Дух сестёр Бронте
Любите ли вы английские женские романы так, как люблю их я? Я вот не очень люблю, но когда они появились, то произвели фурор в литературной среде того времени. Для женщин это была возможность размышлять о своей нелегкой доле в мужском обществе, а для мужчин — повод повозмущаться: «Женщина тоже человек? Да быть такого не может!»
Дорама «Знатная госпожа» (или «Когда гусыня вернется домой») снят по лекалам женского английского романа и собрал в себя как хорошее, так и плохое этого жанра. Начнем с хорошего.
Идеальное начало
Первые десять серий — настоящее произведение искусства, пример того, как должна начинаться классическая драма. Всё начинается с отлично поставленной сцены возвращения главной героини — босиком по снегу, детали, ракурсы, ритм — невозможно оторваться.
Затем сюжет потихоньку добавляет персонажей и через них создает яркий узор интриг, через сцены, полные недомолвок, лаконичные диалоги и актерскую игру, построенную на китайской двусмысленности, вежливости и скрытых мотивах. Каждый новый персонаж, даже злодеи, прорисовываются как уникальные, и при этом в них легко узнать людей из обычной жизни. С каждой новой серией мы все глубже погружаемся в тонкую сеть психологии происходящего. Это настолько захватывающе, что невозможно оторваться, в мечтах мы уже наслаждаемся увлекательным путешествием на 30 серий, но, увы...
Сценаристы устали и ушли за булочками
Первым звоночком, что что-то пошло не так, стали затянутые диалоги с недвусмысленными попытками выжать из зрителя пару слез. Потом пропало внимание к деталям сцен, и, наконец, исчезла логика событий. После трагедии на загородной станции у дорамы исчезла связь с реальностью, всё, что происходит в сюжете, служит лишь для того, чтобы какой-то персонаж мог выдать очередной длиннющий монолог о смысле жизни. Всё, что так раздражает в женском романе, излишняя эмоциональность, избыток речей, нелегкая жизнь женщины, женский взгляд вопреки реальности, сильно испортило мое впечатление о дораме. После 15-ой серии можно было и не досматривать.
Допускаю, что для кого-то это, наоборот, будет плюсом дорамы, тем более что и во второй половине есть на что посмотреть, но с каждым новым «и так сойдет» от сценаристов меня всё больше подбешивало. Вот героиня вступила в схватку с братом императора, отличный сюжетный ход, но это противостояние показывают каким-то урывками, чтобы потом несколько минут рассказывать, как несчастны женщины в браке. Вот сестра отпускает лошадь на все четыре стороны, и вдруг она как по волшебству оказывается в самый нужный момент прямо у крыльца и под седлом, как? почему?
Преступников в дораме то ловят, то отпускают, то о них совсем забывают, что полное неуважение к реалиям той эпохи. Всё время нам рассказывают о том, как важно найти спрятанные несметные богатства злодея, жду, жду, и... конец кина. Где-то слышится хитрый смешок сценариста «ваши ожидания — ваши проблемы». Хорошую дорамы от "ну такое себе" отличают логика и детали, в Знатной Госпоже они утрачены где-то на середине пути.
(а вот мнение Феникс)
Джейн Эйр
Наши локализаторы потеряли смысл названия. Конечно, это никакая не Знатная, а Благородная Госпожа. Концепция девицы с титановым стержнем, который и делает ее Благородной, «слизана», а точнее растиражирована с Джейн Эйр из одноименного романа. Образ сироты, чей ум, праведность, упорство и стойкость перед лицом невзгод вызывают уважение в обществе, стал неотъемлемой частью мирового искусства. Каждый автор, что обращается к этому архетипу, стремится привнести что-то новое, чтобы зритель воскликнул: «Да, это лучшая Джейн Эйр».
Посмотрим, что получилось у китайской Благородной Барышни. Изменены цели, вместо мужчины, наша героиня зациклена на родительской любови и собственном доме. В первую очередь ее интересует независимость и уважение в обществе. Здесь слышны отчетливые нотки феминизма, чего авторы и не скрывают во второй половине. Если уж суждено жить с кем-то в браке, то пусть это будет тот, кто зависит от нее, а не она от него. Или по крайне мере, если будет настоящая любовь, то должно быть равноправие и полное доверие.
Вполне уважаемая точка зрения для современности, но чистый бред для поздней династии Мин, когда происходят события. Уже после первого попадания в тюрьму никакие таланты героини не спасли бы от казни. Просто в назидание потомкам. Тут чувствуется женская рука в новелле, что плавает в своих облаках феминизма и даже не пытается передать дух того времени. Династия Мин это уже очень суровое неоконфуцианство, никаких дам на улице без мужчины, а чаще всего сидят дома, потому что ступни не только бинтованы, но и ломаются ради «золотого лотоса». Хоть как-то с долей условности возможности женщины в то время переданы в дораме «Запретная любовь» — хитрить, прятаться и прибиться к сильному мужчине, завоевав его благосклонность.
В этой дораме вообще нет положительного образа мужчины. Даже в главного героя можно влюбиться, но не сотрудничать. Такое пренебрежение к историческому времени не добавляет плюсов сюжету. Хотя платья почти «ципао» смотрятся очень симпатично, надоел уже этот танский пояс над грудью.
А что думает зритель?
Зашел посмотреть, что пишут про дораму в стране создателей на movie.douban. Не копал, просто что попалось на глаза.
Навыки исполнительницы главной роли действительно не льстят. У нее замкнутое выражение лица, и она всегда похожа на кусок дерева. Она не может отличить терпение от гнева. Она всегда слаба и щебечет. Это драма о мести, но ее игра удушает, и ее избивает группа старых актеров. Персонаж изображен как древняя благородная девушка, но ее лицо с чрезмерной пластикой слишком напоминает пьесу, ее поведение и линии слишком тяжелы в современных драмах, и у нее нет ощущения атмосферы в старинных костюмах. Фухуа Дао слишком возмутителен, и в нем нет сногсшибательного ощущения, а декорации внутреннего дома к тому же очень дешевые!
Еще один
Единственное, чем может похвастаться весь фильм, это то, что Фу Хуадао может потрясти сюжет «Красного дома» (версия Underworld): Я не знаю, почему фанаты говорят, что ритм быстрый. Эта драма определенно не отличается быстрым темпом, снята по кусочкам, с помощью кнута и пряника, и боги говорят о том, чтобы выставить себя дураками. Все понятно до того, как вы выйдете на сцену. Это целая жизнь. Конечный результат таков, что сюжет наивен и не гладок. Как вы подставляете злодея, не снимая драку в доме, и как проходит сам процесс?
Справедливости ради скажем, что актёры не так плохи, как написано, но это чаще всего встречаемое настроение в комментариях. Очень многие, как и я, были разочарованы второй половиной и не удержались выплеснуть раздражение в комментариях.
Три из пяти это наверное сама справедливая оценка - не так плохо, но многое разочаровывает. От себя скажу, до середины дорама смотрится очень бодро, а потом, можно бросать. Много феминизма, сырых сюжетных ходов, пустых монологов, ляпов в сюжете и разочаровывающий предсказуемостью финал. И никакой историчности. Увы. Спросите здесь, чем закончилось, если хочется узнать.
А на сегодня все...
(можно оценить, насколько интересно по первой серии)