Я с большим нетерпением ждал, когда окажусь в автошколе. Признаюсь, я уже умел ездить, когда пришел в автошколу. Как я говорил для себя - "Я пришел только за правами".
Сейчас ситуация еще хуже - многие словно "покупают" права в официальном месте - автошколе. Ваши, возможно, тоже купили.
Я с детства интересовался у отца про автомобили. Он рассказывал, как их учили в автошколе. Они изучали устройство автомобиля, типы приводов, ЗИЛ вывешивали и они тренировались ездить при подвешенной задней оси.
Правда ли, что все изменилось и теперь учат не водителей-профессионалов, а любителей. Правда ли, что раньше думали о безопасности, а сейчас каждый ученик - это всего лишь прибыль автошкол? Обсудим в статье
Напомню тем, кто не читает мой блог, что отец - водитель профессионал. С 18-ти лет за рулем и до самой пенсии. Работал не предприятии и закончил трудовую деятельность водителем автобуса. Работал на крайнем севере и проработал на всех видах техники и владеет всеми категориями.
Родилась идея для написания этой статьи потому, что в голове образовалась каша. Это я выяснил на момент написания, ибо мне казалось, что отец восхвалял прошлое обучение. Но все оказалось немного не так. И я сравнил свое обучение с его. Разница - колоссальная.
Как было
Так вот со слов отца, он оказался не в то время и не в том месте. В старших классах открылся УПК - учебно-производственный комбинат на профессию "Водитель". Это было новым направлением в этом УПК. Или само УПК было новым.
В общем, они только начинали обучать этой профессии. В классах не было раздаточного материала, не было никаких плакатов. А преподаватель - не от Бога. Возможно, у него автомобиля не было и все что он мог - зазубрить текст перед уроком и читать (или пересказывать) его на уроке.
В качестве практики было крутое решение. Я эту историю помню еще с детства. На первом практическом занятии вы садились за руль 130-го ЗИЛа и без! ключей зажигания имитировали ваше движение. С одной стороны - глупость, с другой стороны - важный навык и заучивание полезных привычек. Сел, пристегнулся, настроил зеркало, сделал вид, что запустил двигатель, сымитировал включение поворотника и показал инструктору, как нажимаешь сцепление, потом отпускаешь его и добавляешь газ.
А на втором уроке уже был еще круче. Задний мост ЗИЛка вывешивали, и ты уже на запущенном двигатели делал то же самое - включал передачи и ехал (стоя на месте). Вот это обучение! Вот это круто. У меня было не так.
Но что еще более интересно, что можно было учиться профессии в ДОСААФ от военкомата (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Вот там, отец говорит, был уровень!
Плакаты с двигателем в разрезе, изучение технической части. На урок приносили запчасти и говорили собрать это. Ученики изучали полностью техническую базу, что за детали и главное - как это вместе должно работать. И только потом непосредственно переходили к обучению вождению. Также, у них был симуляторы - экран с рулем и механической КПП.
Вот это обучение. Длилось оно не менее полугода. С начала учебы тебе рассказывают, что это, с чем едят и как должно работать. И ты становишься водителем, который и техничку понимает, и на дороге грамотен. Целью было не просто отучить водителей, а сделать движение безопасным в СССР, а водителей ответственными и компетентными.
А что сейчас?
Я учился в 2012 году на водительское удостоверение. Закончил я школу на севере в ЯНАО, а в универ уехал в Уфу.
На севере обучение было дорогое. Примерно 30-35 тысяч рублей в те года. Это было дороже, чем "на земле". Ну и по возрасту я туда не подходил. Но я помню, как в нашем небольшом городке ходили легенды о тех, кто приезжал на своих машинах сдавать на права. Обучение же в Уфе было дешевле. Суммарно я заплатил около 15 тысяч рублей.
Теория была несколько раз в неделю и занимала около двух месяцев. В конце внутренний экзамен, а затем уже в ГИБДД. Практика была интересной, но не совсем верной ,я считаю.
Недалеко от города есть автополигон для многих автошкол. В нем "имитация" городской жизни - есть светофоры, есть круговое, есть одно- и двухполосные дороги.
Обучение проходило там - это хорошо. Но в итоге за весь процесс обучения я ни разу не ездил в городе настоящем. Я считаю, это огромный минус. Нельзя готовить водителей в изоляции от реальной обстановки. Да, нас всех раздражают ученики в городе. И тут мы делимся с вами на два лагеря.
Кто-то относится с пониманием, а кто-то не такой умный. Я считаю, что учить в городе нужно. В Москве их учат специально в спальных районах, где движение не самое активное. В таком случае ученики зачастую не мешают и не создают больших пробок, но оказываются уже среди реальных водителей, в реальной обстановке. Они психологически начинают готовиться к движущимся автомобилям вокруг. К тому, что вокруг многие сигналят, и что многие из людей ездят опасно.
Я спрашивал у своего авто инструктора, когда мы поедем в город. Он сказал чтобы я сначала получил права, а потом, когда я буду с правами, он уберет букву "У" и мы спокойно покатаемся по городу. Естественно, я делать так не стал, потому что считаю что это неверный подход. Я обучение закончил и в автошколу больше не собираюсь.
Плюс на автодроме мы учились не столько ездить, сколько сдать экзамен. Авто инструктор рассказывал на чем любят валить автоинспекторы и как этого избежать. От него я слышал мало историй из реальной жизни, зато очень хорошо знал, как можно завалить экзамен именно на этом полигоне. Он учил меня сдать экзамен, но не водительскому мастерству.
За рулём его автомобиля я провёл всего 8 уроков по два часа. Возможно, в моем случае это объясняется тем, что я уже умел ездить и был готов к сдаче экзамена спустя всего 16 часов. Поэтому это не является критерием для оценки, так как у многих учеников было больше 20 часов практики за рулём.
И ещё дополню про медицинскую комиссию. Для получения водительского удостоверение необходимо пройти несколько врачей. Среди них невролог, нарколог и офтальмолог. Я помню из своего медосмотра, что я прошел его очень быстро.
Слух и зрение проверять много ума не надо. А вот психиатр-нарколог - важный этап. Надо найти дурачка и не дать ему ездить за рулем. Тогда мы с вами будем спать спокойнее. Но врач, который был у меня, относится к этому попроще
Нарколог спросил у меня, часто ли я употребляю алкоголь и в чем отличие самолета от птицы. Было не сложно, и таким вот "не хитрым" способом, мы определили, что я безопасен для общества и могу ездить на автомобиле общего пользования. Сюр? Сюр, да и только.
На мой взгляд, такие тесты могут проходить неадекватные люди, которые потом выпившие садятся за руль. Или у которых проблемы с агрессией.
Кстати, мы учились вместе с одногруппником. Он сдал на права, но за руль так и не сел - ему страшно было после автошколы ездить по большому городу.
Что мы имеем в итоге?
Раньше шесть месяцев учили водителей профессионалов, которые понимали устройство автомобили и ответственно подходили к безопасности дорожного движения.
Раньше водители знали, как устранить легкие поломки и как работает двигатель. Сегодня - ты можешь отучиться ездить только на автомате. Раньше учили чувствовать автомобиль и мы единым целым с ним. Сейчас - как быстрее сдать экзамен.
Сейчас автошкола - стандартный бизнес. Работает на поток (большинство), вкладывают деньги в рекламу, нанимают маркетологов с целью увеличения прибыли. Срок обучения значительно снижен, требования по здоровью не самые высокие. И как показывают мой случай, на дороге среди нас может быть бывший ученик, который даже не ездил в реальной обстановке и только вчера получил права.
Я учился в 2012 году. Прошло много лет. Что-то могло измениться. Я предположил, что тенденция на ухудшение продолжится, и водителей будут учить хуже. Но во время написания статьи, мне попался материал, в котором говорится обратное. Согласно статье к обучению сейчас подходят серьезнее, чем в моей автошколе. Я надеюсь что так и есть на самом деле. Надеюсь, что этот момент взят на контроль и из автошкол будут выходить подготовленные к реалиям водители.
Большинство из вас - опытные водители. И возможно, вашим детям в автошколе только обучения будет недостаточно. Вы уверены, что ваш ребенок получит нормальные навыки вождения? Или его пропустят за деньги?
Как вы считаете, что нужно изменить в подходе в обучении новых водителей? Вернуть как раньше или не стоит?
Спасибо за внимание! С вами был Артур, канал "Разгон" - пишу живые личные статьи! Поставьте лайк, если согласны. Напишите в комментариях - как учились вы!
Если вы на меня не подписаны, то скорее всего не увидите больше моих публикаций. Подпишитесь, чтобы не потерять! До встречи на дорогах!
Рекомендую к прочтению!