Найти в Дзене
Софья@ПетербургиЯ

Княгиня Юсупова: "Никогда не прощу, что мы ее оставили, из лишней деликатности не хотели следовать за ней"

Я остановилась в прошлой статье на моменте, когда британский линкор «Мальборо» отчалил от российских берегов, увозя Романовых из России. Как складывалась их жизнь дальше? Как вдовствующая императрица Мария Федоровна оказалась в Дании, а семья Юсуповых в Италии и Франции? Что было, когда линкор дошел до пункта назначения и путники сошли на берег? Из воспоминаний Феликса Юсупова старшего. Это еще на корабле, когда они были в море: Настроение у всех грустное, гнетущее. Особенно у стариков. Но молодежь — та всегда рада отъезду, и маленькая наша Ирина в радужном настроении беззаботно бегает себе по палубе от прабабушки к бабушкам, то к своему деду, то к родителям. Счастливое детство! А мы-то думали, что поедем в Севастополь, постоим в тихой бухте денька два и вернемся к себе домой. Человек предполагает, а Бог располагает. Юсуповы смогли вывезти некоторые свои фотографии, которые десятилетиями будут напоминать им на чужбине о прошлой жизни. Кто был на "Мальборо"? Феликс Юсупов - младший в

Я остановилась в прошлой статье на моменте, когда британский линкор «Мальборо» отчалил от российских берегов, увозя Романовых из России.

Как складывалась их жизнь дальше? Как вдовствующая императрица Мария Федоровна оказалась в Дании, а семья Юсуповых в Италии и Франции?

Что было, когда линкор дошел до пункта назначения и путники сошли на берег?

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, Николай Петрович Красно́в (главный архитектор Ялты) и управляющий в имении Кореиз. Фото из интернета
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова, Николай Петрович Красно́в (главный архитектор Ялты) и управляющий в имении Кореиз. Фото из интернета
Семья Юсуповых. Фото из интернета
Семья Юсуповых. Фото из интернета

Из воспоминаний Феликса Юсупова старшего. Это еще на корабле, когда они были в море:

Настроение у всех грустное, гнетущее. Особенно у стариков. Но молодежь — та всегда рада отъезду, и маленькая наша Ирина в радужном настроении беззаботно бегает себе по палубе от прабабушки к бабушкам, то к своему деду, то к родителям. Счастливое детство!
А мы-то думали, что поедем в Севастополь, постоим в тихой бухте денька два и вернемся к себе домой. Человек предполагает, а Бог располагает.
Князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон с внучкой Ириной. Фото из интернета
Князь Феликс Феликсович Сумароков-Эльстон с внучкой Ириной. Фото из интернета

Юсуповы смогли вывезти некоторые свои фотографии, которые десятилетиями будут напоминать им на чужбине о прошлой жизни.

Кто был на "Мальборо"?

Феликс Юсупов - младший вспоминал:

Государыня императрица, великая княгиня Ксения Александровна с семьей, великий князь Николай Николаевич с супругой и дочерью, великий князь Петр Николаевич с супругой и детьми, княгиня Долгорукая с двумя внучками, княгиня Вяземская, баронесса Стааль с дочерью, князь и княгиня Юсуповы с сыном, невесткой и внучкой, графиня Менгден, фрейлина Евреинова, княгиня Оболенская, князь Долгорукий, адмирал Фогель, доктор Малама, г-н Шателен с супругой и Иона Перов.

Кроме них слуги, горничные.

С императрицей Марией Федоровной были 19 членов императорской семьи, 23 человека из представителей придворной аристократии и 42 человека прислуги.

Они все разделились на 2 группы: первая была при императрице, а вторая - лица, близкие великим князьям Николаю Николаевичу и Петру Николаевичу и их женам.

Великий князь Николай Николаевич. Фото из интернета
Великий князь Николай Николаевич. Фото из интернета
Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Великий Князь Николай Николаевич во время пения Императорского гимна. Фото из интернета
Вдовствующая Императрица Мария Федоровна и Великий Князь Николай Николаевич во время пения Императорского гимна. Фото из интернета
Фото из интернета
Фото из интернета

По рассказам Юсуповых пожилые занимали на линкоре каюты, а молодые устраивались на диванах или гамаках, кто-то спал просто на полу.

В первый вечер Феликс Юсупов младший, по просьбе друзей взял в руки гитару и запел цыганские песни. Атмосфера была гнетущая, тяжелая.

Феликс увидел, как из каюты вышла вдовствующая императрица и, сделав ему знак - продолжить, присела на чемодан и стала слушать песню. В глазах у неё стояли слезы...

-7

Надо отдать должное вдовствующей императрице Марии Федоровне! Из воспоминаний князя Феликса Юсупова:

Когда Ирина сказала бабке, что для эвакуации людей ничего не сделано и не делается, ее величество объявила севастопольскому союзному командованию, что никуда не поедет, пока хоть один человек, из всех тех, чья жизнь в опасности, останется в Крыму.
Княжна Ирина Юсупова. Фото из интернета
Княжна Ирина Юсупова. Фото из интернета
Великая Княгиня Ксения с внучкой, Адмирал Князь Виссецкий, Вдовствующая Императрица Мария, лейтенант Придхэм
Великая Княгиня Ксения с внучкой, Адмирал Князь Виссецкий, Вдовствующая Императрица Мария, лейтенант Придхэм
Сыновья великой княгини Ксении. Фото из интернета
Сыновья великой княгини Ксении. Фото из интернета
Великая княгиня Анастасия Николаевна - жена великого князя Николая Николаевича. Фото из интернета
Великая княгиня Анастасия Николаевна - жена великого князя Николая Николаевича. Фото из интернета

Феликс Юсупов и здесь был в центре внимания. Контрастом ему служила его собственная жена, которая была очень застенчива и немногословна.

Отдельно Юсуповы выделили тему еды.

Ели мы постоянно... Утром мы вставали чуть свет, чтобы постоять на поднятии флагов и выслушать английский и русский гимны. Потом голодной ордой бежали на завтрак — сытный английский breakfast. Позавтракав, гуляли по палубе, с нетерпением ожидая обеда. Пообедав, ложились соснуть до пятичасового чая. После чая до ужина — жить еще три часа.

Вскоре "Мальборо" подошел к пункту прибытия.

Повернув к Принцевым островам корабль бросил якорь. Здесь его обогнали другие корабли, на которых были беженцы.

Они знали, что на "Мальборо" находится вдовствующая императрица и проплывая мимо люди вставали на колени и пели «Боже, Царя храни». Императрица в ответ, вся в слезах, кланялась и благодарила за внимание.

Ее Величество вполне это заслужило, т.к. только благодаря Ее настоянию вся эта масса людей была спасена.
Палуба "Марлборо" после отплытия из Ялты. Фото из интернета
Палуба "Марлборо" после отплытия из Ялты. Фото из интернета

В эти дни корабль покинули первые пассажиры. Великий князь Николай Николаевич и великий князь Петр Николаевич с семьями пересели на корабль "Лорд Нельсон", который шел в Геную (Италию). Они, по приглашению сестры их жен - итальянской королевы Елены, направились к ней.

Великий князь Петр Николаевич. Фото из интернета
Великий князь Петр Николаевич. Фото из интернета

Императрица Мария Федоровна не желала, чтобы великие князья и их приближенные, сопровождали ее на Мальту.

Во-первых, она знала о настроениях в эти дни в английском правительстве в отношении русских и понимала, что приезд такой многочисленной группы был бы нежелателен.

А во-вторых, отношение великих князей к ней. Дело в том, что посадка на "Мальборо" проходила первоначально в Дюльбере, а императрица попала на корабль последней. Она с удивлением обнаружила, что великие князья заняли лучшие каюты! Из дневника Марии Федоровны:

В последний раз позавтракали с „дюльберцами“, которые наконец-то покидают нас вместе со всем своим многочисленным окружением и отправляются в Италию на борту „Лорда Нельсона“ с адмиралом Сеймуром.
-14

О том, как императрица Мария Федоровна взошла на корабль и как это происходило можно узнать из воспоминаний вице-адмирала сэра Фрэнсиса Придхэм, который тогда был первым лейтенантом на дредноуте ЕКВ "Марлборо":

Выйдя из каюты, где было тусклое освещение, я видел двух несопровождаемых леди, явно сомневающихся куда они должны направиться.
Я собирался спросить их, кто они, когда я понял, что одна из них, пожилая маленькая леди, одетая в черное, очень напоминала нашу Королеву Александру и не могла быть никем иной, как Вдовствующей Императрицей Марией.
В этот момент выступил вперед граф Ферзен, и после приветствия Вдовствующей Императрицы представил меня ей и Великой Княгине Ксении, которая сопровождала ее.
Услышав, что я был в некотором затруднении, относительно того, сколько и кого ожидать на борту, и когда, к моему большому облегчению она сказала, что она пойдет со мной и расскажет мне, как распределить каюты, было очевидно, что она немедленно и точно оценила ситуацию и поняла, что если оставить все на графа Ферзена и меня, результат, вероятно, будет несколько хаотическим.

У него же есть подробности о том, как выбирали каюты для пассажиров:

Я был почти виновен в том, что Великая Княгиня получила себе одну из меньших и более темных кают на палубе ниже, одну из многих плохо проветриваемых кают за броней борта судна.
Но я промолчал, понимая, что она сделала это, чтобы личная девица Императрицы могла занять каюту, примыкающую к спальной каюте Ее Величества. .

Продолжаю рассказ 👉

Императрица попросила старшего Юсупова съездить к Митрополиту Платону на остров Халка.

На этом острове, бедном и грязном, уже появились обездоленные русские беженцы, которые толпились у продовольственных пунктов, организованных английскими и американскими властями, и князь отмечал: «По-видимому, продовольственный вопрос здесь является важнейшим, настоятельным и насущным.

На "Мальборо" встретили Пасху 1919 года - она была 7 апреля. Из дневника княгини Зинаиды Юсуповой:

Как тяжело на сердце при мысли о дорогой России! О том, как там встречают этот светлый праздник. На «Мальборо» в гостиной императрицы капеллан отслужил ...службу. Престол был очень красиво убран цветами, и это краткое богослужение было чудо как приятно, хотя в нем не было торжественности и теплоты, чем так глубоко отличаются наши православные службы.

Как раз в день Христова Воскресения корабль причалил у берегов Мальты, где наконец-то все сошли на берег. Власти Мальты приняли Романовых с особыми почестями.

Приведу цитату из дневника княгини Зинаиды Юсуповой. Как оказалось, вдовствующая императрица взяла с собой не только самое необходимое:

В этом отношении они (царская семья) на «беженцев» не похожи. Если бы я знала, что у них столько сундуков, то не оставила столько добра большевикам. Впрочем, Бог с ним! Невелика беда. Что осталось, когда потеряли самое главное — Россию!
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Фото из интернета
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Фото из интернета

Вдовствующей императрице Марии Федоровне удалось вывезти с собой часть драгоценностей, картин и семейных ценностей, которые в эмиграции дали ей возможность решить финансовые проблемы.

Сундуки на корабле насчитывал 700 мест. Здесь были вещи не только императрицы, но и семьи Юсуповых, княгини Е. Н. Оболенской, князя Вяземского, князя Долгорукого, семьи князя Орлова.

Стоимость багажа- драгоценностей, картин пассажиров «Мальборо», по приблизительной оценке составляла примерно 20 миллионам фунтов.

Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Фото из интернета
Княгиня Зинаида Николаевна Юсупова. Фото из интернета

Утром вдовствующая императрица Мария Федоровна попрощалась с командой крейсера и покинула его под звуки российского гимна.

Вместе с дочерью Ксенией Александровной и её семьей они направились во дворец «Сан-Антонио»

Дворец "Сан-Антонио". Фото из интернета
Дворец "Сан-Антонио". Фото из интернета

Из дневника княгини Зинаиды Юсуповой:

Нам объявили, что мы будем считаться гостями английского правительства и что для нас приготовлено помещение в Hotel Imperial.

Соседями с семьей Юсуповых в отеле «Империал» были княгиня Долгорукая и княгиня Орлова.

Тем временем на Мальту прибывали корабли с беженцами из России. Императрица Мария Федоровна просила разместить всех в гостиницах.

Как вспоминала княгиня Л. Л. Васильчикова мальтийцы были очень радушны - они постоянно приглашали русских в гости и всячески старались скрасить их дни.

Часть беженцев, ограниченная в финансах была размещена в офицерских казармах в Слиме, обеспечив их всем необходимым. Из воспоминаний княгини Л. Л. Васильчиковой

"Недавно богатые" и "недавно обедневшие", „демократия“ и „аристократия“ показывали примерное единение, как во времена перехода, так и на Мальте, что производило самое благоприятное впечатление на англичан… им нравилось мужество и юмор, с которыми русские беженцы переносили свои беды.

16 апреля 1919 года в 2 часа дня вдовствующая императрица выехала из Сан-Антонио. Юсуповы проводили её до пристани.

До этого было решено, что Мария Федоровна отправится в Англию в сопровождении дочери великой княгини Ксении и её сыновей.

Она предлагала Юсуповым последовать за ней, но Феликс Юсупов старший отказался. Его супруга княгиня Зинаида Юсупова вспоминала, что всю жизнь жалела, что они оставили императрицу в дни:

Катер подошел и увез ее. Исчезла наша последняя связь с Россией, наше последнее утешение, и никогда не прощу, что мы ее оставили, из лишней деликатности не хотели следовать за ней и поняли слишком поздно, что она только этого и желала.

Из дневника вдовствующей императрицы Марии Федоровны:

Я испытываю тяжелые, к тому же еще и горькие чувства из-за того, что мне таким вот образом приходится уезжать отсюда по вине злых людей!
Я прожила здесь 51 год и любила и страну, и народ. Жаль!
Но раз уж Господь допустил такое, мне остается только склониться перед Его волей и постараться со всей кротостью примириться с этим",
Княгиня Зинаида Юсупова - жена, мать, бабушка

О том, как жила вдовствующая императрица Мария Федоровна в эмиграции я рассказывала в статьях:

В Телеграме мой канал СофьяПетербургиЯ.

"Ваша Софья ♥️, если понравился рассказ 👉 это ссылка на Донаты".