно, как к статуе "Давида" Микеланджело или к "Джоконде" Леонардо. ヅ

Резюме 👀: нравственное кино. Для тех, кто любит копаться в том числе и в себе. Наверное, так.