Найти в Дзене
АиФ–Кузбасс

Нейросети и айти. Как увлечь студентов, чтобы они хотели делать открытия

Оглавление
   Магистрант Сибирского государственного индустриального университета Илья Селиванов серьёзно занимается научной деятельностью
Магистрант Сибирского государственного индустриального университета Илья Селиванов серьёзно занимается научной деятельностью

Сегодня студент — это человек дедлайна, ему нужно везде успеть: хорошо учиться, реализовать себя в творчестве, общественной деятельности.

Магистрант Сибирского государственного индустриального университета Илья Селиванов именно такой. А ещё он серьёзно занимается научной деятельностью. Интересна ли сегодня наука молодёжи, как сюда привлекать ребят и какие разработки актуальны для нашего региона? Об этом «АиФ в Кузбассе» поговорили с нашим героем.

Отходы — в доходы

Инна Сергеева, kuzbass.aif.ru: Илья, почему поступили в Сибирский государственный индустриальный университет, а не уехали в другой город, как делает большинство выпускников?

Илья Селиванов: У меня папа — металлург. К тому же город наш индустриальный, металлургический. А потому долго не размышлял, куда пойти учиться после школы. Правда, выбирал между двумя перспективными, на мой взгляд, направлениями — металлургией и строительством. Второе привлекло больше: разнообразием направлений подготовки и возможностью приобрести знания, необходимые инженеру.

Конечно, рассматривал и другие города, в частности Новосибирск — мне предлагали подать оригиналы документов в один из институтов. Но выбрал наш вуз. Считаю, здесь качество образования лучше, к тому же есть отличная возможность реализовать себя и в общественном, и в творческом плане. Да и Новокузнецк мне нравится.

— А почему решили связать свою жизнь с наукой?

— Не скажу, что я был влюблён в неё с детства. Интерес появился именно в университете. Всё больше и больше погружаясь в учебный и научный процессы, я понял, что мне это близко, что хочу приносить пользу себе, вузу, городу и области. Именно поэтому после окончания университета решил поступить в магистратуру, а потом планирую в аспирантуру.

С удовольствием взялся за реализацию нового проекта, очень актуального для нашего региона — применение золошлаковых отходов в составе строительной смеси. Мы работаем с нашим партнёром — Таштагольским рудником. Это экологический проект по вторичной переработке отходов производства. Мы предлагаем частично замещать цемент на золу при приготовлении строительной смеси, которую потом используют для заполнения отвалов в руднике. Это удешевит производственный процесс, уменьшит затраты на материалы и в итоге поможет снизить себестоимость продукции. Сейчас это цель номер один для всех предприятий. К тому же есть и экологическая составляющая.

Наша главная задача — выбрать оптимальное соотношение золы и цемента, чтобы сохранить исходное качество строительной смеси, её прочность. Хотим запатентовать этот рецепт. Думаю, наш проект должен заинтересовать и другие промышленные предприятия.

На одном из российских форумов, где мы рассказывали о своей работе, к нам подошли представители из Сколково, попросили поделиться опытом. Они развивают подобный, но с использованием ненужной резины. В перспективе планируем попробовать использовать доменный шлак. Работаем над проектом около года. В нашей команде пять человек, это научные руководители и студенты.

Популярно и увлекательно

— Много ли сейчас молодёжи, которая хочет заниматься наукой? И как думаете, чем можно привлечь сюда ребят?

— К сожалению, желающих не так много. В нашем университете мы хотим при каждом факультете создать научное сообщество, а потому молодых ребят нужно активно вовлекать в этот процесс. Я считаю, что сейчас как раз наступило то время, когда науку нужно преподносить не традиционно и сухо, а популярно, понятно, увлекательно и интересно. Нужно суметь заинтересовать молодёжь.

Мне очень нравится проект Science Slam. Он о популяризации науки и образа учёного для широкого круга людей. В неформальной обстановке, с шутками, порой разговорным языком спикеры рассказывают о своих научных проектах. И делают это так, чтобы понятно было как обычному студенту, так и профессору. Такие встречи-конкурсы проходят в разных регионах. Жюри выбирает лучших. Я тоже представлял свой проект и стал победителем регионального этапа. Что интересно, после этого мероприятия студенты, которые были там, решили тоже участвовать. Им понравился формат. Думаю, в этом направлении и нужно двигаться, чтобы привлекать в науку молодёжь.

Можно начинать привлекать детей уже с 9 класса. Кстати, в этом плане хорошо помогают уроки профориентации. Наши студенты ходят в городские школы и рассказывают об университете, учёбе, науке. Я тоже провожу такие занятия. Был в своём родном лицее № 34. Постарался понятно рассказать обо всём.

Школьники очень заинтересовались, мы даже рассмотрели с ними принципы механики на основе их опыта. К примеру, почему с точки зрения физики и механики нельзя скреплять детали лаком для ногтей. Думаю, ребята надолго запомнят такой урок. Уже после него некоторые написали мне в социальной сети, и мы продолжили наше общение.

Приносить пользу

— Илья, какие научные темы сейчас популярны и актуальны для нашего города?

— Это информационные технологии и всё, что с ними связано. Прежде всего — нейросети. У нас была идея скомбинировать нашу работу с теми, кто занимается нейросетями, чтобы продвигать свой проект. Например, можно проводить опыты не вручную, тратя на это много времени, а моделировать процессы в цифре, чтобы заранее просчитать и проследить рентабельность. Для сравнения: нам нужно выждать 21 день, чтобы оценить качество строительной смеси, которую мы изготовили. Искусственный интеллект сделал бы это в считаные секунды.

Хорошо представлены проекты, связанные с металлургией — цифра, модернизация процессов. Думаю, и в ближайшие пять лет будет актуально то, что связано у нас с промышленными предприятиями, нейросетями и экологией.

— Что вообще нужно, чтобы заниматься наукой? Каждый ли это может?

— Прежде всего должно быть огромное желание заниматься наукой и приносить пользу обществу, городу, учебному заведению. Нужно гореть и хотеть. Эта история не про деньги. Хотя молодых учёных у нас материально поддерживают и в вузе, и на федеральном уровне. Есть стипендии и выплаты. Безусловно, важны и такие черты характера, как упорство, дисциплинированность, умение брать на себя ответственность. А ещё — работать в команде.

Также для меня очень важно собрать вокруг себя людей, которые смогут продолжить твоё дело, помочь тебе. И здорово, что у нас сегодня именно такая команда. Когда понимаешь, что, чем ты горишь, интересно другим и они готовы идти за тобой, получаешь ещё больше энергии и желания развиваться дальше.