Найти тему

Судьба императорских поездов

Из ворот Тверского вагоностроительного завода за его 125-летнюю историю выходила различная железнодорожная техника. В этом списке есть и уникальный подвижной состав, в том числе вагоны для особ царской фамилии.

1916 год: прибытие Николая II на императорском поезде в Царское село
1916 год: прибытие Николая II на императорском поезде в Царское село

Считается, что первый российский литерный поезд (предназначенный для перевозки особо важных персон) появился во времена Николая I еще в 1836 году. Позже был создан специальный железнодорожный состав для путешествий императора: 18 августа 1851 года Николай I отправился на нем из Петербурга в Москву на празднование 25-летия своей коронации. Длина «собственного» императорского вагона составляла 25,25 м, который устанавливался на двух четырехосных тележках, что было ново и необычно даже для начала XX века. Вагон был окрашен снаружи в голубой цвет. Над десятью окнами с большими простенками помещались золоченые двуглавые орлы. Потолок царского вагона был обтянут белым атласом, стены обиты стеганым штофом малинового цвета. Этот же материал применялся для обтяжки мебели, для чего пригласили французских декораторов из Лиона.

Первый в Империи литерный поезд в полном смысле этого слова появился в 1874 году и состоял из четырех вагонов. Особо выделялся императорский вагон голубого цвета – он был длиннее остальных (36 м). Со временем состав увеличился до 15 вагонов.

В литерном поезде царская семья едва не погибла в результате железнодорожной катастрофы, произошедшей 18 октября 1888 года близ местечка Борки под Харьковом. После этого принято решение о строительстве двух составов для внутренних и заграничных поездок царской семьи.

В ноябре 1889 года престижный заказ разместили на Александровском механическом заводе. Постройка семивагонного состава поезда была окончена к февралю 1896 года. Однако при первых же поездках выяснилось, что семи вагонов недостаточно. В результате два вагона были построены уже в мастерских Петербурго-Варшавской железной дороги, а третий восстановлен после вышеупомянутого крушения. Затем были добавлены еще три вагона, один из которых использовался как церковь на колесах.

Царский поезд подвергался реконструкции много раз. Для обеспечения безопасности и отвлечения внимания террористов в начале прошлого века началось строительство «дублера» российского императорского поезда, которое завершилось в 1905 году. Фактически в 1915-1917 годах императорский поезд стал одной из постоянных резиденций последнего русского императора. В состав этого поезда входил и вагон-салон, в котором 2 марта 1917 года Николай II подписал свое отречение. Затем этим поездом в течение полугода пользовались министры Временного правительства.

Судьба всех роскошных царских вагонов оказалась печальной. Большая их часть была утрачена в огне Гражданской войны, а затем Великой Отечественной. Сегодня на территории России не сохранилось ни одного из подлинных императорских поездов. А вот в Финляндии в музее в Хювинкяя есть построенные еще в XIX веке вагоны российского императора.

Подготовила Наталья Каштелян