Найти тему
Мама в спорте

"Вижу сердцем". Фильм о слепой спортсменке

Они плывут привязанными друг к другу, они бегут сцепленные верёвкой, они едут на одном велосипеде. Это паратриатлон. То есть триатлон для людей с инвалидностью.

Триатлон – это мультиспортивная гонка, объединяющая плавание, велоспорт и бег.

Героиня документального фильма "Вижу сердцем" – Ксения Выборных – участница Паралимпийских игр в Японии (2021 г.), многократная чемпионка России, мастер спорта международного класса.

Этот фильм состоит из трёх историй, одна из них о слабовидящей сотруднице Всероссийского общества слепых Ирине Алиевой-Горбуновой, но это история меня мало заинтересовала, так как у Ирины хоть и небольшой остаток зрения, но он позволяет ей читать с лупой, а это уже не беспомощность. Ирина рассказывает, что ей в магазинах приходится фотографировать этикетки продуктов, чтобы, увеличив фото, увидеть срок годности, так и я тоже точно также поступаю, иначе не вижу мелкий шрифт. Поэтому меня история Ирины не привлекла, хотя, думаю, что людям, не сталкивавшимся с серьёзными проблемами со зрением, может быть интересно.

Ещё один эпизод фильма скупо рассказывает об участниках фестиваля "Белая трость", организованного незрячей народной артисткой России Дианой Гурцкой. Сюжет малоинформативный, состоит из эмоций детей и нескольких кратких комментариев Дианы.

А вот часть, с которой начинается фильм, о Ксении Выборных меня заинтересовала.

Ксения Выборных полностью потеряла зрение к окончанию школы. Но смогла не отчаяться и занялась спортом. Спорт её давно привлекал, но из-за проблем со зрением ей не давали никаких допусков, запрещали нагрузки. После потери зрения ограничений не осталось, и Ксения стала искать тренера. Сама куда-то звонила, выясняла. Ей предложили бокс и степ, но эти виды спорта её совсем не привлекали, она умудрилась найти тренера по лыжам и ориентированию, о биатлоне мечтала. Но в итоге занялась триатлоном, потому что ей нашёлся лидер – мастер спорта по триатлону.

Незрячего спортсмена должен сопровождать зрячий лидер. Лидером (гидом) может быть бывший профессиональный спортсмен, который не менее двух лет, как завершил профессиональную карьеру. Таким лидером для Ксении стала Алёна Зубова.

Алёна Зубова и Ксения Выборных. Кадр из фильма "Вижу сердцем".
Алёна Зубова и Ксения Выборных. Кадр из фильма "Вижу сердцем".

Любопытно, что на момент, когда Ксения занялась с Алёной триатлоном, этого спорта в России для слепых официально не было. Ксения стала первой. И вот это для меня невероятное достижение – стать в чём-то первым среди инвалидов (да и не только инвалидов), пробить бюрократическую стену сложнее, чем начать бегать или плавать. Чтобы побежать, нужно взять и побежать, а чтобы заставить чиновников признать что-то и закрепить это на бумаге юридически, я не знаю, что нужно сделать и в сколько дверей постучаться, нужно быть настырным и несгибаемым.

Моя мама тоже хочет заниматься спортом, но мы не можем, ведь в нашем регионе нет спорта для слепых, и я не смогу пробить эту стену, я не знаю куда и к кому идти, я не умею просить и выбивать. Я готова выбивать положенное, но я не умею выбивать то, чего нет. У меня и без того забот полно: со здоровьем детей, маминым здоровьем, своим собственным, теперь вот, видимо, ещё и свекровь придётся на себя брать, я на грани отчаяния. И на этом фоне я безмерно восхищаюсь Ксенией и теми, кто за ней стоит, ведь очевидно, что у неё есть такая поддержка, которой нет у меня. Но Ксения выступает за Москву, очевидно, что там условия иные нежели в провинции.

В руках спортсменок парасвязка, с которой они бегают.
В руках спортсменок парасвязка, с которой они бегают.

Но вернёмся к паратриатлону.

Во время заплыва незрячий спортсмен со своим лидером связан специальным шнурком, который у ведомого крепится к бедру, а у лидера – к поясу. Задача лидера следить за правильным направлением движения, ведь в триатлоне спортсмены плывут не только по прямой, но и вокруг буёв.

На велосипеде незрячий и лидер едут вместе. У них специальный двухместный велосипед-тандем, где лидер сидит впереди и, по сути, ведёт и управляет велосипедом единолично, слепой напарник лишь крутит педали. Лидер даёт команды и предупреждает о подъёмах и спусках.

Моя мама ездила на тандеме, вообще не умея владеть велосипедом и никогда до этого не катаясь вообще ни на каком велосипеде. После такого опыта мама сказала, что главный там тот, кто за рулём, а её задача – постараться не мешать, крути себе педали, и по команде лидера – не крути.

На отрезке дистанции, где нужно бежать, спортсмены-триатлонисты сцеплены за запястья специальной короткой связкой (парасвязка), нужно синхронно работать одному левой рукой, другому – правой, и, конечно, лидер должен предупреждать о неровностях на дороге.

Моя мама умудрилась попробовать себя и в таком беге. После сказала, что нужно приноровиться, чтобы не дёргать друг друга за сцепленную руку не в том направлении. А ещё маме попадался лидер, который бегал медленнее, чем она, мама и хотела бы и могла бы убежать вперёд, но фактически не могла. Но было и наоборот, когда она из-за нерасторопности не давала лидеру бежать быстрее. В общем не так всё просто, как может показаться.

Фильм, заинтересовав, не дал мне ответы на многие вопросы, поэтому я полезла в интернет, чтобы удовлетворить своё любопытство. Например, меня безусловно восхитила Ксения и заставила думать, что раз она смогла без зрения так много добиться, то люди со зрением и подавно не должны унывать. Но также мне показалось, что недостаточно оценен труд лидера. Ведь заслуги незрячего спортсмена напрямую зависят от лидера и не смогут превышать их. Победы слепого в забеге, это в первую очередь победы его сопровождающего, а награждают ли сопровождающего? Об этом в фильме не говорилось. Оказалось, что в этом вопросе всё справедливо, по моему мнению, спортсмены из такого тандема награждаются одинаково и медалями, и спортивными званиями, и деньгами, если таковые полагаются.

Но неприятные моменты мне увиделись в найденном мною подкасте "Бег вреден", где была приглашена Алёна Зубова. Я конечно, понимаю, что ведущие задавали ей провокационные вопросы, но мне порой было неприятно слушать и обидно за Ксению. Например, ведущий предположил, что от слепого пассажира сзади толку мало и сравнил такую езду с перевозкой мешка картошки на багажнике. Алёна посмеялась над таким сравнением и согласилась, что так и есть. Алёна сказала, что это только она управляет велосипедом, а у Ксении ни руля, ни тормозов нет: "Ну куда она тормозить будет?" Алёна дала понять, что победа в заезде, это только её победа, ведь незрячий спортсмен не понимает, когда встать, куда отклониться при езде для лучшего результата.

В фильме "Вижу сердцем" Алёна не фигурирует, лишь упоминается, оно, конечно, понятно, но сама Ксения об Алёне высказывается исключительно доброжелательно, с благодарностью и признанием её заслуг в своих победах, но также отмечает, что работать в паре сложно, ведь нужно не только уметь чисто технически синхронизироваться, но и ладить в житейских вопросах, сходиться характерами иначе ничего не выйдет.

Моя мама и мой муж на тандеме.
Моя мама и мой муж на тандеме.
  • Про то, как моя мама впервые в жизни на велосипеде каталась;