Приветствую, дорогие читатели! Нашумевший сериал «Слово пацана» — это не только повод поговорить о причинах возникновения подростковых банд в СССР, но отличный повод поговорить о положительном опыте перевоспитания малолетних преступников. Этот опыт подарил нам Антон Семёнович Макаренко (1888 — 1939) — один из лучших педагогов на планете Земля.
И если вы думаете, что это скучнее драматических ходов сериала — вы сильно ошибаетесь. Это ещё более захватывающая история. И что самое главное, история подлинная. Все герои, описанные Макаренко в «Педагогической поэме» не выдуманы.
Шёл 1920 г. Украина. Ещё идёт гражданская война. Разруха и голод. Но новая советская власть уже озаботилась тем, что же делать с беспризорными и малолетними преступниками. После череды войн и революций в стране было около 7 млн. беспризорных.
Педагогу Макаренко в сентябре 1920 г. предложили возглавить новую колонию для малолетних преступников. Антон Семёнович соглашается, и начинается славная восьмилетняя история «Трудовой колонии имени Горького». Нужно сказать о здоровье Макаренко — у него были большие проблемы с сердцем и плохое зрение, но была сила воли и решительность.
Под новую колонию выделили здание дореволюционной колонии для малолетних преступников в лесу. В этом здании на момент 1920 г. не было дверей и оконных рам, печей, мебели, забора (всё сняли, разобрали и унесли окрестные селяне) и даже садовые деревья были выкопаны и посажены где-то в другом месте. Остался только шкаф в кабинете директора. Но он остался только потому, как сказали представители тех самых крестьян, что не влез бы ни в одну хату. Из преподавателей в колонии был сам Макаренко, учительницы Екатерина Григорьевна и Лидия Петровна (совсем молоденькая девушка) и, так сказать, завхоз Калина Иванович. Вот, что писал автор «Педагогической поэмы»:
«В поисках педагогических работников я дошёл было до полного отчаяния: никто не хотел посвящать себя воспитанию нового человека в нашем лесу — все боялись «босяков», и никто не верил, что наша затея окончится добром».
Кое-как отремонтировали часть здания и стали ждать воспитанников. И вот привели первых «морально-дефективных», как их тогда называли. Шесть здоровых и крепких юношей. Четверо восемнадцати лет, они были присланы за вооружённый квартирный грабёж, а двое подозревались в кражах. Все они были прекрасно одеты (конечно, не в своё). Естественно, воспитательные речи не имели на этих ребят никакого влияния, ничего делать они не собирались, и колония им была нужна как место, где кормят. Воспитанники в первые дни не оскорбляли учителей, а просто их не замечали, а потом начали чувствовать себя всё более свободно. Они спокойно уходили из колонии (ведь не было забора) и один из них был арестован за ночное ограбление и «мокрое дело».
В эту зиму Макаренко прочитал больше педагогической литературы, чем за всю жизнь, но нигде не находил ответа, что же делать с малолетними преступниками. А вокруг всё также идёт гражданская война, орудует Врангель и различные банды. То есть растёт напряжение и чувство бессилия, а воспитанники всё больше расслабляются. И вот один из парней, Задоров, нагрубил Антону Семёновичу на просьбу нарубить дрова и назвал педагога на «ты». И тут в состоянии гнева и обиды Макаренко ударил Задорова. Видимо, в этот момент ранее спокойный человек с больным сердцем имел такой страшный вид (довели, так довели), что воспитанник тут же перепугался и начал лопотать извинения. А потом парни пошли рубить дрова вместе с Макаренко. И это был перелом в работе.
Антон Семёнович писал, что этот случай «педагогического падения» он переживал очень тяжело. Макаренко ни в коем случае не считал, что насилие - это всесильное педагогическое средство. Он очень боялся пойти по пути наименьшего сопротивления. Потому что воспитанники ему достались очень уж тяжёлые. У педагога была даже попытка застрелиться, вызванная накопившимся напряжением, стрессом и вскрывшимися преступными поступками колонистов. Но Макаренко всякий раз брал себя в руки и шёл дальше делать своё трудное благородное дело. Он умел поддерживать бодрость дух в воспитателях и колонистах. Он не показывал, что сам не верит и сомневается.
Чем же таким повлиял Антон Семёнович и его коллектив на малолетних преступников. Во-первых, воспитатели самоотверженно работали и за это они получали невольное уважение даже у самых отбитых воспитанников.
Во-вторых, Макаренко в глазах детей был «крут» тем, что мог выбить для колонии деньги, одежду, еду, новое здание. Он проходил все проверки на «вшивость». Подростки, да и люди вообще, слабых не любят.
В-третьих, в первые годы и воспитатели, и воспитанники были одинаково бедны и одинаково плохо одеты. У Макаренко не было подмёток на сапогах зимой. Приходилось подвязывать.
В-четвёртых, детям было выгодно оставаться в колонии, где их кое-как, но кормили и одевали. На улице жить было очень тяжело.
В-пятых, их учили и не попрекали старыми преступлениями (на третий или четвёртый год Макаренко просил не привозить уголовных дел, чтобы всё это оставалось в прошлом). О многих преступлениях колонистов до колонии педагог узнал гораздо позже.
В-шестых, удалось добиться у воспитанников понимания, что колония — это их общее достояние. Шла трудовая борьба за общее благо. А это сплачивает и облагораживает.
В-седьмых, трудовое воспитание очень важно для воспитания личности (в колонии появилась кузница, конюшня, огороды, поля, слесарная мастерская). Педагог писал, что не всякий труд способствует коммунистическому воспитанию человека. Например, те кто попадали в мастерские, начинали приобретать не очень хорошие привычки свойственные мещанам и профессиональным идиотам. Поэтому Антон Семёнович и его коллектив искали деятельность, которая объединит ребят в коллектив.
В-восьмых, обучение основам военного дела и появление отрядов и совета командиров. Отряды - это очень важная часть успеха колонии Горького. Именно они стали основой коллектива. Этот способ объединения был найден случайно во время рубки дров колонистами. Но этот способ оказался потрясающе эффективным. Появился также совет командиров - один из органов управления колонией. У командиров никаких привилегий не было, поэтому удалось привлечь к этой ответственной работе самых активных и неравнодушных. Но командирской аристократии не образовалось, потому что был в колонии не менее важный опыт сводных отрядов. Эти отряды формировались на короткое время (день, неделя, месяц) для сельскохозяйственных работ. В этих отрядах командирами назначались не постоянные командиры, а другие колонисты. Поэтому выстроилась гибкая система управления и работы, в которую были вовлечены все колонисты. В-девятых, Макаренко вводил дисциплину и принуждение, как важные части воспитания и обучения:
«В своем докладе о дисциплине я позволил себе усомниться в правильности общепринятых в то время положений, утверждающих, что наказание воспитывает раба, что необходимо дать полный простор творчеству ребенка, нужно больше всего полагаться на самоорганизацию и самодисциплину. Я позволил себе выставить несомненное для меня утверждение, что пока не создан коллектив и органы коллектива, пока нет традиций и не воспитаны первичные трудовые и бытовые навыки, воспитатель имеет право и должен не отказываться от принуждения. Я утверждал также, что нельзя основывать все воспитание на интересе, что воспитание чувства долга часто становится в противоречие с интересом ребенка, в особенности так, как он его понимает. Я требовал воспитания закаленного, крепкого человека, могущего проделывать и неприятную работу, и скучную работу, если она вызывается интересами коллектива.
В итоге я отстаивал линию создания сильного, если нужного, и сурового, воодушевленного коллектива, и только на коллектив возлагал все надежды; мои противники тыкали мне в нос аксиомами педологии и танцевали только от ребенка».
Надо понимать, что шла очень тяжёлая борьба за рождение колонии и перевоспитание этих детей. Некоторые несознательные личности думают, что это было чудо. Но нет. Это был тяжёлый ежедневный труд. Макаренко писал, что если бы знал заранее, насколько ему будет тяжело — вряд ли бы согласился и смог бы пройти этот путь.
Будет происходить ещё много чего. Только жизнь немного наладиться, и начнутся кражи в колонии. Один из воспитанников крал деньги, еду, вещи. Над ним был первый в колонии товарищеский суд. Удалось исправить ситуацию. Кстати, после колонии этот воспитанник стал врачом.
Не забываем, что вокруг в лесу орудовали банды. Дети находили обглоданные лисами черепа, тела, а проснувшись однажды утром, колонисты увидели двух висящих на деревьях людей, они висели два дня, пока органы правопорядка не сняли. Сами колонисты тоже иногда промышляли разбоем на дороге и мелкими грабежами у крестьян.
Опять жизнь входила в колею, но приходили новые испытания: резня, карты и пьянство. Из-за карточных долгов одному малолетнему воспитаннику пришлось уйти из колонии, чтобы отдать «долг чести». Его потом вернули.
Все эти случаи были для Макаренко тяжёлым испытанием. А надо было ещё бороться со вшами, грязью и болезнями, нужно было налаживать хорошие товарищеские отношения.
При прибытии в колонию еврейских пареньков, откуда ни возьмись, зацвёл антисемитизм. Евреев били и издевались над ними. Но и это преодолели, и опять через срыв Макаренко. Как всё преодолевали, читайте в «Педагогической поэме». Берите полную версию. Её можно опознать по количеству глав в первой части. Их должно быть 30.
Между тем воспитанники успевали драться с парнями из окрестных деревень и даже в драке разгромили здание сельсовета. Скучать было некогда.
Были и более страшные случаи. В колонии было шесть девочек. И вот одну из них отправили на рабфак (Рабочий факультет — учреждение системы народного образования в СССР, которое подготавливало рабочих и крестьян для поступления в высшие учебные заведения, существовавшее с 1919 года до середины 1930-х годов). Девочка, откровенно говоря, для рабфака не подходила, но учительницам уж очень хотелось, чтобы в колонии была одна рабфаковка.
Все остальные ребята, которые очень хотели поступать, ещё недобрали знаний. И эта девушка, Раиса, в городе встретилась со своим парнем-бандитом (которого до этого из колонии выгнали сами воспитанники). И вернулась в колонию беременной. На все вопросы и просьбы признаться, что беременна, она всё отрицала — была очень полной, поэтому достоверно нельзя было установить без врачей. Однажды девочки, убираясь в своей комнате, нашли неживого младенца в корзинке Раисы. Она ночью родила, стараясь не издавать ни звука, и случайно или намеренно с помощью платка вот такое сделала с ребёнком. Хотела содержимое корзинки в лес отвезти. Над Раисой был суд, признали, что она, так сказать, была не в себе. Хотя другие колонисты говорили, что она намеренно это сделала. Макаренко по просьбе других девочек отправил её на завод. Так как жить с Раисой девочки не могли. Но завод изменил Раису. Макаренко встретил её через несколько лет в городе. Она работала буфетчицей, у неё был муж и двое детей. Она благодарила педагога за то, что он тогда её не «утопил».
У колонии было много испытаний впереди, например, тяжёлая любовь одного из воспитанников, закончившаяся трагично. Но было много достижений и удач. Удалось нанять отличного агронома, много воспитанников поступили на рабфак, у колонии появился театр и каждую субботу они давали представления, появились отряды и совет командиров, удалось даже «завоевать» совершенно запушенную детскую колонию в Куряже и сделать из неё образцовое учреждение.
Было ещё одно условие, которое помогло Макаренко получить такие блестящие результаты — это революция и советская власть. Именно перестройка общества, творчество масс показало малолетним преступникам путь, а Макаренко и воспитатели, со своей стороны, сделали всё, чтобы вывести ребят на этот путь и вырастить настоящих людей.
Обязательно читайте «Педагогическую поэму» в любой редакции, получите огромное удовольствие. Макаренко хорошо писал и обладал прекрасным чувством юмора. Например, вот что он писал про любовь в педагогике:
«Педагогика, как известно, решительно отрицает любовь, считая, что „доминанта“ эта должна наступать только тогда, когда неудача воспитательного воздействия уже совершенно определилась. Во все времена и у всех народов педагоги ненавидели любовь. И мне ревниво неприятно видеть, как тот или другой колонист, пропуская комсомольское или общее собрание, презрительно забросив книжку, махнув рукой на все качества активного и сознательного члена коллектива, упрямо начинает признавать только авторитет Маруси или Наташи — существ, неизмеримо ниже меня стоящих в педагогическом, политическом и моральном отношениях. Но у меня всегда была склонность к размышлению, и своей ревности я не спешил предоставить какие-либо права».
Богатырёва Екатерина, активист группы «Свободное время»
Благодарим за помощь с корректурой и редактурой нашего подписчика Артемия Т.
Будем благодарны вам за помощь в распространении марксизма-ленинизма и издании книг. Мы издаём серию книг «Основное в ленинизме», учебник для кружков «Наука побеждать» и художественную литературу. Книги можно купить или скачать бесплатно на нашем сайте. Чтобы скачать книги бесплатно: заходите на наш сайт, и кликайте на слово "книги" в тексте "О магазине" на главной странице.
В данный момент мы ищем верстальщика. Если вы готовы нам помочь, напишите, пожалуйста в комментариях.
Приглашаем к сотрудничеству авторов, корректоров и просто грамотных и внимательных людей, желающих вычитывать Ленина для последующей публикации серии «Основное в ленинизме».
Купить и заказать книги В.И. Ленина из серии "Основное в ленинизме можно тут
Брошюра "В помощь товарищу. Справься со стрессом, овладей эмоциями, научись эффективному общению"
Курс коммунизма для начинающих "Наука побеждать"
Учебное пособие "Научный социализм"
Учебное пособие "ДИАЛЕКТИЧЕСКИЙ и ИСТОРИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ"
Книга "Краткая история будущего"
Книга "Марксизм-ленинизм эпохи диктатуры пролетариата"
Пройти опрос группы "Свободное время"
Следить за нашими публикациями удобнее по подписке, поэтому, если вы еще не подписались, подписывайтесь на наш канал, а также читайте и смотрите другие интересные материалы на наших каналах тут: