Найти в Дзене

«Знатная госпожа» (2025), подражание классическому женскому английскому роману 19 века

Любите ли вы английские женские романы так, как люблю их я? Я вот не очень люблю, но когда они появились, то произвели фурор в литературной среде того времени. Для женщин это была возможность размышлять о своей нелегкой доле в мужском обществе, а для мужчин — повод повозмущаться: «Женщина тоже человек? Да быть такого не может!» Дорама «Знатная госпожа» (или «Когда гусыня вернется домой») снят по лекалам женского английского романа и собрал в себя как хорошее, так и плохое этого жанра. Начнем с хорошего. Первые десять серий — настоящее произведение искусства, пример того, как должна начинаться классическая драма. Всё начинается с отлично поставленной сцены возвращения главной героини — босиком по снегу, детали, ракурсы, ритм — невозможно оторваться. Затем сюжет потихоньку добавляет персонажей и через них создает яркий узор интриг, через сцены, полные недомолвок, лаконичные диалоги и актерскую игру, построенную на китайской двусмысленности, вежливости и скрытых мотивах. Каждый новый перс
Оглавление
Когда лошади досталась роль рояля
Когда лошади досталась роль рояля

Дух сестёр Бронте

Любите ли вы английские женские романы так, как люблю их я? Я вот не очень люблю, но когда они появились, то произвели фурор в литературной среде того времени. Для женщин это была возможность размышлять о своей нелегкой доле в мужском обществе, а для мужчин — повод повозмущаться: «Женщина тоже человек? Да быть такого не может!»

Дорама «Знатная госпожа» (или «Когда гусыня вернется домой») снят по лекалам женского английского романа и собрал в себя как хорошее, так и плохое этого жанра. Начнем с хорошего.

Идеальное начало

Первые десять серий — настоящее произведение искусства, пример того, как должна начинаться классическая драма. Всё начинается с отлично поставленной сцены возвращения главной героини — босиком по снегу, детали, ракурсы, ритм — невозможно оторваться.

Китайская Джейн Эйр
Китайская Джейн Эйр

Затем сюжет потихоньку добавляет персонажей и через них создает яркий узор интриг, через сцены, полные недомолвок, лаконичные диалоги и актерскую игру, построенную на китайской двусмысленности, вежливости и скрытых мотивах. Каждый новый персонаж, даже злодеи, прорисовываются как уникальные, и при этом в них легко узнать людей из обычной жизни. С каждой новой серией мы все глубже погружаемся в тонкую сеть психологии происходящего. Это настолько захватывающе, что невозможно оторваться, в мечтах мы уже наслаждаемся увлекательным путешествием на 30 серий, но, увы...

Сценаристы устали и ушли за булочками

Первым звоночком, что что-то пошло не так, стали затянутые диалоги с недвусмысленными попытками выжать из зрителя пару слез. Потом пропало внимание к деталям сцен, и, наконец, исчезла логика событий. После трагедии на загородной станции у дорамы исчезла связь с реальностью, всё, что происходит в сюжете, служит лишь для того, чтобы какой-то персонаж мог выдать очередной длиннющий монолог о смысле жизни. Всё, что так раздражает в женском романе, излишняя эмоциональность, избыток речей, нелегкая жизнь женщины, женский взгляд вопреки реальности, сильно испортило мое впечатление о дораме. После 15-ой серии можно было и не досматривать.

Автор, ты все не так понял...
Автор, ты все не так понял...

Допускаю, что для кого-то это, наоборот, будет плюсом дорамы, тем более что и во второй половине есть на что посмотреть, но с каждым новым «и так сойдет» от сценаристов меня всё больше подбешивало. Вот героиня вступила в схватку с братом императора, отличный сюжетный ход, но это противостояние показывают каким-то урывками, чтобы потом несколько минут рассказывать, как несчастны женщины в браке. Вот сестра отпускает лошадь на все четыре стороны, и вдруг она как по волшебству оказывается в самый нужный момент прямо у крыльца и под седлом, как? почему?

Преступников в дораме то ловят, то отпускают, то о них совсем забывают, что полное неуважение к реалиям той эпохи. Всё время нам рассказывают о том, как важно найти спрятанные несметные богатства злодея, жду, жду, и... конец кина. Где-то слышится хитрый смешок сценариста «ваши ожидания — ваши проблемы». Хорошую дорамы от "ну такое себе" отличают логика и детали, в Знатной Госпоже они утрачены где-то на середине пути.

(а вот мнение Феникс)

Джейн Эйр

Наши локализаторы потеряли смысл названия. Конечно, это никакая не Знатная, а Благородная Госпожа. Концепция девицы с титановым стержнем, который и делает ее Благородной, «слизана», а точнее растиражирована с Джейн Эйр из одноименного романа. Образ сироты, чей ум, праведность, упорство и стойкость перед лицом невзгод вызывают уважение в обществе, стал неотъемлемой частью мирового искусства. Каждый автор, что обращается к этому архетипу, стремится привнести что-то новое, чтобы зритель воскликнул: «Да, это лучшая Джейн Эйр».

Посмотрим, что получилось у китайской Благородной Барышни. Изменены цели, вместо мужчины, наша героиня зациклена на родительской любови и собственном доме. В первую очередь ее интересует независимость и уважение в обществе. Здесь слышны отчетливые нотки феминизма, чего авторы и не скрывают во второй половине. Если уж суждено жить с кем-то в браке, то пусть это будет тот, кто зависит от нее, а не она от него. Или по крайне мере, если будет настоящая любовь, то должно быть равноправие и полное доверие.

Вполне уважаемая точка зрения для современности, но чистый бред для поздней династии Мин, когда происходят события. Уже после первого попадания в тюрьму никакие таланты героини не спасли бы от казни. Просто в назидание потомкам. Тут чувствуется женская рука в новелле, что плавает в своих облаках феминизма и даже не пытается передать дух того времени. Династия Мин это уже очень суровое неоконфуцианство, никаких дам на улице без мужчины, а чаще всего сидят дома, потому что ступни не только бинтованы, но и ломаются ради «золотого лотоса». Хоть как-то с долей условности возможности женщины в то время переданы в дораме «Запретная любовь» — хитрить, прятаться и прибиться к сильному мужчине, завоевав его благосклонность.

В этой дораме вообще нет положительного образа мужчины. Даже в главного героя можно влюбиться, но не сотрудничать. Такое пренебрежение к историческому времени не добавляет плюсов сюжету. Хотя платья почти «ципао» смотрятся очень симпатично, надоел уже этот танский пояс над грудью.

Думаете, мне очень нужна такая жена? Ну, мечтайте.
Думаете, мне очень нужна такая жена? Ну, мечтайте.

А что думает зритель?

Зашел посмотреть, что пишут про дораму в стране создателей на movie.douban. Не копал, просто что попалось на глаза.

Навыки исполнительницы главной роли действительно не льстят. У нее замкнутое выражение лица, и она всегда похожа на кусок дерева. Она не может отличить терпение от гнева. Она всегда слаба и щебечет. Это драма о мести, но ее игра удушает, и ее избивает группа старых актеров. Персонаж изображен как древняя благородная девушка, но ее лицо с чрезмерной пластикой слишком напоминает пьесу, ее поведение и линии слишком тяжелы в современных драмах, и у нее нет ощущения атмосферы в старинных костюмах. Фухуа Дао слишком возмутителен, и в нем нет сногсшибательного ощущения, а декорации внутреннего дома к тому же очень дешевые!

Еще один

Единственное, чем может похвастаться весь фильм, это то, что Фу Хуадао может потрясти сюжет «Красного дома» (версия Underworld): Я не знаю, почему фанаты говорят, что ритм быстрый. Эта драма определенно не отличается быстрым темпом, снята по кусочкам, с помощью кнута и пряника, и боги говорят о том, чтобы выставить себя дураками. Все понятно до того, как вы выйдете на сцену. Это целая жизнь. Конечный результат таков, что сюжет наивен и не гладок. Как вы подставляете злодея, не снимая драку в доме, и как проходит сам процесс?

Справедливости ради скажем, что актёры не так плохи, как написано, но это чаще всего встречаемое настроение в комментариях. Очень многие, как и я, были разочарованы второй половиной и не удержались выплеснуть раздражение в комментариях.

Что думают зрители в Китае
Что думают зрители в Китае

Три из пяти это наверное сама справедливая оценка - не так плохо, но многое разочаровывает. От себя скажу, до середины дорама смотрится очень бодро, а потом, можно бросать. Много феминизма, сырых сюжетных ходов, пустых монологов, ляпов в сюжете и разочаровывающий предсказуемостью финал. И никакой историчности. Увы. Спросите здесь, чем закончилось, если хочется узнать.

А на сегодня все...

(можно оценить, насколько интересно по первой серии)