23 января 1795 года французская кавалерия захватила 14 Нидерландских линейных кораблей, имеющих на вооружении 850 артиллерийских орудий.
Нидерланды, официально называвшиеся тогда Республикой Семи Объединённых Нижних Земель, имели несчастье ввязаться в первую антифранцузскую коалицию, ставившую перед собой задачу реставрации французской монархии. Началась война с вторжения французов на территорию германских государств и Нидерланды стали одним из театров военных действий.
На протяжении этой войны, длившейся пять с половиной лет, участие в которой принимала практически вся Европа (Франция, Британия, Испания, Россия, Австро-Венгрия, и т.д.), в составе французской армии выдвинулась и блестяще проявила себя целая плеяда талантливейших полководцев. Многие из них не могли даже мечтать о столь стремительной карьере, по причине недворянского происхождения. Одним из таких генералов был Жан-Шарль Пишегрю, крестьянин по происхождению.
Получив начальное образование в католическом монастыре, Пишегрю, ещё при Людовике XVI по причине нехватки средств пришлось волей-неволей проявлять свои способности. В военной школе занимался репетиторством по математике, и кстати, среди его учеников был Наполеон Бонапарт. Принял он участие, пусть и недолгое, в Американской революции, сражаясь на стороне восставших против английского господства. Вернувшись во Францию, Пишегрю продолжил военную службу и дослужился до звания адъютанта (унтер-офицер, выше сержанта). Ничего большего сыну крестьянина в королевской армии не полагалось и революцию он, естественно, приветствовал.
Уже в 1791 году в Безансоне Пишегрю становиться президентом клуба якобинцев, и солдаты добровольческого полка избирают его заступником командира. В 1792 году полк входит в состав Рейнской армии, где вступает в боевые действия против коалиционных войск.
Бич всех революционных и добровольческих военных формирований – низкий уровень дисциплины. Подчас преобладая даже более чем десятикратным по численности преимуществом, эти воинские формирования терпят поражения от регулярной армии. (О подобном случае времён мексиканской революции можно прочитать здесь - https://dzen.ru/a/ZaUapemZzBbK9oMY). Пишегрю, работая в штабе полка, добился превосходной дисциплины. В боях и манёврах полк проявил себя блестяще, а организаторские способности Пишегрю были по достоинству оценены. В августе 1793 года он становится бригадным генералом, в начале октября дивизионным генералом и командует Верхнерейнской дивизией, а в конце октября получает под командование Рейнскую армию. Быстро растёт военная карьера во время революционных войн!
Рейнская армия под командованием Пишегрю, без проведения крупных баталий, путём постоянного маневрирования и мелких стычек, вынуждает неприятеля покинуть Эльзас, после чего разбивают австро-венгерскую и прусскую армии, принуждая их к отступлению.
В феврале 1794 года Жан-Шарль Пишегрю становится командующим Северной армии, проводит ряд победных операций против британцев, нидерландцев и австро-венгров, захватывая Западную Фландрию. Преследуя отступающего противника, войска Пишегрю занимают Антверпен 7 июля, а 20 января 1795 года – Амстердам.
В восьмидесяти километрах от Амстердама, в самой северной точке континентальной Северной Голландии, по сей день находится город Ден-Хелдер, являющийся главной военно-морской базой страны. Такой базой он был и во времена Первой Антифранцузской Коалиции. В 1794-1795 годах в Европе разразилась непомерно холодная зима. Сейчас это трудно представить, но побережье и море вдоль берега покрылось весьма толстым слоем льда, который намертво пригвоздил находившуюся в бухте голландскую военную эскадру и несколько торговых кораблей. Генерал Пишегрю не смог упустить столь пикантного момента и приказал бригадному генералу Яну Виллему Винтеру (кстати, голландцу по происхождению) атаковать корабли.
В ночь на 23 января, гусары 8-го кавалерийского полка, совместно с ротой вольтижеров 15-го пехотного полка, выполнили поставленную задачу. Гусар взяли на коня ещё по одному пехотинцу, и в совершенной тишине прямо по льду приблизились к кораблям. Для того, чтобы не всполошить матросов, и приблизиться к кораблям как можно более тихо, лошадям предварительно обмотали копыта тканью. Голландская эскадра была окружена и оказалась в плену без единого выстрела.
Так как днём ранее оккупированная французами Республика Семи Объединённых Нижних Земель официально перестала существовать и вместо неё на тот момент не была провозглашена Батавская Республика, то французы удовлетворились словом голландских офицеров, что суда и экипажи будут на якоре до тех пор, пока не проясниться политическая ситуация в стране.
В дальнейшем, большинство этих кораблей будут захвачены англичанами и ещё повоюют против Франции, так что знай Пишеррю будущее – вероятнее всего, отдал бы приказ об уничтожении эскадры. Но увы… Жан-Шарль Пишегрю был всего лишь человеком. Пусть даже и очень талантливым, но всё же человеком. К сожалению, или к счастью, знать будущее никому из людей не суждено, а его кавалерийская атака на эскадру кораблей осталась одной из редчайших в мировой истории.