Чем была рок-музыка в Советском союзе? Это было что-то запретное. Что-то, не выходящее за пределы тесных кухонь, в которых можно было спеть под гитару с друзьями. Что-то, что государство ни в коем случае не стало бы поощрять. Но всё же в 80-х годах ситуация начала меняться в сторону этого мятежного жанра. А главную роль в этом сыграл небезызвестный Ленинградский рок-клуб, о котором мы сегодня и вспомним.
______________________________________________________________
➡️Но прежде, чем мы продолжим, я прошу вас подписаться на наш канал @litmusbes. Нам это очень важно⬅️
_______________________________________________________________
Немного предыстории
Проблема легализации рок-музыки поднималась ещё в 70-х годах с постепенной популяризацией самого жанра. Именно запрет на него всё больше подогревал интерес к року как таковому. В конце того же десятилетия произошла так называемая магнитофонная революция, которая стала музыкальным проявлением свободомыслия, борьбы с принятыми в стране ценностями и устоями. Это позволило музыкантам разного толка записываться дома, а потом распространять свой материал нелегально. Итак, тогда и начинаются попытки создать нечто официальное и более организованное, чтобы всё происходило “на виду” и не в ущерб творческим порывам. Явные инициативы проявлялись в общей сложности более десяти раз, но всё не доходило до настоящей реализации до самого начала 80-х.
Начало
Официальной “датой рождения” Ленинградского рок-клуба считается 7 марта 1981 года, когда и состоялся первый концерт с такими коллективами, как Пикник, Россияне, Зеркало и другими. В то время как раз Ленинград считался центром рок-музыки в стране. Это подпольное движение было там более организованным, чем, например, в крайне разноплановой Москве. Возможно также повлияло и географическое расположение: близость города к Финляндии облегчало доступ к западной музыке.
Организация появилась при Ленинградском межсоюзном доме самодеятельного творчества (сокр. ЛМДСТ) на улице Рубинштейна, 13. Но это не был клуб в традиционном понимании западного образца. Это скорее была эдакая смесь Дома Культуры с концертным залом на две сотни мест с Союзом композиторов со своей внутренней организованной системой, о которой я сейчас расскажу поподробнее. Добавим ещё и тот факт, что всё это контролировалось КГБ и комсомолом, а на каждом концерте всегда присутствовала бдительная милиция. Так что выглядело это, в общем-то, не совсем по-бунтарски, но именно таким образом и появилось крупнейшее легальное место для знакомства с отечественным роком.
Устройство
Главным органом управления клуба считалось Общее собрание, в которое входили абсолютно все участники организации (не только музыканты, но и звукорежиссёры, фотографы, администраторы и т.д.). В среднем туда входило около полсотни коллективов. Во время созыва собрания раз в год выбирался Совет клуба, решающий важные вопросы касательно его деятельности. Притом для того, чтобы собрание состоялось, на нём должна была присутствовать как минимум половина членов. Для принятия какого-либо решения проводилось открытое голосование и окончательно принятым оно считалось только тогда, когда его поддерживали более 50% участников. Во главе организации стоял свой президент: с 1981 по 1982 год это был Геннадий Зайцев, а с 1982 и до закрытия им был Николай Михайлов.
Также при клубе был и специальный комитет — “цензура”, прослушивающая музыкантов, чтобы понять, стоит ли допускать их до сцены или же нет.
Итак, для вступления было необходимо пройти прослушивание, а также иметь собственный оригинальный материал (обязательно без противоречивых работ) и уметь играть на музыкальных инструментах.
Деятельность
В основном деятельность клуба была сосредоточена, конечно же, на концертах. За время его существования там выступило больше сотни групп, среди которых были уже ставшие легендарными Кино, ДДТ, Алиса, АукцЫон, Зоопарк, Аквариум и многие-многие другие коллективы, которые сейчас являются лицом нашей рок-сцены.
Там же проводились различные семинары, посвящённые поэзии и эстетики жанра. Клуб стал местом встреч для обсуждения музыки, что давало настоящий простор для творчества и помогало в развитии талантливым людям.
Начиная с 1983 года при клубе также проводился ежегодный фестиваль, на котором выступающие были обязаны представить зрителям и жюри свежий материал. Благодаря ему и раскрылись, например, Алиса и Кино.
Также ЛРК взаимодействовал и с зарубежными коллегами. В 1989 году он стал частью проекта "Next-stop Rock and Roll", где некоторые группы участвовали в концертах с коллективами из Швеции, Норвегии, Дании, Гренландии и Исландии. Тогда же вышел альбом "Laika" совместно с датскими группами. А в 1988 году в клубе выступили сами Scorpions.
Пример Ленинградского рок-клуба побудил музыкантов по всей стране создавать подобные организации, из которых стал особенно известен, например, Свердловский рок-клуб (его представляли Смысловые галлюцинации, Агата Кристи, Чайф, Nautilus Pompilius и другие).
Закрылся клуб в 1991 году с распадом СССР, когда необходимость иметь официальное место для исполнения такой музыки просто отпала.
Автор статьи: Анна Коробко
_______________________________________________________________
Наш телеграмм-канал:
_______________________________________________________________
Читайте также:
_______________________________________________________________
Подписывайтесь на канал, ставьте 👍, если вам понравилось, пишите комментарии, а также будем признательны за рассылку наших статей вашим друзьям и близким. Нам — продвижение, вам — качественный контент! 😊