Верблюд жует колючку. Ксюша кормит собак. Мусе в кожанке холодно. В камне вечно горит куст. Всё на своих местах.
Завершающая часть нашего неформатного путешествия по Синаю в рамках частной неотельной экскурсии.
Напомню: это была поездка на весь день. Без группы туристов и сувенирных магазинов. Только мы с Ксюшей, Муса — наш внимательный и мёрзнущий гид, и Мохаммед — водитель с отличным чувством дороги и весьма специфическим музыкальным вкусом. Как нынче говорят — дримтим, команда мечты!
За день мы успели побывать в опустевшем (на первый взгляд) портовом городе Эт-Тур, искупать взгляд и подивиться противоречивой (и заброшенной) красоте в ваннах Моисея, а также выпить чаю с финиками в душевной компании местного муллы — Чефа Лябиба.
Впереди нас ждал (или, скорее, не ждал) обед в городе Святой Екатерины и древнейший монастырь, где, кажется, до сих пор горит тот самый куст, через который Бог наладил общение с Моисеем.
В общем, впереди маячила кульминация нашей необычной поездки.
Обед в «Клеопатре»
День выдался насыщенным, и ничего удивительного, что, подъезжая к городу Святой Екатерины, у нас с Ксюшей уже изрядно посасывало под ложечкой, где бы эта самая ложечка ни находилась. Короче, мы проголодались и очень хотели есть.
Город Святой Екатерины (или Санта-Катарин) расположен у подножия библейской горы Синай. Он был основан между 527 и 565 годами н. э., когда монастырь Святой Екатерины построили по приказу императора Юстиниана.
Чувство голода обострялось ещё и потому, что город находится на высоте 1586 метров над уровнем моря. Ну то есть было прямо холодно, градусов пятнадцать — что для Египта настолько мороз, что сразу стало понятно, почему Муса так предусмотрительно вырядился в кожаную куртку и натянул на голову шапку.
К счастью, по плану как раз должен был состояться обед.
Тойота остановилась у совершенно невзрачного здания, на втором этаже которого висела кривоватая вывеска с громким названием «Клеопатра». Сам ресторан находился там же, на втором этаже. Райончик вокруг — довольно колоритный, чем-то напоминающий типичные трущобы.
Поднялись внутрь. Никого. Ни единого посетителя. Только парочка кошек на стульях. Ни музыки, ни звуков готовки, ни запахов еды.
Сначала показалось, что место и правда заброшено, и мы просто вошли не в ту дверь. Но нет — нас просто не ждали. Муса что-то крикнул на своём, и из недр кухни вышел бородатый повар. Они о чём-то громко переговорили, после чего гид довольно повернулся к нам и сообщил, что обед сейчас приготовят, но нужно подождать минут двадцать. Ну да, Египет не для тех, кто торопится.
Хозяин заведения почему-то напомнил мне персонажа Яна Малкольма из «Парка юрского периода» — того самого, в очках. Но это, конечно, уже исключительно моё воображение.
Пока ждали еду, успели внимательно изучить обстановку. Настоящая квинтэссенция египетской аутентичности: пыль, уютно устроившаяся на мебели и столах, пара деловитых кошек на стульях, а прямо в обеденном зале у стены находился «офис администратора» — кожаное кресло, деревянный стол с бумагами и флаг Египта. Видимо хозяин предпочитает вести дела, не отходя от кухни. Ну а почему бы и нет?!
Обед получился простым, но очень вкусным.
Большой кусок отлично приготовленной курицы с рисом, слегка пересоленный, но горячий и насыщенный суп с лапшой (в прохладную погоду пошёл идеально), овощной салат и свежая лепёшка с соусом. Мы съели абсолютно всё до последней крошки.
Напитки, правда, оказались платными. За чай пришлось отдать два доллара. Ну да ладно — это всего лишь второй раз за всю поездку, когда мне пришлось доставать наличку. Первый был тоже за чай — когда завтракали на заправке.
На выходе из ресторана нас вновь поджидали дети, просившие денег. Последний доллар я уже оставил в «Клеопатре», поэтому пришлось развести руками.
Монастырь святой Екатерины
Когда мы подъехали к финальной точке маршрута — монастырю святой Екатерины — дождь почти закончился, и небо начало проясняться.
По дороге к монастырю встретили лениво жующих колючки верблюдов — местные обитатели явно не разделяли нашего энтузиазма от недавней непогоды. Чуть притормозили, чтобы посмотреть на горбатых товарищей.
Тойота встала у кордона. Дальше — или идти пешком около километра, или за бакшиш доехать на музейном, неопознанном мной ретромобиле, дежурившем за шлагбаумом. Мы и так уже изрядно наездились, поэтому решили прогуляться.
По дороге Ксюша, по своей старой путешествующей традиции попутно подкармливала многочисленных собак, наблюдавших за нами с надеждой и любопытством. В Египте собаки особенные — поджарые, на длинных лапах. Один в один, как изображения бога Анубиса на древних артефактах.
Монастырь святой Екатерины — несомненно, жемчужина всей нашей экскурсии. Это одна из старейших непрерывно действующих христианских обителей мира, основанная ещё в VI веке по приказу византийского императора Юстиниана. Согласно преданию, именно здесь находится Неопалимая купина — тот самый горящий, но не сгорающий куст, через который Бог обращался к Моисею.
Место красивое и... пустынное. Как и все локации в нашей сегодняшней поездке.
Хотя всё же стоит уточнить, что это популярное туристическое направление.
Обычно сюда приезжают паломники и туристы, чтобы потом подняться на гору Синай (или гору Моисея). В идеале — под утро, чтобы встретить рассвет с вершины.
В монастыре даже действует хостел, где за приемлемые 50 долларов за ночь можно арендовать номер (или келью) и, отдохнув, совершить библейское восхождение.
Но это мероприятие сегодня у нас в планы не входило. Хотя когда-нибудь — обязательно. Хочу сам увидеть, каково это. Будет повод вернуться.
Мы как раз попали к вечерней службе, во время которой фотографировать запрещено. Это, пожалуй, даже к лучшему — воспоминания остались живыми и более личными: древние иконы, мерцающие свечи, запах ладана и тихое, гипнотизирующее пение монахов.
Было в этом месте что-то бесконечно древнее и настоящее. Не ориентированное на туристов.
Здесь же Муса подарил нам самый необычный сувенир этого путешествия — небольшие камешки с удивительным природным рисунком, похожим на ветки горящего куста.
По словам гида, эти минералы активно продают туристам у входа в монастырь — за немаленькие деньги. А нам они достались просто так.
Если не погружаться в библейские чудеса, с научной точки зрения эти «отпечатки» — дендриты: кристаллические узоры из оксидов марганца или железа. Но согласитесь, гораздо романтичнее думать, что держишь в руках частицу библейской легенды.
На обратном пути я не удержался и купил в придорожной лавочке кофе из турки по настоящему бедуинскому рецепту — с кардамоном и ароматными специями. Вкусно невероятно! И эта небольшая, но вкусная деталь идеально завершила впечатления от поездки.
Сейчас пишу эти строки, а в носу «вспоминается» аромат этого кофе… 🐾
__________________
Читайте другие заметки египетского цикла: