Найти в Дзене
Антитурист

Загадка асфальтового завода

Этот объект на краю посёлка портовские пацаны называют "Камнедробилкой", это останки старого асфальтового завода. Своего рода неофициальная местная достопримечательность, в которую посвящены немногие. Под открытым небом на ладонях тундры в 60-е годы на его мощностях были построены взлетно-посадочная полоса (длиной 1700 метров) и первые каменные здания Чокурдаха. На фото карьер, где в 50-е годы начали добывать камень для строительства. При реконструкции полосы в 2016-17 годах, его ещё больше раскопали вширь и вглубь. Глубины теперь там приличные. В начале нулевых, когда выпадали тёплые деньки, а это здесь климатическая редкость, мы купались на этой каменоломне, узкая линия мелководья карьера относительно прогревалась, во всяком случае нам не было холодно и заплывы обходились без ЧП. А осенью любители коньков катались там по первому льду. Вдоль нижнего края карьера тянется грунтовая дорога, огибая его берег, она поднимается по косогору и приходит к руинам завода. Откуда здесь, в арктиче

Этот объект на краю посёлка портовские пацаны называют "Камнедробилкой", это останки старого асфальтового завода. Своего рода неофициальная местная достопримечательность, в которую посвящены немногие. Под открытым небом на ладонях тундры в 60-е годы на его мощностях были построены взлетно-посадочная полоса (длиной 1700 метров) и первые каменные здания Чокурдаха.

На фото карьер, где в 50-е годы начали добывать камень для строительства. При реконструкции полосы в 2016-17 годах, его ещё больше раскопали вширь и вглубь. Глубины теперь там приличные.

В начале нулевых, когда выпадали тёплые деньки, а это здесь климатическая редкость, мы купались на этой каменоломне, узкая линия мелководья карьера относительно прогревалась, во всяком случае нам не было холодно и заплывы обходились без ЧП. А осенью любители коньков катались там по первому льду.

-2

Вдоль нижнего края карьера тянется грунтовая дорога, огибая его берег, она поднимается по косогору и приходит к руинам завода. Откуда здесь, в арктической тундре подобное производство, как в 60-е годы это организовали?

Август 2024
Август 2024

По моим смелым, но бездоказательным предположениям этот завод поставили по ленд-лизу во время Великой Отечественной войны. Видимо подобные комплексы предназначались для строительства асфальтовых взлетно-посадочных полос по маршруту перегонки американских самолётов, но каким-то образом он оказался в Чокурдахе, что и сыграло очень значимую роль в дальнейшем развитии этого отдаленного арктического посёлка. Почему каким-то образом? Дело в том, что воздушная трасса АлСиб проходила гораздо южнее, и Чокурдах не мог быть полноценной её частью, если только как запасной аэродром. Есть ещё вариант, что это немецкий трофей, полученный в качестве репараций, но это сомнительно, иначе бы указатели сохранившиеся на деталях установок были на языке германцев. Да и всё-таки расстояния, Европа ой как далеко, а до Аляски с этих широт по прямой чуть больше двух тысяч километров.

В открытых источниках я не смог найти никаких данных об этом заводе. И тем более каких-либо доказательств.

Поэтому, это всего лишь мои одиночные кухонные размышления.

На еле читаемых, но всё ещё сохраненных табличках-указателях написано на двух языках, русском и английском.

Таблички на двух языках
Таблички на двух языках

На табличках-указателях сообщено CRUSHED ROCK, на русском ЩЕБЕНЬ. На второй вроде MILLER, по-русски ЗАПОЛНИТЕЛЬ. Точно не разобрать, время стерло надписи. Скорее всего, в MILLER засыпалась порода, а из Crushed Rock выходил готовый материал в виде щебёнки заданной фракции. Таких табличек несколько, они размещены у каждого технологического узла.

Зачем заморачиваться с табличками и еще дублировать их на двух языках? Я всё-таки склоняюсь, что это завод американского производства, и он был собран на месте советским стройбатом. Для этого и существуют такие надписи, чтобы ничего не перепутать при сборке и работе. Косвенным доказательством зарубежного происхождения могло стать определение шага резьбы на болтах соединяющих конструкцию, метрическая она или дюймовая. На узлах почти не использовали сварку. Вопрос как его сюда доставили, откуда. Видимо через будущий Северный морской путь или первыми АН-12 Полярной авиации.

Камнедробилка стоит на металлических сваях, в то время начали изучать и понимать как влияют мерзлые грунты на построенные на них здания.

Август 2024
Август 2024

Возможно, это единственный уникальный исторический экземпляр по изготовлению асфальта и щебня в полевых условиях. В последующем же от асфальтовых покрытый на северных аэродромах отказались в пользу специальных железобетонных плит. Как например, в Тикси. Поэтому, завод оставили здесь, не стали демонтировать и вывозить на Большую землю. Да и щебень при обустройстве новых поселений не будет лишним.

А это фото из моих запасников, 2010 год. Наглядно можно увидеть насколько развалилась конструкция за прошедшие годы.

Зубчатые колеса навсегда застыли и вцепились в друг друга.

2010 год
2010 год

Какая-то технологическая труба выложена из кирпича, почти в идеальный ровный круг.

2010 год
2010 год

Этот цилиндр является дробилкой

2010 год
2010 год
2010 год
2010 год
2010 год
2010 год
ВВП Чокурдаха в 2010 году
ВВП Чокурдаха в 2010 году

На фото старая асфальтовая полоса, материалы для которой изготавливались на заводе. В 2017 году её немного укоротили и полностью заменили на грунтовку.

Аналогичное покрытие можно увидеть на ликвидированной в/ч 03168 "Колба". Там заасфальтирован лишь один участок, либо это был плац или вертолетная площадка, а может какой-то защитный бункер. Колбу как раз построили в середине 60-х годов.

Кусок асфальта на Колбе
Кусок асфальта на Колбе

Камнедробилка стоит без малого более 70 лет, конечно, время снимает свой солидный процент, медленно разбирая конструкцию по частям, ну и шпана, которой некуда девать силушку да удаль, приложили руки и частично разворотили этот неофициальный памятник первым военным строителям Чокурдаха.

Камнедробилка 2024 год
Камнедробилка 2024 год

Спасибо за просмотр.