Один из вариантов первого магнитоальбома группы «Воскресение» содержал «добивку» в виде шести песен, которые мгновенно приковывали к себе внимание. Так слушающая публика по всей стране познакомилась с музыкантом, который до поры был в тени, но за которого говорили его творения. Это был Константин Никольский.
Будущий композитор, поэт и исполнитель родился 1 февраля 1951 года в Москве в семье научных работников. Но влекла его не наука, а музыка. Уже в 12 лет он начал вдумчиво осваивать гитару в местном дворце культуры. Этот выбор стал для него судьбоносным.
В записи хрестоматийного варианта «Музыканта» автор не принимал участия. Никольский в тот момент ещё не входил в состав «Воскресения». Песню записали Андрей Сапунов (вокал, акустическая гитара) и Сергей Кавагоэ (электроорган). Сам Никольский этой версией доволен не был. Но для многих она стала песней на всю жизнь.
К тому моменту, когда группа «Воскресение» записывала первый альбом, Константин Никольский уже был востребованным и респектабельным музыкантом с завидным опытом.
Начав карьеру со ставки звукооператора на Гостелерадио, он успел переиграть в нескольких ансамблях, активно проявил себя в «Цветах» Стаса Намина, прошёл гастрольную школу в бэнде Юрия Антонова и проехал всю страну вдоль и поперёк в составе ВИА «Фестиваль» под руководством знаменитого композитора Максима Дунаевского.
Именно этот ансамбль и записал первый вариант будущего хита. На тот момент песня называлась «Венецианский музыкант», она вошла в магнитоальбом «Фестиваля» 1978 года в исполнении солиста Марка Айзиковича.
Своего «Музыканта» Константин Никольский написал гораздо раньше — в армии, когда он служил в войсках ПВО. По его словам, идея пришла к нему в голову на посту, когда в руках была не гитара, а ружьё. Никольский оттолкнулся от фразы из сказки Андерсена «Соловей»: «Я буду петь о счастливых и несчастных, о добре и зле, укрытых от твоих глаз».
Это было юношеское сочинение — но не по годам глубокое и поэтичное. Из-под пера молодого автора вышло посвящение музыканту, который верен искусству, несмотря на усталость, возраст, нервы. Какой бы хаос не творился вокруг, мелодия не даёт сойти с ума:
«О несчастных и счастливых, о добре и зле,
О лютой ненависти и святой любви.
Что творится, что творилось на твоей земле,
Всё в этой музыке — ты только улови».
Константин Никольский занимает особенное положение на отечественной сцене. Он — живая история советского, русского, российского — и вообще какого угодно — рока. И не только рока. Хранитель традиций, творец и свидетель переломной эпохи. Корни его творчества — в увлечении высокой поэзией, лучших образцах классической и эстрадной музыки.
Никольский стал и героем магнитоиздата/рок-подполья, со временем утвердившись в статусе независимой фигуры. Его не припишешь ни к какому лагерю. Он существует в стороне от тусовок и скандалов, посвящая всю жизнь тому, во что поверил в юности. Его стихия — записи и концерты, которые соберут зал в любой точке страны и найдут свою публику. Ему не требуются ни реклама, ни эфиры, ни пиар.
Потому и каждая строчка в «Музыканте» в исполнении Константина Никольского звучит убедительно. А изысканная, полная тепла, чувства меры и стиля манера игры оттеняет глубокий смысл стихов. Вокруг нас шумят дела, бегут твои года... Но стоит лишь вслушаться в негромкий перебор гитарных струн — и можно уловить хрупкий звон самого времени, собственных воспоминаний и надежд.
Спасибо за внимание! Буду благодарен за лайк и комментарий, заглядывайте на огонёк!