Найти тему
Бортовой журнал kua1102

Насколько станет проще сдавать практический экзамен по вождению при 7 максимально возможных штрафных баллов?

Оглавление

Здравствуйте, уважаемые читатели!

В этой заметке хотелось бы проанализировать влияние смягчения критериев сдачи практического экзамена по вождению автомобиля на сложность экзамена. Ведь ни для кого не секрет, что в последние годы результаты сдачи экзаменов на право получения водительского удостоверения удручающие – с первой попытки сдают буквально единицы курсантов автошкол.

С 1 апреля 2024 года изменяется максимальное количество штрафных баллов, которое можно набрать во время сдачи практического экзамена. Если раньше была установлена планка в 5 штрафных баллов, то в этом году эту планку решили поднять и установить на отметке 7 штрафных баллов. Насколько существенно это облегчит сдачу экзамена?

О градации тяжести нарушений на экзамене

Ошибки экзаменуемого можно разделить на три группы – критические (5 штрафных баллов), существенные (3 штрафных балла), несущественные (2 балла) и мелкие (1 штрафной балл). Напомню, что в редакции регламента, который пока что существует (но прекратит своё существование 31 марта 2024 года) предусматривалось, что как только экзаменуемый набирает 5 штрафных баллов, то экзамен сразу закачивается.

Поэтому послабления можно назвать крайне существенными, ведь теперь на экзамене можно будет совершить, например, одну критическую ошибку и одну мелкую.

За что начисляют 5 штрафных баллов?

Перечень критических ошибок не такой уж и маленький. Посудите сами: не был пристёгнут ремень безопасности при начале движения, создана помеха транспортному средству или иному участнику дорожного движения, которые имели преимущество в движении, выезд на полосу встречного движения, пересечение стоп-линии, превышение максимально разрешённой скорости, а также нарушение правил выполнения обгона, разворота или поворота.

Лично для меня наиболее частыми для совершения ошибок видятся превышение максимально разрешённой скорости и пересечение стоп-линии. Причём я не имею в виду, что курсант автошколы целенаправленно пытался превысить скорость, а сделал это по невнимательности. Например, отвлёкся на сложную дорожную обстановку или перенервничал и не заметил знак ограничения скорости. Аналогичная ситуация и со-стоп линии. Сам знак может загораживать стоящая в правом ряду маршрутка или стоп-линия на асфальте стёрлась, а дублирующего знака нет и т.п.

Учебной машине повезло - на светофоре она стоит первой. Автор фотографии kua1102
Учебной машине повезло - на светофоре она стоит первой. Автор фотографии kua1102

Теперь можно совершить две существенные ошибки

Выше я писал про комбинацию из критической и мелкой ошибок, но, помимо этого варианта, можно будет допустить и две существенные ошибки, каждая из которых оценивается в 3 штрафных балла. Здесь тоже можно выделить «легко набираемые» ситуации во время экзамена – не подал сигнал указателем поворота, не приступил к выполнению задачи экзаменатора, заглох при начале движения. И, пожалуй, в эту копилку я бы добавил ещё ситуацию, когда экзаменуемый попал в затор на перекрёстке. От волнения можно и такую ошибку сделать.

На этом участке дороги очень легко набрать 3 штрафных балла. Автор фотографии kua1102
На этом участке дороги очень легко набрать 3 штрафных балла. Автор фотографии kua1102

Так вот, в предыдущей реакции после совершения существенной ошибки экзаменуемый практически не имел права на ошибку. Ещё одна существенная ошибка экзамен прекращала. Конечно, во время экзамена процесс набора штрафных баллов в онлайн-режиме не комментируется, но курсант и сам понимает, если он допустил какую-то существенную ошибку и, как следствие, психологическая нагрузка увеличивается.

А количество несущественных ошибок увеличивается до трёх

Что причисляется к несущественным ошибкам и оценивается в 2 балла? Самая распространённая – неправильное расположение автомобиля на проезжей части. «Промахнулся» мимо ряда? Легко. Ещё одна не менее распространённая ошибка – езда со слишком медленной скоростью в потоке. И, наконец, если забыл включить ближний свет или дневные ходовые огни.

Мелкие ошибки делают все

Я не сильно ошибусь, если скажу, что в момент сдачи экзамена каждому курсанту можно начислять как минимум один штрафной балл. Например, неуверенное взаимодействие с органами управления автомобилем. Или неправильная оценка дорожной обстановки. Или несвоевременная подача поворотного сигнала. Например, поворотник включен «сильно загодя».

Выводы

Я не склонен считать, что все те, кто сейчас не сдал экзамен с первого раза, после 1 апреля сделают это. Очевидно, что текущая практическая нагрузка при обучении в автошколе не соответствует той сложности автомобильного движения в городе. Интенсивность потоков кратно возросла. Я считаю, что 56 часов практического вождения – это очень мало. За это время курсант может научиться взаимодействовать с органами управления автомобилем (условно говоря, крутить баранку в потоке), но вот комплексно оценивать дорожную обстановку – нет.

В итоге на сложный практический экзамен приходят курсанты, которые ментально не готовы к его сдаче. Откроет ли ящик Пандоры планка в 7 штрафных баллов? Отчасти, как мне кажется. Те, кому немножечко не хватало для сдачи экзамена, смогут его сдать. А вот если человек уже пришёл на 15 попыток сдать экзамен и всё ещё его не сдал, то эти послабления ему вряд ли помогут.

Другие мои статьи

Жизнь учащегося автошколы с 1 апреля 2024 года должна стать проще: об изменениях в регламенте экзамена

О концептуальных изменениях в регламенте по приёму экзаменов на право вождения автомобиля с 01.04.2021

С уважением, Юрий (kua1102)