Посмотрел статистику по федеральному бюджету за 1 квартал, Росказана выпустила данные по февралю. На горизонте замаячило отставание от плана. Статистика с размышлениями в начале, отдельные выводы в итогах.
Вся представленная информация – личное мнение автора, не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией, побуждением к покупке или продаже финансовых инструментов, заключению договоров. Выбор объектов инвестирования должен отвечать персональным предпочтениям и возможности принимать различные риски.
Статистика по доходам бюджета
Бюджет получил в марте 3,7 трлн руб. в сравнении с 2,7 трлн руб. в феврале и январе, на уровне марта 2024 года. Пришли 0,5 трлн руб. НДД, налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, за 4 квартал 2024 года, увеличилось поступление НДС, сезонная история, пик платежей приходится на конец квартала.
Результат с начала года: 9,1 трлн руб. при годовом плане по доходам 40,3 трлн руб. Выходим на плановые показатели при средних доходах 3,5 трлн руб./месяц до конца года. Становится заметной легкое отставание: составили 3 трлн руб. среднемесячные доходы бюджета в 1 квартале. Экстраполяция становится логичной: полностью пришел НДС, получили квартальный НДД.
Собрали 8,7 трлн руб. за январь-март 2024 года, 5,7 трлн руб. за 1 квартал 2023 года и 7,2 трлн руб. в январе-марте 2022 года. Слабый результат 2023 списываю на переход к новому налоговому механизму, ЕНС. Остается скорректировать результат на инфляцию, показательны 2 цифры:
- Доходы бюджета за 1 квартал 2025 года на 1,4% ниже в сравнении с 2022 годом.
- Цифра на 5,7% меньше результата 1 квартала 2024 года.
Инфляция обеспечила номинальный прирост доходов бюджета: невеселый результат. Искажают картину колебания нефтегазовых доходов, но ненефтегаз прибавил всего 0,5% относительно 1 квартала 2024 года с учетом инфляции. Очередной риск для бюджета – возврат инфляции к цели Банка России...
Эффект от новых налоговых ставок проявится ближе к середине года: пройдут пороги НДФЛ, станет понятнее с налогом на прибыль. Есть вероятность, что улучшится динамика доходной части.
Статистика по нефтегазовым доходам
Поступил 1,1 трлн руб. нефтегазовых доходов в марте: 0,6 трлн руб. НДПИ, пошлин и обратного акциза, 0,5 трлн руб. НДД за 4 квартал 2024 года, в пределах модельной оценки.
Результат с начала года: 2,6 трлн руб. в сравнении с 2,9 трлн руб. за аналогичный период 2024 года и 1,6 трлн руб. в 2023 году. Начинаем отставать от плана, Минфин объявил о продаже валюты. Остается 8,3 трлн руб. до годового плана 10,9 трлн руб. или 0,9 трлн руб./месяц с учетом квартальных платежей по налогу на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, НДД.
Ожидаемо сократился НДПИ на нефть в марте: 646 млрд руб. в сравнении с 868 млрд руб. в феврале, рублевая цена нефти упала с 6825 руб./баррель до 5733 руб./баррель. Расчет идет с лагом 1 месяц, результат от дешевой нефти апреля увидим в мае.
Снизились экспортная пошлина и НДПИ на газ и газовый конденсат: потеплело, пока не озаботились пополнением запасов газа. Новые риски несет тарифный конфликт: промышленный спрос на газ может снизиться на фоне замедления мировой экономики.
Оценка нефтегазовых доходов
Делал заметку про оценку нефтегазовых доходов в начале месяца. Можно ожидать 1-1,2 трлн руб. в апреле вместе с НДД за 1 квартал 2025 года, следующий НДД получим уже в июле.
Выходим на отставание от годового плана в 2+ трлн руб., котировки нефти и рубля не поменяются до конца года. Возвращаемся к плану при средних котировках: 85 руб./$ и Brent $95. Альтернативы: 110 руб./$ и $75 или 130 руб./$ и $65. Часы тикают: прошла половина апреля, отставание накапливается. Остается надеяться на резкий рост цены нефти или ослабление рубля.
Ненефтегазовые доходы
Подросли ненефтегазовые доходы вместе с увеличением сборов НДС к концу квартала: 2,6 трлн руб. в сравнении с 1,9 трлн руб. в январе и феврале 2025 года, 2,4 трлн руб. в марте 2024 года. Разница с мартом 2024 года на уровне инфляции.
Результат с начала года: 6,4 трлн руб. Должны собирать 2,6 трлн руб./месяц, чтобы выйти на годовой план 29,4 трлн руб. Средний результат за 1 квартал пока ниже: тоже потенциальный источник проблем.
Мартовские НДС: 1,7 трлн руб., сборы традиционно растут внутри квартала. Результат с начала года: 3,7 трлн руб. в сравнении с 3,4 трлн руб. в 2024 году, разница сопоставима с инфляцией. Выходим на годовой план 15,5 трлн руб. при средних поступлениях 1,5 трлн руб./месяц до конца года, тоже отстаем.
Немного запутался с данными Росказны, разобрался в итоге: сборы импортного НДС последовательно снижаются с декабря, что коррелирует со статистикой Банка России по импорту товаров и динамикой рубля, импортеры замедляют закупки. Неожиданно сократился внутренний НДС в феврале, итоговая цифра Росказны не бьется с оценкой Минфина за 2 месяца: 1,5 трлн руб. в сравнении с 2 трлн руб. Посмотрим на квартальные результаты.
Налог на прибыль в феврале по данным Росказны: 173 млрд руб. против 140 млрд руб. в январе. Собрали 312 млрд руб. с начала года. Осталось 3,7 трлн руб. до годового плана 4 трлн руб. или 373 млрд руб./месяц, пока выглядит нереалистичным.
Расходы и дефицит
Бюджет притормаживает с тратами: 3,2 трлн руб. в марте против 3,7 трлн руб. в феврале и 4,4 трлн руб. в январе. Результат: профицит 0,5 трлн руб. в марте и сокращение дефицита с начала года до 2,2 трлн руб. при годовом плане 1,2 трлн руб. Впереди траты на уровне 3,4 трлн руб./месяц до актуального плана из ГИИС Электронный бюджет.
Немного статистики для размышлений из данных Росказны: расходы в январе и феврале шли близко к предварительным данным Минфина, доходы февраля отстали. Похожая ситуация была весной 2022 и 2023 года, когда Росказна догнала в следующие месяцы. Остается вопрос к источнику бюджетных трат до получения этих доходов.
Итоги
Не выглядит оптимистичным квартальный результат: начинаем отставать по нефтегазовым доходам и ненефтегазу. Осторожно подтягиваются вверх плановые расходы по данным ГИИС Электронны бюджет: выросли на 0,4 трлн руб. относительно первоначального плана.
Грубая оценка недобора по доходам в текущих условиях:
- Нефтегазовые доходы: 2,3 трлн руб.
- Ненефтегазовые доходы: 1 трлн руб.
На горизонте маячит добавка в 3,3 трлн руб. к дефициту по году 1,6 трлн руб., приближаемся к 5 трлн руб. Основной вопрос к ненефтегазовым доходам: под угрозой дополнительные поступления 1,8 трлн руб. от налога на прибыль компаний из-за затянувшегося периода высоких ставок и замедления инфляции, рано оценивать результаты по НДФЛ и корректировкам в алгоритме взымания НДС.
Держится выше 3 трлн руб. ликвидная часть ФНБ, Фонда национального благосостояния, Банк России запускает недельные аукционы РЕПО, что может поддержать банковскую ликвидность и... аукционы Минфина, но ситуация выглядит напряженной. Рынку логично проявить осторожность из-за возможного увеличения предложения Минфина, что отразится на кривой ОФЗ и доходности корпоративных выпусков.
Цугцванг с курсом рубля: ослабление поможет нефтегазовым доходам бюджета и поддержит ликвидную часть ФНБ, но может разогнать инфляцию, которая не торопится замедляться. Надежда на нефть и бодрую динамику российской экономики в части ненефтегазовых доходов.
Не допускается полная или частичная перепечатка без согласия автора.