Найти тему
Сайт психологов b17.ru

Четыре кода и архетипы карельской сказки

Сегодня решила перезагрузиться и поискать в себе ресурсы, которые, скажем так, задремали

Первый ресурс. Сказки.

Любите ли вы сказки?

Что происходит с нами, когда мы читаем сказки?

Мы становимся другими, открывая в себе волшебными ключиками двери в тайны Бессознательного?

Передо мной книга из глубокого детства. Карельские народные сказки. Конечно, это не та самая книга, что читали мне мама и бабушка, но то же самое хорошо сохранившееся издание.

Сказка "Голубая Важенка".

Сказка о всепобеждающей силе Любви.

Злая Ведьма Сюоятар (Сювятар, как иногда называют ее в отечественной литературе) вторглась в счастливую семью и разрушила мир молодой семьи.

Дело было так.

В одной семье родилась девочка. И стал молодой отец искать няню. В облике прекрасной нянечки пришла коварная Сюоятар и заколдовала молодую мать, обратила ее в голубую важенку (олениху), выгнала ее со двора и сама обернулась ею.

Никто и не заметил, как под личиной молодой матери появилась злая Сюоятар. Никто, кроме младенца, требующей грудное молоко матери! День и ночь кричал ребенок, зовя мать...

В деревне той ведающая старушка жила, Добрая Ведьма. Встретила она в лесу Голубую Важенку, рассказала та, как Сюоятар проникла в их дом и заколдовала ее. И старушка помогла. Стала приносить каждый день в потайное место к важенке дочку. А Важенка сбрасывала с себя шкуру и кормила дитя..

Вскоре узнал про это и сам отец. Пошли они со старушкой к тому самому месту, спрятался мужчина, чтоб не испугать Важенку. А Важенка отбилась от стада, как и прежде, скинула шкуру, обернулась в свой облик. Плачет, дочку кормит, укачивает...Ведь в последний раз видит свою девочку, уходит стадо на другие земли...

Старушка отвлекла Важенку. А муж в это время выскочил из-за дерева и бросил шкуру оленью в огонь. Подбежал он к своей жене, держит крепко, не отпускает.

Плачет молодая мать, погибла я теперь, убьет меня Сюоятар..

Но вернулись все в деревню. Мать с дочкой у старушки остановились. А мужчина побежал домой, выкопал яму перед порогом, наполнил ее смолой и зажёг. Да сукном красным прикрыл.

Пригласил Сюоятар в баню , вышла злыдня да упала в яму, так и сгорела. А семья счастливая вернулась домой.

Психосемантический анализ сказки открывает нам врата в Царство Бессознательного.

-2

Калейдоскопичность символов и богатство карельских народных традиций сочетается со сложной структурой человеческой психики.

Многогранность сказки, или четыре кода сказки:

Во-первых, в сказке зашифрован образ женской природы и женской энергии. Триединство Дева - Мать - Старуха (ипостаси одной и той же богини - праматери). В свою очередь, триада представляет универсальную философско-семантическую константу "Рождение, Любовь, Смерть" (это соответствует архетипу богини Гекаты).

Во-вторых, Образ Темной богини, зловредной сущности в лице ведьмы Сюоятар приводит нас к тому, что по сути женщина не принимает в себе разрушительное начало. Выступают как антагонисты. Хотя в каждой женщине живёт разрушительное начало и важно лишь контролировать его, поскольку оно так или иначе даёт нам силу сопротивления, наделяет нас критическим мышлением, помогает жёстко ответить "нет!"в случае необходимости.

В-третьих, обратим внимание на метафорический аспект сказки. А что если Сюоетар - Тень молодой женщины- матери? Уж не заложили ли древние сказители историю о послеродовой депрессии у молодой женщины и экзистенциальный кризис?

В-четвёртых, социально-психологический аспект. Исстари отношение к нянечкам было, как минимум, настороженным. Существует по сей день множество форумов, где молодые родители обсуждают угрозы распада семьи из-за нянь (Вспомните, например, как обыгрывается тема молодой няни в фильмах "Практическая магия" или "По семейным обстоятельствам")? Поэтому ещё один код-предостережение в сказке - будь осторожен в выборе! Под маской прекрасной няни может скрываться и злая Сюоятар.

Исследовательский ресурс в сказкотерапии помогает нам увидеть новые аспекты того или иного художественного произведения. Подняться над проблемой, выйти из привычных стереотипов и услышать в сказке себя.

Соотнести с себя или свои определенные качества с качествами и характеристиками персонажей сказки - занятие не самое простое. Но невероятно захватывающее.

Интересен для меня опыт личной интроспекции. В этой сказке, в самом раннем детстве, я идентифицировала себя с новорожденной девочкой. И это не случайно. После родов моя мама попала в больницу с тяжелейшим воспалением лёгких и его последствиями. И даже спустя годы я испытываю невероятную боль по отношению к этому маленькому человечку, которому не хватает мамы.

Сейчас уже я скорее чувствую себя той самой Старушкой (Доброй Ведьмой), которая помогает молодой семье воссоединиться.

В сказке также отражены архетипы Отца (мужская сила, Воин, смелость, решительность), Матери (материнство, грудное вскармливание, любовь, нежность).

Важенка исторически является символом плодородия и принадлежностью культа Рожаниц в карельской народной культуре.

Особую значимость и выразительность придают сказке образы четырех стихий: Воздуха (Ветра) , Огня, Воды и Земли, это четыре первоэлемента в универсальной картине мира человека. Их взаимосвязь суть Энергия Жизни на Земле.

"В лесу березы шумят, осины звенят, ольховые листочки перешептываются. Дитя их слушало. Там олени в озере купались. Дитя на них смотрело - улыбалось."

Магия Природы ощущается в каждой строчке карельских сказок, стихийность и красота окружающего многообразного мира выводят нас из шор и дают нам ощутить глубину Замысла Творца.

-3

Петрозаводск.ул.Кемская

А с какими персонажами сказки чувствуете связь Вы?

С уважением психолог Надежда Вячеславовна Архангельская

Дорогие читатели!

Записывайтесь на онлайн -консультации и практики или в любом удобном мессенджере по телефону

+7 927 282 38 78

Текстовые консультации 2000₽. Я в телеграме

Автор: Архангельская Надежда Вячеславовна
Психолог, Онлайн-консультант

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru

Сказки
3041 интересуется