Психологическое просвещение, психотравма, трансгенерационная
Автор Евгения Александровна Тихонова, магистр психологии, практикующий психолог
Это седьмая статья в цикле моих статей про психотравму. Что такое трансгенерационная психотравма, как она выглядит и на что влияет. Материалы с этим связанные и область психологии, изучающая этот феномен – системная семейная психотерапия.
В психоанализе семья рассматривается, как правило, с точки зрения ее нуклеарной организации, включающей в себя мать, отца и детей. Основным объектом осмысления являются отношения между ребенком и родителями. В системной семейной терапии действия специалиста ориентированы на работу с расширенной семьёй. «Важно понять с самого начала, что человек при этом подходе не является объектом воздействия и клиентом. Клиентом является вся семья, вся семейная система, именно она – объект психотерапевтического воздействия [5]. Франсуаза Дольто сказала: «Всё, что замалчивается в первом поколении, второе носит в своём теле».
Трансгенерационная психотравма (или межпоколенческая психотравма) — это психологическая и эмоциональная травма, которая передается от одного поколения к другому. Этот феномен возникает, когда опыт психотравмы, пережитый одним поколением, влияет на последующие поколения, даже если они не испытывали непосредственного воздействия травмирующих событий.
Для диагностики такого вида психотравмы используются следующие методы:
Генограмма – это техника, которая исключительно полезна для выявления большого количества информации об отдельных людях, парах, семьях и о взаимоотношениях в них, о том какие связи проходят от прошлого к настоящему и будущему [2].
Геносоциограмма является комментированным представлением генеалогического древа (генограммы) и позволяет получить наглядное социометрическое (аффективное) представление о генеалогическом семейном древе с его характеристиками фамилий, имен, мест, дат, связей и главных событий жизни: рождений, бракосочетаний, кончин, значимых болезней, несчастных случаев, переездов, выборов профессий, выходов на пенсию [4].
В рамках этого метода психолог составляет проективную генограмму и прежде чем приступить к терапии собирает информацию о сценариях и судьбах всех членов семей с углублением на несколько поколений. Принципом работы в таком подходе считается, что нельзя вторгаться в семью без знания того, что является скрытым в этой семье.
Сегодня много признанных психологов привели и систематизировали наблюдения случаев, которые произошли с их клиентами столкнувшихся с несправедливыми жизненными обстоятельствами.
Эта травматизация происходит не магически, она происходит при помощи передачи родительских паттернов поведения или при взаимодействии с другими старшими членами семьи через их рассказы о прошлом семьи, дальних и близких родственниках. Замалчивания, необъяснимые запреты, табуированные темы превращаются в непонятные для человека эпизоды и в результате этот травматический опыт поколений препятствует консолидации воспоминаний.
Причины и механизмы трансгенерационной психотравмы:
- Передача через воспитание и семейные отношения от родителей, переживших травматический опыт, могут передаваться их детям страхи, тревоги и паттерны поведения, которые сформировались у них вследствие этих событий. Дети, наблюдая за реакциями родителей, усваивают эти эмоциональные и поведенческие модели.
- Передача через культурные и социальные нормы в культурах и общинах, переживших коллективную психотравму (например, в результате несправедливых этнических чисток), могут формироваться устойчивые культурные нормы и представления, которые закрепляют психотравматические паттерны поведения и восприятия, передаваемые следующим поколениям.
- Биологическая передача исследования в области эпигенетики показывают, что стресс и психотравма могут вызывать изменения на уровне генов, которые могут быть переданы следующим поколениям. Это может проявляться в повышенной восприимчивости к стрессу, тревоге, депрессии и другим психическим расстройствам.
- Неразрешенные эмоциональные и психологические конфликты, когда психотравма не проработана и остается неосознанной, она может передаваться в виде эмоциональных паттернов, таких как хроническая тревожность, депрессия, или паттерны взаимоотношений, которые становятся частью семейной динамики.
*примеры межпоколенческих психотравм на территории нашей страны: выжившие в Холокосте часто демонстрируют повышенный уровень тревожности, склонность к депрессии и другие психические расстройства, даже если сами они не переживали психотравмы. Потомки людей, переживших массовые репрессии, голод или депортации, могут испытывать трудности с доверием, страх перед властями, депрессию, а также склонность к изоляции или подозрительности.
Как именно передается психотравма из поколения в поколения и каковы психологические механизмы этой передачи?
Главным способом передачи является проекция родительских страхов и негативных переживаний на детей на фоне двойных посланий.
Различают два типа семейной «передачи» – осознанную и бессознательную.
Основным механизмом, при помощи которого осуществляется трансгенерационная передача семейной тайны, является процесс идентификации. Результат зрелой и не носящий защитный характер идентификации – наша идентичность: или целостная, автономная, здоровая и ясная, или диффузная и размытая.
Идентификация – это осознанные или бессознательные попытки стать похожим на другого человека или группу людей. Начиная с раннего детства, мы пытаемся походить на наших близких. Вырастая, мы избирательно и тонко выбираем, какие качества другого человека мы хотим видеть у себя.
Неассимилированный опыт – тайны семьи, проблемы, смерти, недосказанности, какие-то сложности, которые были в истории семьи – если не прошла работа по осознанию этого эпизода, то тогда этот опыт может стать травмирующим.
Тайна – это те события и факты, которые семья не может переработать и ассимилировать из-за ряда причин:
- недостатка ресурсов
- эмоциональной заряженности события,
- высокого уровня стресса, угрозы безопасности и целостности системы,
- отсутствия образцов хорошего проживания подобного опыта в окружающем социуме.
Важно найти хороший способ обойтись с этими воспоминаниями и фактами. Удалить те убеждения, те поведенческие схемы, те паттерны реагирования, которые связанны с прошлым опытом, которые закодированы в нашей памяти на уровне динамических механизмов психики. Необходимо проработать эмоции, аффекты, боль и страдания души.
Для того чтобы произошло изменение, чтобы человек смог с этим справиться он должен про это узнать. Речь идёт о «знаемом» и «незнаемом», о том куске не ассоциированного опыта, который при помощи скрытой трансгенерационной передачи передаётся от старших поколений, и когда мы не можем знать происхождение травмирующих установок или событий, тогда с этим сложно работать. Но когда у нас появляется знание о том, что случилось, то тогда появляется возможность выстраивать стратегии реагирования на это, изменять поведенческие паттерны, работать с неосознаваемыми психологическими защитами и интроектами [3].
Анн Анселин Шутценбергер в своей книге «Синдром предков», более 30 лет назад, писала:
«ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ. В последнее время стало модным использовать трансгенерационный метод. В практическом плане он хорошо вписывается в терапию и учебные курсы, поэтому необходимо, чтобы те, кто занимается как клинической практикой, так преподаванием, имели более четкие представления о том, какие связи существуют между эмоциями, биологией и явлением трансгенерационной передачи.
Иными словами, многие люди без аналитического и/или психотерапевтического образования считают возможным самостоятельно использовать трансгенерационный метод.
В этом и заключается реальная опасность, о чем должны быть предупреждены пациенты и клиенты» [4].
Родология и «магическое мышление»
Также сегодня появилось такое направление – родология (ансестология). Такое направление с очень запутанным определением (оно есть в интернете) утверждает, что жизненный путь предков и их действия влияют на «программу» всего рода, и как следствие — на судьбу потомков. Однако методы сбора информации и методы исцеления очень туманны.
Сегодня терапию трансгенерационной травмы стремятся провести при помощи «чистки кармы», «исцеления рода», магического изменения прошлого или будущего. В рамках описанных методов часто предлагаются методы из классической системной психотерапии или других направлений хорошо «приправленные магическим напылением», которые, иногда совершенно не вникая в индивидуальные особенности психики клиентов, предлагают разного рода диссоциативные практики или техники с использованием суггестивных состояний. Сюда нужно ходить с осторожностью, потому что при наличии пограничной структуры психики или при некотором отклонении от нормы и наличии шизофреногенных паттернов терапия может закончиться погружением в психотические состояния. Как говориться, перед употреблением проконсультируйтесь с врачом.
К сожалению, некоторые люди ищут волшебное средство и быстрое избавление от своих проблем, практически чтобы без их участия. Уснул, проснулся и все проблемы рода и проблемы в личной жизни решены, или получить сеанс гипноза, на котором целитель всё исцелит. Исцеление такого рода даже не является конкуренцией научной психотерапии, так как ориентированно на разных людей. Люди с магическим мышлением с трудом делают прогресс в психотерапевтическом процессе, поскольку это в любом случае, требует интеллектуальных усилий и перестройки поведенческих ритуалов.
Поддаётся ли такой феномен терапевтическому воздействию?
Терапией по отношению к семье или отдельному клиенту будет заключаться в восстановлении справедливости и устранении ущерба, понесённого «жертвой». Пережитая в семьях несправедливость часто является следствием банального факта: один из членов семьи получил для себя что-либо значимое в ущерб целой семейной системе. И, тогда как получивший, так и пострадавший вспоминают об этом и напоминают своим детям и близким родственникам, часто в нескольких поколениях.
Трансгенерационная травма — это сложный феномен, который показывает, как глубоко травматический опыт может повлиять на несколько поколений. Понимание этого явления и работа с его последствиями важны для того, чтобы разорвать цикл передачи травмы и способствовать здоровому эмоциональному и психологическому развитию следующих поколений.
В своей жизни мы менее свободны, чем полагаем. Однако, мы можем отвоевать свободу и избежать повторений, осознавая эти нити в контексте и сложности. Таким образом мы можем наконец прожить «свою» жизнь, а не жизнь родителей, или бабушек и дедушек [4].
Основные трудности психологической работы с семейной травмой проистекают из законов работы семейного бессознательного. Прежде всего, это: низкий уровень осознания болезненного аффекта, максимальная активность архаичных защит (отрицания, проекции и всемогущего контроля), резкий рост защитной агрессии и сопротивление изменениям.
Как может помочь психолог
В результате большого анализа семейной системы, определения скрытых «фантомов» и трансгенерационных психотравм могут быть применены совершенно любые методы из разных направлений психологии. Нужно понимать, что для того чтобы реконсолидировать память, избавиться от болезненных паттернов, от аффективных реакций необходимо пережить и прожить этот опыт.
Такой путь можно пройти только с терапевтом, которому вы доверяете и с кем у вас есть крепкий альянс и поддержка, ведь главным в этом процессе будет не метод, а находящийся рядом психолог, заинтересованный, с большой интуицией, тот кто может помочь заглянуть за пределы скрытого и способного открыть какие-то такие глубины семейного сценария, в которые вы не сможете окунуться самостоятельно.
Зачастую травма вызывает экзистенциональный кризис, связанный с переоценкой базовых ценностей. Ряд семей черпают в беде духоподъемную силу преодоления. Многие люди, переживая трудные времена, приходят к выводу об уникальной ценности семьи, любви и взаимопомощи, а также — о спасительной силе профессиональной деятельности в трудные времена. Укрепляется убеждение, что истинная сила не в деньгах и достижениях, а в поддерживающих человеческих отношениях. При этом опыт обращения за внешней помощью и оказания помощи другим людям возрождает утраченные самоуважение и базовое доверие к миру [1].
Если вы испытываете жизненные затруднения, не стоит оставаться с этим в одиночестве.
Предлагаю вам подписаться на мой канал "В купе с психологом". Подпишитесь, чтобы получать информацию о выходе новых, статей по психологии.
В этой статье я обращалась к источникам уважаемых мной коллег, данные о которых я, с благодарностью, привожу ниже:
1. Змaнoвcкaя E.B. Мост над прошлым: интерсубъективная реальность межпоколенной семейной травмы. / Психологическая газета 21.09.2022
2. Флоренс Каслоу «Проективная генограмма»
3. Доклад Oлифиpoвич H. И. «Трансгенерационная передача травмированной самости: разрушение и создание идентичности», на конференции «Стратегии работы с психологическими травмами и их последствиями» в центре психологического образования «Метафора», март 2023.
4. Шутценбергер А. «Синдром предков» Издательство Института Психотерапии, 2001.
5. Шыхалиев А.Л. Семейная генограмма как инструмент психологического консультирования.
Все права защищены. Перепечатка статьи или фрагмента возможна только с ссылкой на этот сайт и указанием автора, и ссылкой и на источники.
Также приглашаю вас прочитать другие связанные с этой темой статьи. Ниже привожу ссылки на продолжение цикла статей о психотравме - вот ссылка: https://dzen.ru/suite/6a7b3b24-84c0-439e-8c94-bb2ddf8892b8
Запишитесь ко мне на консультацию.
Можно обратиться с любым вопросом бесплатно в ЛС, при ссылке на этот ресурс индивидуальная ознакомительная онлайн-встреча 30 минут бесплатно. Контакты в шапке профиля к каналу или в любых соцсетях вы можете найти Тихонова Евгения Александровна