Незабвенный Шурик в комедиях Леонида Гайдая - один и тот же персонаж или это разные люди, которых сыграл народный артист РСФСР Александр Демьяненко?
Как по мне, так это герой, который путешествует из одного фильма в другой. И везде он попадает в смешные нелепые истории. Да и выглядит Шурик во всех комедиях одинаково.
Думаю, режиссёр создал некую трилогию о приключениях чудаковатого простака - студента, а потом учёного.
Если бы это было не так, то почему Гайдай не взял на роль инженера Тимофеева Олега Видова? Актёр вполне успешно прошёл пробы, но выбрали опять Демьяненко.
Кстати, общеизвестный факт: для ролей в двух первых фильмах темноволосому от природы актеру пришлось перекраситься в блондина. Как по мне, так это прямой знак к тому, что наш Шурик - один персонаж.
Можно возразить, что в "Операции Ы" наш герой - студент политехнического ВУЗа, тогда как в "Кавказской пленнице" он играет гуманитария, который отправился на лето в этнографическую экспедицию.
Но кто сказал, что студент-филолог не может сдавать точные науки? Многие, учась на гуманитарных направлениях, вынуждены сдавать математику.
А во времена Советского Союза многие студенты-технари ездили в качестве дополнительного факультатива в экспедиции по изучению этнографических особенностей той или иной местности.
Во всех фильмах у героя схожая манера поведения, стиль одежды и причёска. Он везде одинаково застенчив, порой не сдержан и по-юношески горяч.
Да и название фильма "Кавказская пленница, или новые приключения Шурика" - прямой намёк, что некогда зрители уже знакомились с героем комедии и следили за его старыми приключениями.
У Леонида Гайдая в сценарии есть пометка, что герой Демьяненко - это тот же Шурик из "Операции Ы".
Давайте пофантазируем. Изначально герой Демьяненко действительно был студентом физико-математического факультета московского ВУЗа.
Но пришло лето, и он решил воплотить давнюю мечту - отправиться в этнографическую экспедицию. В Москве у Шурика была девушка по имени Лида ("Операция Ы"), с которой его связывали романтические отношения.
Ту же актрису (Наталью Селезнёву) мы наблюдаем в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" уже в качестве законной супруги героя. Правда, зовут её Зина.
И вместо прилежной студентки мы видим яркую актрису, которая озадачена своей карьерой. Актёры - люди ветреные, возможно, бывшая Лидочка из "Операции Ы" просто взяла псевдоним и стала Зинаидой?
Вполне правдоподобно.
К слову, никаких серьёзных отношений с Ниной - героиней "Кавказской пленницы", у Шурика не было. Искупались в водопаде, поцеловались в финале - и всё.
Такие девушки, как Нина, не простят Шурику помощь, которую он оказал бандитам, похитив её, комсомолку и просто красавицу. Робкий студент, уверен, не совсем во вкусе знойной красавицы Нины.
Там, скорее, выбор падёт на яркого и страстного джигита. Не забывайте, что в столице Шурика ждёт верная Лидочка. А то, что произошло на Кавказе, там и осталось. Просто легкое летнее увлечение, не более.
Мне возражали: почему Шурик не узнал троицу бандитов - Труса, Балбеса и Бывалого? Тут тоже имеется логическое объяснение.
Во-первых, события в "Операции Ы" происходили зимой, когда бандиты были экипированы в шубы и шапки. Встреча незадачливого студента с преступниками случилась ночью, в метель, а в темноте разве можно человека хорошо разглядеть?
Или под воздействием хлороформа у Шурика случилась временная амнезия, кто знает?
А если серьезно, друзья, то кто сказал, что Вицин, Моргунов и Никулин играют тех же героев, что и в "Операции Ы"? Возможно, в этом случае выбор актерского состава был спонтанным.
В третьей части Шурик повзрослел и остепенился, что естественно, ведь прошло 10 лет. Видимо, трудится на каком-то закрытом секретном предприятии или лаборатории при НИИ.
Достаток в семье имеется, квартира у пары прекрасная. И опять пофантазируем. Возможно, работа в засекреченном НИИ заставила Шурика перекрасить волосы?
В "Иван Васильевич меняет профессию" герой повзрослел, он уже не Шурик. Теперь к нему обращаются по имени и отчеству - Александр Сергеевич.
Хотя у Михаила Булгакова, чье произведение легло в основу сценария, героя зовут "Кока", или Николай Иванович.
Но Гайдай упорно хочет продлить историю своего Шурика и переименовывает булгаковского Коку в своего Александра Сергеевича.
И уж если совсем дать волю фантазии, то можно договориться, что герой Гайдая - агент КГБ. Не исключено, ведь слишком он подготовлен. В кармане у Шурика - снотворное.
Зачем? Если человек плохо спит, то хранит таблетки дома, на тумбочке возле кровати. Искусно владеет шпагой, так как фехтует как профессионал. Не боится в одиночку вступить в схватку с бандитами, некоторые из которых физически развиты лучше его.
Подходит ему образ разведчика, правда?
К слову, героя Александра Демьяненко мы вновь встречаем во второй и третьей частях "Старых песен о главном". Здесь уже явно прослеживается продолжение событий "Ивана Васильевича...".
Еще один пунктик: все три Шурика Гайдая - жители столицы, хотя режиссёр всегда был поклонником периферии. Его герои живут на Кавказе, в Астрахани, Одессе и так далее, но не в Москве.
А если быть серьёзным, то скажу так. Не думаю, что Леонид Иович задумывался над схожестью своих персонажей.
Он просто не хотел вникать в детали и делал, как все европейские кинематографисты - один персонаж без какого-либо связного сюжета перемещается из фильма в фильм.
Удачно созданный образ, не более.
Так, например, мигрировал герой немых комедий Чарли Чаплин.
Или Бастер Китон.