В период с 1954-го по 1996-й годы только три женщины в СССР были приговорены к смертной казни. Одной из них стала Антонина Макарова, которая в годы Второй мировой войны расстреляла около 1500 советских партизан, а также мирных жителей.
Антонину Макарову искали больше 30 лет. Поиски были бы не такими долгими, если бы не путаница в документах. По странному стечению обстоятельств, рожденная под фамилией Панфилова, Антонина всю жизнь носила фамилию "Макарова".
Деяния этой женщины кажутся ужасными, но если сопоставить некоторые факты ее биографии, не трудно понять, что убийцей она не была рождена - ее характер "закалили" определенные события.
Родилась Антонина либо в 1920 году, либо в 1922, дата рождения (каки некоторые другие факты ее биографии) до сих пор вызывает споры. Вполне возможно, что она сама толком не знала, в каком году появилась на свет. В большой семье было не до празднования дней рождения. Семья была большая, шестеро детей, и родители не страдали от избытка нежности- многочисленных отпрысков старались не замечать, а если те шалили или не слушались, долго не разговаривали - сильно избивали.
Что бы лишний раз избежать побоев, Антонина поняла, что самая правильная стратегия поведения - поменьше говорить, а побольше слушать. Она была тихой и незаметной не только дома, но и в школе. За прилежание и спокойный характер ей в основном и ставили оценки - особой сообразительностью Тоня не отличалась. Всех все устраивало - маленькая, тихая девочка была на хорошем счету, проблем не доставляла.
В 1941 году спокойная девушка записалась на фронт, чем сильно удивила своих родных. Вряд ли мать и отец предполагали ей такую судьбу - с таким характером самое то быть хорошей женой, следить за домом и рожать детей. Но в голове у Антонины были совсем другие планы.
Она попала в плен в октябре 1941 года и была в не себя от ужаса, ведь она слышала разговоры о том, как поступали фашисты с пленными. Вполне возможно, именно поэтому она сблизилась с красноармейцем по имени Николай Федчук. Сначала они даже боялись думать о побеге, ожидая неминуемой гибели, но шли дни, а их "очередь" не приходила. Антонине и Николаю каким - то чудом удалось бежать. Николай говорил Антонине, что им нужно "двигаться" в его родную деревню - Красный Колодец в Брянской области. Антонина верила Николаю, иного выбора у нее просто не оставалось.
В походной жизни двадцатилетняя девушка без оглядки влюбилась в товарища. Казалось, что их свела сама судьба. Несколько месяцев они скитались вдвоём по округе, пытаясь выбраться из немецкого окружения. Но не дойдя несколько километров до деревни, Николай грубо порвал с девушкой, сообщив, что его ждут жена и дети, и "походная жена" ему больше не нужна.
Антонина побелела, такого предательства она просто не ожидала. Николай ушел, больше не сказав ни слова. Предполагается, что в тот момент, от стресса и предательства, у девушки просто помутился рассудок. Иначе объяснить ее поведение в последующие годы не представляется возможным. Ее поведение изменилось кардинально и в основном это касалось отношений с противоположным полом - молодая и тихая девушка вообще перестала отказывать мужчинам в интимной близости.
В деревню, где жил Николай с семьей она все - таки явилась. В Красном колодце ее встретили с жалостью: о произошедшем с ней она никому не рассказывала, с Николаем они старались не пересекаться. Точнее, он всячески избегал девушку, боясь разоблачения. Худенькая, немногословная, с печальными глазами, местные женщины пытались ей помочь, чем могли. Но вскоре стало очевидно, что Антонина не так проста. К ней стали относится негативно, из - за беспорядочных половых связей. Антонине Макаровой пришлось покинуть село.
Несколько месяцев она скиталась по селам, но так нигде и не прижилась. Сначала к ней относились неплохо, но отчужденность Антонины, его угрюмый характер отталкивали людей. Скитания, жизнь впроголодь порядком надоели Макаровой и тогда она обратила внимания на то, в каких условиях живут предатели и решила идти на службу к немцам.
Немцам не хотелось самим принимать участие в казнях пленных, и они были рады поручить ей исполнение смертных приговоров. Что она и делала, перед расстрелом выпивая водки. Совесть Антонину не мучила совершенно. Даже спустя годы, когда ее арестовали и предъявили обвинения, женщина была уверена, что "отделается" небольшим сроком - свое поведение, убийства и службы у немцев она списывала на военное время. Иначе она бы не выжила.
Тем не менее, долгие годы женщина боялась, что правда о ней вскроется. После войны ее жизнь вернулась в нормальное русло - она вышла замуж, родила двух дочерей. Семейная жизнь текла размеренно и спокойно, они с супругом считались хорошей семьей, получали льготы и поощрения как ветераны. Ни словом, ни делом Тонька - пулеметчица на девала мужу понять, кем она была на самом деле. Но на работе она старалась ни с кем не сближаться, практически не пила. Возможно, боялась, что выпьет лишнего и "язык развяжется". В целом, ее характеризовали как нелюдимую женщину. Но в тоже время, с учетом особенностей характера советских людей, ничего удивительно в этом не было.
Когда Тоньку арестовали, муж был уверен в том, что супругу оговорили. Виктор Гинзбург все время пытался добиться ее освобождения, в виновность не верил до последнего. А на суде, услышав приговор, заплакал.