Найти тему

ВЫУЧЕННАЯ БЕСПОМОЩНОСТЬ. Часть 2

 

В прошлой статье я рассказала почему, по моему мнению мы не выучиваем беспомощость, а выучиваем активность. 

Как это пррисходит в процессе воспитания? 

Если ребенок получает в процессе воспитания опыт самостоятельного поиска решений и преодоления трудностей, то это активизирует заложенную в нем от природы поисковую активность. Самое важное, что приобретает малыш в этом процессе – это толерантность к неопределенности, мужество потерпеть неудачу и надежду на успех. Он никогда не знает к каким результатам приведет его активность, получит ли он удовлетворение или его действия окажутся провальными, и он будет разочарован. Он не знает когда ему стоит сдаться, а когда - проявить настойчивость. И если родители поддерживают его поисковую активность, позволяют быть самостоятельным, вовремя удерживают границы, утешают в случае неудач, то ребенок приобретает способность изменять свое поведение в зависимости от обстоятельств, соотносить результат с собственными усилиями, становиться настойчивее, устойчивее, не разрушаться от неудач и верить в успех. 

Если же родители ограничивают поисковую активность ребенка, препятствуя его деятельности и самостоятельности, запрещая, наказывая, пугая последствиями за нарушение порядков и правил, принимая решения за него чем ему заниматься и на что тратить время, не одобряя его усилий и успехов или, наоборот, расхваливая незаслуженно за все подряд, то ребенок не приобретает опыт успеха, неудач и неопределенности результата, и его поисковая активность не развивается и так и остается в зачаточном состоянии. 

Такие родители «хотят» за ребенка и учат его не активности, а избеганию ошибок и неудач. И потом удивляются почему их взрослое дитятко ничего не хочет, ни к чему не стремится, ничем не интересуется. Потому что самый простой и незатратный способ избежать провала – это ничего не делать. 

Ребенок может, конечно, чтобы не расстраивать маму, или не обижать папу, или потому что «это правильно, полезно и все так делают» развивать псевдоактивность. Но это будет только механическое перебирание стереотипных шаблонов, которые он запомнил, как успешные, и применяет, не отдавая отчет - подходят ли они ему и к текущей ситуации. 

 

Кстати, подавить поисковую активность можно не только у ребенка, но и у взрослого человека. Если мнение человека не учитывается, самостоятельные действия ограничиваются, неуспех жестко осуждается или наказывается, а успех воспринимается как сам собой разумеющийся, то человек регрессирует, возвращаясь к заводским настройкам – сначала начинает бояться, а потом блокирует свою самостоятельность. Под воздействием стресса его ресурсы истощаются, и он переходит к пассивности и шаблонным стереотипным действиям и решениям. Такое часто можно встретить в результате авторитарного руководства. И в таких случаях руководители, как и родители, о которых шла речь чуть выше, требующие от подчиненных полной управляемости при полной же отдаче, потом удивляются их безынициативности, пассивности и непродуктивности. 

 

Опираясь на все вышесказанное, я не буду описывать признаки, по которым можно определить есть ли у вас «выученная беспомощность». Если вам откликается эта статья, то я предлагаю вам обратить внимание на те области вашей жизни и деятельности, в которых вам не достает активности, и подумать о том, чего вы пытаетесь избежать, оставаясь пассивными. 

Ну а чтобы преодолеть пассивность, вам неизбежно придется начать действовать. Но действовать не механически, а разумно, восполняя то, что было упущено когда-то – связывая свои усилия и полученный результат, фиксируя даже незначительные успехи, останавливаясь и проживая разочарование при неудачах и продолжая пробовать и пробовать и пробовать, так как одной попытки для воспитания поисковой активности, как правило, недостаточно. 

 

© Юлия Ивлева 

 

#психология #выученнаябеспомощность #тревога #разочарование #страх #ужас #стыд #воспитание #активность #бессилие #пассивность