Найти тему
Зарплата.ру

Как научные сотрудники взялись выращивать кадры из школьников

В 2022 году Федеральный исследовательский центр картофеля им. А.Г. Лорха запустил уникальный пилотный проект по предпрофессиональной подготовке старшеклассников. Школьников приглашают в мир большой науки — обучают полевым исследованиям, проектной научной деятельности и работе в лабораториях. После 2-летнего курса ребята получают целевые направления в профильные вузы. Ринат Резванов, инициатор и руководитель «Академического агробиотех-класса», рассказал Зарплате.ру о реалиях и перспективах проекта.

Науке отчаянно нужны специалисты

В один невеселый день мы с коллегами пришли к осознанию, что скоро в России некому будет заниматься научными исследованиями в агросекторе. Кадровый голод колоссальный. Устойчивой смены старшему поколению нет и пока не предвидится. Научные школы часто представлены одним-двумя исследователями, причем пенсионного возраста. Что это значит в масштабах страны — некому будет развивать отечественные агробиотехнологии. Вести сортовую работу и селекцию, формировать оздоровленный семенной фонд, заниматься защитой от вредителей и патогенов, развивать генетику — то есть, готовить научно-технологический задел на будущее.

«А между тем агросектор в несырьевом экспорте выходит сейчас на топовые позиции. С учетом внешнеполитической обстановки и санкционного давления, особенно важно наращивать агротехнологическую базу. Но где взять компетентных и мотивированных научных работников?»

Тогда я выступил перед коллегами с инициативой — организовать академический агробиотех-класс в научном центре, взяться за подготовку кадров своими руками. Многие поддержали меня и добровольно присоединились к проекту. Спасибо им огромное! Идея ожила на чистом энтузиазме — все понимали, что никаких доплат и льгот за дополнительную нагрузку не будет.

Материал по теме: Сколько стоит «вырастить» сотрудника с нуля

Старт проекта

В 2022-м мы предложили школам Москвы и Подмосковья партнерство на безвозмездной основе. По документам это называется «Соглашение о сотрудничестве и научно-образовательном взаимодействии». Взялись обучать науке подростков — опыт для нас абсолютно новый. Мы не педагоги, привыкли работать со студентами-старшекурсниками, аспирантами, а тут вдруг — десятиклассники. Не говоря о дополнительной нагрузке: разрабатывать программы, организовать постоянную работу с научными руководителями, вести проекты, решать оргвопросы с родителями и школами.

«Критики и пессимисты говорили, что проект не проживет и года, а подростки будут записываться в класс только из желания получить «халявное» целевое место в вузе. Пошел третий год, как мы ведем «Академический агробиотех-класс», — предсказания не сбылись. Ребята всерьез загораются исследованиями, хотят развиваться в выбранном научном направлении. А любителям халявы у нас откровенно нечего ловить — программа очень интенсивная, задачи серьезные, требуют полного погружения»

Наработали проектно-организационный и педагогический опыт, обрастаем связями с учебными заведениями и образовательными центрами. Уже сотрудничаем с Московским государственным педагогическим университетом, сейчас готовим соглашение с Государственным университетом просвещения. Установили контакт с руководством Донецкого Республиканского эколого-натуралистического центра (ДОНРЭНЦ). Рады помочь коллегам, им сейчас очень непросто. При первой возможности дончане приедут к нам, будем намечать конкретные шаги по взаимодействию.

Проект пока уникален для России. Похожую идею реализовали в Малой сельскохозяйственной академии в Краснообске — городе-спутнике Новосибирска. Но там участвует только одна школа, а у нас их уже несколько: из Москвы, Московской и Пензенской областей.

-2

Программа курса рассчитана на два года — 10-11 классы. Не проводим каких-то сложных конкурсов или обязательных экзаменов. Но отбираем строго. Как на «входе», так и во время обучения. Три базовых требования к ученикам:

  1. Быть мотивированным и волевым
  2. Иметь потенциал для развития в научно-исследовательской сфере
  3. «Дружить» с естественно-научными дисциплинами: биологией, химией, физикой

Последний пункт не самый критичный. При отборе для нас главное — энтузиазм, желание учиться. Даже если у подростка средний балл прихрамывает, но глаза горят — мы готовы вложиться. Никогда не поздно доучить упущенное. Но если нет воли и мотивации, никакие оценки не спасут.

«Быстро выяснилось, что желающих немного. Ребята с сильной подготовкой по естественно-научным предметам чаще рвутся в медицину, а не в сельское хозяйство — 8 из 10 планируют поступать в медвузы. А выпускники нашей программы почти все уверенно идут в биотех»

Пусть расклад не в нашу пользу, но мы готовы смотреть правде в глаза. Цель — заинтересовать молодежь научной деятельностью, показать перспективы, а они есть, уверяю вас. Хотим, чтобы ребята после интенсивной предпрофессиональной подготовки понимали, как будут развиваться дальше, в какой исследовательской нише найдут себя.

Примечание редакции: люди с высшим агрономическим образованием сегодня могут рассчитывать на достойные зарплаты и условия — загляните в подборку актуальных вакансий по стране.

-3

Как и чему учим

Ребята попадают к нам перед летними каникулами между 9-м и 10-м классами. Первый этап — определиться с базовым направлением. Их сейчас шесть:

1. Клеточные, геномные и молекулярные технологии

2. Селекционный процесс

3. Технологии производства наукоемкой продукции функционального назначения

4. Меристемно-тканевые технологии

5. Иммунитет и интегрированная защита растений

6. Стандарты и сертификация в системе семеноводства

В каждом свои проектно-образовательные программы, индивидуальные и командные. Скоро добавим еще два направления:

  • Экономика и социология АПК. Системы устойчивого развития и ESG агропродовольственной индустрии
  • Агроинженерия и агротехнологии

Летом организуем исследовательскую практику, полевые работы. Ребята изучают все фазы вегетации картофеля и батата, от посадки до уборки урожая. Делают замеры, ведут научные наблюдения под контролем наших сотрудников. К осени каждый школьник уже ясно понимает, чем предстоит заниматься в агробиотех-классе, и решает — по пути ему с нами или нет.

«Есть устойчивый стереотип, что московских подростков сейчас не заинтересуешь работой в полевых условиях. Это не совсем так. У нас школьники сами просились в поле, охотно участвовали в посадке и уборке урожая»

С осени начинается проектная работа. Каждый выбирает тему, получает научного руководителя-куратора. После школы ребята регулярно приезжают в наш исследовательский центр в Люберцах, мы обучаем их работать в лабораторных условиях, в том же аэропонном модуле, знакомим с внутренней кухней научного мира.

-4

В конце учебного курса школьники защищают свой проект перед научно-методической комиссией. Это очень серьезный экзамен. Если видим, что проект отработан на отлично, даем выпускникам целевое направление в профильный вуз. Мы сотрудничаем с ведущими российскими университетами, там рады принять наших питомцев. Выпускники агробиотех-класса уже подготовлены к серьезной научной работе — идеальные студенты. Так что ребятам дают «зеленый коридор».

Замечу, что научная деятельность благотворно влияет на поведение школьников. Они учатся принятым в нашей среде стандартам общения — уважительным и аргументированным дискуссиям, логичным и последовательным рассуждениям.

Проблемы и надежды

Сейчас у нас две беды — с финансированием и стратегическим планированием кадровых процессов. Да, наша инициатива всем нравится, от Минпросвещения до Минсельхоза. Но конкретной весомой помощи ни от кого не получаем — приходится крутиться самим. Наукоемкие российские компании, которые могли бы получать крепких молодых специалистов на перспективу, тоже пока не вовлеклись в проект. Очень хотелось бы распространить идею «Академического агробиотех-класса» на всю Россию, но в одиночку это нереально.

-5
«Проект некоммерческий. У нас нет пиара, рекламы, продвижения в соцсетях. Ведь если завтра появится много желающих, мы просто не сможем обеспечить их наставниками, научными руководителями. И все же люди как-то узнают о нас по сарафанному радио, спрашивают, можно ли прийти учиться по нашей программе»

Совсем недавно случилась удивительная история. Расскажу вкратце.

Куда приводят мечты

К нам обратился напрямую мальчик Никита из рабочего поселка Земетчино в Пензенской области. Сказал, что учится в местной школе и планирует стать агроинженером. Его очень заинтересовала наша программа обучения. Объяснили Никите, что все не так просто — как минимум, нужно сначала приехать и пообщаться вживую. Он сразу отреагировал: «Не вопрос, приеду. Когда и куда?» Договорились по дате, Никита 10 часов добирался до нас на рейсовом автобусе. Мы забрали его с автовокзала, привезли в научно-исследовательский центр, долго беседовали. Парень очень достойно себя проявил. Один из моих коллег-агроинженеров без колебаний сказал, что готов стать научным руководителем Никиты.

«Сейчас договариваемся с руководством школы. Директриса была удивлена инициативой Никиты не меньше, чем мы сами. Сельским школам нечасто поступают интересные предложения, да и возможности у них ограничены. Но мы готовы пойти навстречу, помогать, чем можем. Так что все стороны заинтересованы в сотрудничестве»

Весной к нам приедет делегация из земетчинской школы — познакомимся, оценим перспективы. Пока пришли к тому, что на базе школы ребятам можно будет проводить агротехнологические эксперименты – семенным материалом и агротехнологическими методиками обеспечим. Самые сильные и мотивированные ученики будут периодически приезжать к нам в Люберцы для лабораторных исследований и контакта с научными руководителями.

-6

__

Ринат, благодарим за интервью! Удачи вашему уникальному проекту 🍀

Читатели, что думаете об инициативе ученых? Обсудим в комментариях👇