"Тайная жизнь" (A Hidden Life, 2019) режиссера Терренса Малика не выходит у меня из головы через месяц после его просмотра. Сильная режиссура и игра актёров. Воистину - киношедевр. Вот почему небольшой кинорецензией мне хочется ещё раз обратить ваше внимание на этот фильм.
Фильм рассказывает о жизни одного обычного австрийского фермера Франца Егерштеттера, практически в одиночку бросившего вызов государственной машине. Его жизнь, долго скрытая от его соотечественников, конечно, не такая яркая и впечатляющая, как месть Джона Химейера из американского Грэнби. Об этом гражданине ещё не сняли кино - не нашлось продюсера и режиссера. Но тихий протест Егерштеттера, ставший особенно громким благодаря Терренсу Малику, нашёл своё киновыражение.
Меня поразило, как на поступки главного героя можно по разному смотреть, в зависимости от того, в какую историческую эпоху и в каком государстве вы находитесь. С точки зрения подавляющего большинства граждан Австрии 1940-х он, безусловно, являлся предателем и изгоем, непокорным сыном Отечества. С сегодняшней точки зрения - это безусловный герой и великомученик, блаженный Римско-католической церкви.
Или, всё-таки, нет никакого "разного взгляда" на политическую ситуацию, а добро и зло для хорошего воспитанного человека всегда различимы предельно чётко, вне зависимости от взгляда современных ему "историков" и "политиков"?
Малик причисляет главного героя своего фильма к лику Святых, недвусмысленно намекая на жизнь Иисуса Христа и сравнивая Франца Егерштеттера именно с ним. Главный герой, аналогично, проходит все круги ада в своей Отчизне, но не отказывается от убеждений.