Найти в Дзене
Софья@ПетербургиЯ

Князь Юсупов: "Я стал обдумывать, что предпринять, куда ехать". Эмиграция Царской семьи - 13.04.1919г.

Читая воспоминания Романовых, тех кто смог эмигрировать из России после революции 1917 года, я не могла понять, почему они медлили и даже не хотели уезжать? Конечно же, с высоты сегодняшнего дня мы знаем, что оставаться им было небезопасно. О чем они думали? В воспоминаниях великого князя Александра Михайловича, Сандро, мужа дочери императора Александра III великой княгини Ксении и князя Феликса Феликсовича Юсупова в основном эмоциональная составляющая - они рассказывали о своих чувствах, но не давали описания того, что происходило, как принималось решение. Недавно мне посчастливилось прочитать воспоминания отца Феликса Юсупова Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон и письма его супруги княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой. Если первый был военным и у него четкая позиция в части описания происходящего, то у его жены, как тогда говорили, был своеобразный дар предвидения, проще говоря, она понимала суть происходящего и всегда делала правильные выводы. Хотя, и она до последнего не верил

Читая воспоминания Романовых, тех кто смог эмигрировать из России после революции 1917 года, я не могла понять, почему они медлили и даже не хотели уезжать?

Конечно же, с высоты сегодняшнего дня мы знаем, что оставаться им было небезопасно. О чем они думали?

Романовы в Крыму, 1918 год. Фото из интернета
Романовы в Крыму, 1918 год. Фото из интернета

В воспоминаниях великого князя Александра Михайловича, Сандро, мужа дочери императора Александра III великой княгини Ксении и князя Феликса Феликсовича Юсупова в основном эмоциональная составляющая - они рассказывали о своих чувствах, но не давали описания того, что происходило, как принималось решение.

Недавно мне посчастливилось прочитать воспоминания отца Феликса Юсупова Феликса Феликсовича Сумарокова-Эльстон и письма его супруги княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой.

Фото из интернета
Фото из интернета

Если первый был военным и у него четкая позиция в части описания происходящего, то у его жены, как тогда говорили, был своеобразный дар предвидения, проще говоря, она понимала суть происходящего и всегда делала правильные выводы.

Хотя, и она до последнего не верила в то, что им придется покинуть Россию.

Романовы эмигрировали из России 13 апреля 1919 года на британском дредноуте «Мальборо».

Сегодня я расскажу о том, что происходило в те последние дни. О том, как они провели 1,5 года до этого у меня есть отдельная статья.

  • 13 марта 1919 года.

В этот день приехал посланник Деникина из Екатеринодара. О том визите есть запись в дневнике княгини Зинаиды Юсуповой:

Привез совет от Деникина императрице и Николаю Николаевичу выехать отсюда, т.к. большевики сильно наступают на Перекоп и у него, якобы, не хватает сил, чтобы удержаться.

Судя по дальнейшему повествованию Зинаиды Юсуповой, Романовы и Юсуповы жили в те дни не особо беспокоясь, это была обычная жизнь курортных дачников:

Привез Феликс эту новость из Харакса, куда он ездил с Беби и фиалками к прабабушке, которая велела мне передать, что ждет меня к чаю.
Юсуповы в Ай-Тодоре. Фото из интернета
Юсуповы в Ай-Тодоре. Фото из интернета
Феликс, Ирина и братья Ирины. Фото из интернета
Феликс, Ирина и братья Ирины. Фото из интернета

Зинаида Юсупова остается спокойной, а вот её сын Феликс уже начинает понимать, что происходит:

Вернувшись с обедни, я застала Феликса в довольно тревожном настроении. На меня пока паника не действует.
Мне кажется, что какая-то «демократическая» рука старается избавиться от присутствия высочайших особ на южном берегу, а если не отстоят перешеек, то это прямо умышленный план, который ведет к уничтожению буржуазного гнезда в Крыму, т.к. нельзя допустить это при желании, чтобы нельзя было бы удержать этот перешеек...

Зинаида Юсупова отправилась к вдовствующей императрице, которую нашла очень обеспокоенной, но категорически не желавшей покидать Россию.

  • 14 марта 1919 года.

Французский адмирал Анетт пообещал, что:

Франция никогда Крыма не отдаст.

К тому же, желающие покинуть Россию столкнулись с проблемой выезда - мало было сесть на пароход, надо было еще получить разрешение на въезд в другую страну.

Из штаба Деникина приходили плохие известия и даже Юсупова уже говорит о том, что "тучи сгущаются".

  • 16 марта 1919 года.

Юсуповы, как и императрица Мария Федоровна, до последней минуты не желали даже думать об эвакуации.

Но уже сегодня княгиня начала говорить о такой возможности, приходило понимание неминуемости отъезда:

В 10 часов утра приехали Извольский и Свердлов поговорить о событиях и о возможности выехать отсюда, если понадобится. Чувствуется какая-то тревога, которая как электрический ток...

На отъезде императрицы Марии Федоровны настаивали англичане (по словам Юсуповой), а в семействе Юсуповых муж Зинаиды Николаевны Феликс.

Спокойствие в те дни удавалось сохранять немногим, в их числе был и великий князь Николай Николаевич:

Великий князь Николай Николаевич не разделяет общую панику относительно отъезда.
Великий Князь Николай Николаевич. Фото из интернета
Великий Князь Николай Николаевич. Фото из интернета
  • 17 марта 1919 года.

В этот день пришли новости о сдаче Перекопа большевикам.

  • 24 марта 1919 года.

Теперь уже события разворачивались так, что мало кто понимал, что вообще происходит!

24 марта 1919 года Юсупов - старший навестил императрицу Марию Федоровну и переговорил с князем Вяземским и князем Долгоруким:

Они были расстроены и озабочены. Кн. Вяземский мне сказал, что оставаться в Крыму он считает весьма опасным. Это сообщение меня совершенно огорчило. Едучи домой, я стал обдумывать, что в случае крайней надобности предпринять, как спасать семью и куда ехать.

Но приехав домой, он успокоился и вечер прошел как обычно. Они тогда еще не знали, что этот тихий вечер был последним...

  • 25 марта 1919 года.

Утром 25 марта Юсупова разбудила горничная, показав в окно на огромный корабль - это был английский дредноут «Мальборо».

Крейсер Мальборо. Открытка с автографами Романовых. Фото из интернета
Крейсер Мальборо. Открытка с автографами Романовых. Фото из интернета
Король Георг V, в силу сложившихся обстоятельств, сочтя отъезд государыни необходимым и без отлагательным, предоставил в ее распоряжение броненосец «Мальборо». Командующий настаивал на отплытии ее и семьи ее вечером того же дня.

В этот день семейство Юсуповых отправилось к Романовым в Ай-Тодор по случаю именин великой княгини Ксении Александровны.

На веранде дворца Ай-Тодор. Апрель 1917 года. Фото из интернета
На веранде дворца Ай-Тодор. Апрель 1917 года. Фото из интернета

Сначала отстояли обедню, а после службу:

Великая княгиня Ксения Александровна вышла вся в слезах и говорит: "Только что получила записку от императрицы, мы все должны выехать в 5 часов".
Великая княгиня Ксения с внучкой Ириной Юсуповой. Фото из интернета
Великая княгиня Ксения с внучкой Ириной Юсуповой. Фото из интернета

Юсуповы отправились домой и в спешке начали собираться, до 17 часов оставалось совсем немного времени.

Есть воспоминания о том дне и у князя Феликса Юсупова (сына). Из его слов следует, что вдовствующая императрица Мария Федоровна не хотела ехать:

Когда весной 1919 года красные подошли к Крыму, поняли мы, что это конец. Утром 7 апреля командующий британскими военно-морскими силами в Севастополе явился в «Аракс» к императрице Марии Федоровне.
Король Георг V, в силу сложившихся обстоятельств сочтя отъезд государыни необходимым и безотлагательным, предоставил в ее распоряжение броненосец «Мальборо».
Командующий настаивал на отплытии ее и семьи ее вечером того же дня. Сначала императрица решительно отказалась.
С трудом убедили ее, что отъезд необходим. В то утро мы все собрались в Араксе отметить день рождения великой княгини Ксении. Императрица поручила мне отнести великому князю Николаю Николаевичу письмо, в котором сообщала, что уезжает, и предлагала ему и семье ехать с нею также.

Что говорила о тех дня великая княгиня Ольга Александровна - младшая дочь Александра III?

Когда императрице рекомендовали уезжать, она отказывалась:

Но Мама оставалась непреклонной. Она неизменно отвечала, что долг ее остаться в России. Ей претила сама мысль о бегстве. Кроме того, она не верила тому, что она называла "слухами о Екатеринбургских убийствах". Фактически мы все думали так же, как она.

Великая княгиня продолжала:

Передо мной стоял страшно тяжелый выбор. В довершение всего, Сандро, который один мог мне помочь, успел покинуть Крым на борту британского корабля.
Я была дочерью своей матери. Но я, кроме того, была еще женой и матерью.

В итоге великая княгиня Ольга Александровна решила с мужем отправится на Кавказ, к армии генерала Врангеля.

Она ждала второго ребенка. Старшему - Тихону было 1,5 года, а младший Гурий родился в августе 1919 года. Мать, императрица Мария Федоровна, сказала тогда, что долг Ольги:

Оставаться с нею и обвиняла полковника Куликовского во всем, что он сделал и чего не сделал.

Позже великая княгиня Ольга Александровна с мужем и двумя сыновьями все-таки доберется до Дании, где на тот момент была её мать, но каких трудностей ей будет это стоить!

Но, вернусь к событиям того дня.

Есть у Юсупова воспоминания о последних минутах императрицы Марии Федоровны перед отъездом:

В 5 часов государыня выехала из Харакса в Дюльбер, а все великие князья уже были на «Мальбру». Государыня императрица спустилась пешком по склону горы и пошла по нашей набережной вплоть до пристани. В это время успел подъехать и я на моторе и подойти к Государыне императрице.
Она плакала, я не мог расслышать того, что она мне сказала.
Провожать государыню императрицу прибыло на набережную масса офицеров. Государыня ко всем подходила и благодарила за службу. Настроение у всех было угнетенное, подавленное.
Вдовствующая Императрица на борту крейсера. Фото из интернета
Вдовствующая Императрица на борту крейсера. Фото из интернета

Начал волноваться уже и сам Юсупов, он думал о семье:

Отъезжая отсюда, я стал страшно волноваться: как спасти жену, сына с невесткою и внучку. С отъездом царской семьи положение становилось не только устрашающим, но критическим и безнадежным. Я не любил ни когда просить за себя, но в данную минуту об этом пожалел.
Впоследствии только я узнал, что государыня императрица мне сказала: "Так вы тоже едете со мною», но я в эту минуту был так взволнован, подходя к Ее Величеству, что даже этого не расслышал".

В это время в городе, узнав об отъезде императрицы Марии Федоровны началась самая настоящая паника! Люди просились уехать вместе с ней, но корабль не мог вместить всех желающих.

В доме у Юсуповых тоже было не спокойно. Суета срочных сборов!

В 5 часов Юсуповы отправились в Ялту.

Императрица Мария Федоровна, узнав, что всех желающих невозможно вывезти, отказалась ехать. Или все или никто! Союзники предоставили суда для погрузки людей.

Из воспоминаний Юсупова - старшего:

Стемнело. Общая суета, отрывистые разговоры, мольбы захватить с собою и к тому же еще масса любопытных. Благодаря любезности офицеров, нам удалось временно зайти в каюту капитана, чтобы выждать, пока нас пропустят далее, так как в это время нагружали беженцев на английский миноносец.
Вся эта масса беженцев силою протискивалась, с лицами совершенно растерянными. Ввиду отъезда царской семьи все были в полной растерянности.
Юсуповы на борту крейсера. Фото из интернета
Юсуповы на борту крейсера. Фото из интернета
Княгиня Надежда Петровна, в браке Орлова. Фото из интернета
Княгиня Надежда Петровна, в браке Орлова. Фото из интернета
Князь Василий Александрович на борту "Мальборо". Фото из интернета
Князь Василий Александрович на борту "Мальборо". Фото из интернета

Людей впускали на корабль разрешив взять с собой только фотографии и иконы, места на корабле не хватало. На причале были оставлены чемоданы и пожитки, которые каждый брал с собой.

Крейсер «Мальборо» простоял на рейде еще 2 дня. Императрица лично проследила за тем, чтобы все были посажены на суда.

Сыновья Великой Княгини Ксении Александровны. Фото из интернета
Сыновья Великой Княгини Ксении Александровны. Фото из интернета

Рано утром 28 марта (11 апреля по новому стилю) 1919 года был день отъезда.

На броненосце взвился судовой флаг, сыграли английский и русский гимн, зашевелилась команда, бесшумно подняли якоря, и «Мальбру» плавно двинулся, взяв курс на Константинополь.
Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна. Фото из интернета
Вдовствующая Императрица Мария Фёдоровна. Фото из интернета
Вдовствующая Императрица и Великий Князь Николай Николаевич. Фото из интернета
Вдовствующая Императрица и Великий Князь Николай Николаевич. Фото из интернета

Князь Феликс Юсупов-мл. вспоминал:

Тотчас вслед за нами из ялтинского порта отчалил корабль с нашими офицерами, ехавшими присоединиться к Белой армии. «Мальборо» еще не поднял якорь, и, стоя на носу броненосца, императрица смотрела, как уплывали они. Из глаз у нее текли слезы.
А молодежь, плывшая на верную смерть, приветствовала свою государыню, замечая за ней высокий силуэт великого князя Николая, их бывшего главнокомандующего.
Вдовствующая императрица Мария Федоровна. Фото из интернета
Вдовствующая императрица Мария Федоровна. Фото из интернета
Вдовствующая императрица Мария Федоровна. Фото из интернета
Вдовствующая императрица Мария Федоровна. Фото из интернета
Почему императрица Мария Федоровна эмигрировала в 1919 году? Был ли у неё шанс выжить в России?
Софья@ПетербургиЯ3 марта 2021

Почему я решила рассказать о тех днях? Я пыталась ответить на свой вопрос - почему они медлили?

Вчера было 13 апреля, с тех событий прошло ровно 109 лет... Продолжение рассказа о том, куда направился корабль, кто в какую страну и каким составом эмигрировал 👉

Использована литература: Е. Красных- Князь Феликс Юсупов: "За все благодарю...", письма князя Феликса Юсупова, дневник княгини Зинаиды Николаевны Юсуповой, воспоминания Ф.Ф. Юсупова, воспоминания великой княгини Ольги Александровны.

В Телеграме мой канал СофьяПетербургиЯ.

"Ваша Софья ♥️, если понравился рассказ 👉 это ссылка на Донаты".