2 июня 2023 года, рано утром, мы должны были вылететь из Красноярска в Туру. Авиакомпания КрасАвиа — практически монополист в Красноярском крае, она летает в такие отдалённые населённые пункты как Хатанга, Тура, Туруханск, Светлогорск, Снежногорск и прочие населённые пункты Таймыра и Эвенкии. Билеты до населённых пунктов Эвенкии стоили около 15 000 рублей, до Таймыра стоило долететь уже около 25 000 рублей. Медианная зарплата в России в 2023 году была около 50 000 р.
Почему именно 2 июня? Мы ориентировались на паводок, по статистике пиковый расход воды в Нижней Тунгуске приходится на июнь месяц. При этом ещё важно учесть дату ледохода, ведь год от года река вскрывается ото льда в разное время. Если весна очень тёплая, как это было в короновирусный 2020 год, то Нижняя Тунгуска в районе Туры может вскрыться и в конце апреля. А если весна аномально холодная и затяжная (как в 2018 году), то река тронется в двадцатых числах мая. Таким образом, мы посчитали, что даже при самой холодной весне, к июню река уже будет свободна ото льда. Поэтому-то и взяли билет на 2 число.
Когда я путешествую по России, всегда стараюсь организовать творческие встречи и лекции о путешествиях и моих книгах в попутных городах. Так было и в этот раз. В конце мая я провёл лекцию в краевой библиотеке Красноярска, а на 2 июня запланировал такую же встречу в Туре. Ещё в апреле, за два месяца, я связался с Турой — просто позвонил в местную библиотеку и спросил о возможности организовать мероприятие. Мне ответили с энтузиазмом и рассказали, что у них уже выступал в феврале месяце Михаил Тарковский — племянник великого кинорежиссёра. М.Тарковский, кстати, известная личность в тех краях, он уже больше 20 лет живёт в Бахте — маленькой деревушке на берегу Енисея, на севере Красноярья.
Благодаря связи с Турой, мы были в курсе всех последних новостей. Ледоход начался 19 мая, в тот день появились первые подвижки льда, температура воздуха поднялась до плюс 10 градусов. Мне прислали фотографию, на которой была видна покрытая льдом и снегом река, по берегам стояли голые деревья. 19 мая, а весна в тех краях только начиналась!
Весна 2023 года выдалась на редкость холодной и затяжной. И если на Большой Земле это чувствовалось не так сильно, то там, на Севере, это было очень серьёзно. Лето и так коротко, а тут ещё и весна затянулась. Значит тёплых дней будет меньше, озёра и реки вскроются позже, времени на рыбалку будет меньше и т.д.
К походу мы готовились тщательно и купили билеты на 2 июня не просто так, это я уже объяснил. Что касается обратных билетов, то их покупать мы не стали. Тоже по вполне серьёзным соображениям. Нам предстояло пройти дистанцию в 1 000 км, точнее длина самой реки от Туры до Туруханска — 865 км (по пятикилометровым столбикам, о них ниже), но из-за зигзагообразного перемещения лодки по реке набегает вся 1 000 км. Нижняя Тунгуска весьма широка, и перечалить с одного берега на другой может занимать полчаса, час и более, в зависимости от ветра и течения. Поэтому и буду в дальнейшем писать «1 000 км» о пройденном нами пути.
Так вот, мы, банально, не знали, какая будет скорость течения реки, какая будет погода, будет ли сильный встречный ветер, и сколько дней он будет мешать нам идти по реке. Поэтому примерно оценили, что весь маршрут пройдём за 25 дней. Еды планировали купить исходя из этого количества дней. В том случае, если поход затянется, еду можно будет растянуть и на больший срок, с этим проблем не будет, а если проскочим быстрее, то тоже ничего страшного — всё равно съедим. Из-за неопределённости с датой финиша мы и не стали брать обратные билеты.
Из Туруханска — посёлка, в котором мы планировали закончить нашу экспедицию, каждый день летают самолёты в Красноярск, и мы рассчитывали, что несколько билетов всё же найдётся для нас. Был и запасной план на случай отсутствия авиабилетов: в 2023 году по Енисею всё еще ходило два стареньких, произведённых в ГДР в 1950-ых годах, рейсовых теплохода. Один был назван в честь Валерия Чкалова, другой — в честь Александра Матросова. Каждую неделю один из теплоходов отправлялся вниз по течению из Красноярска до Дудинки, а затем возвращался обратно. На весь рейс, с учётом отдыха в Красноярске, уходило около 2 недель. Из Туруханска можно было уйти как в Красноярск (и там пересесть на Транссибирскую магистраль), так и в Норильск. Из Норильска часто летали самолёты в Красноярск, Новосибирск, Москву. Каждый день по несколько штук.
Наша группа собиралась в Красноярске. Я прилетел в «Кырск» 28 мая из Уфы. Следом прибыл Рома Юрочкин. Мы оба «вписались» у Кати Кондратьевой, в западной части города. Тогда большая часть моих друзей релоцировалась из России в соседние страны из-за «частичной» мобилизации, которую объявили в сентябре 2022 года. В Красноярске из знакомых осталась только Катя.2 июня 2023 года, рано утром, мы должны были вылететь из Красноярска в Туру. Авиакомпания КрасАвиа — практически монополист в Красноярском крае, она летает в такие отдалённые населённые пункты как Хатанга, Тура, Туруханск, Светлогорск, Снежногорск и прочие населённые пункты Таймыра и Эвенкии. Билеты до населённых пунктов Эвенкии стоили около 15 000 рублей, до Таймыра стоило долететь уже около 25 000 рублей. Медианная зарплата в России в 2023 году была около 50 000 р.
Почему именно 2 июня? Мы ориентировались на паводок, по статистике пиковый расход воды в Нижней Тунгуске приходится на июнь месяц. При этом ещё важно учесть дату ледохода, ведь год от года река вскрывается ото льда в разное время. Если весна очень тёплая, как это было в короновирусный 2020 год, то Нижняя Тунгуска в районе Туры может вскрыться и в конце апреля. А если весна аномально холодная и затяжная (как в 2018 году), то река тронется в двадцатых числах мая. Таким образом, мы посчитали, что даже при самой холодной весне, к июню река уже будет свободна ото льда. Поэтому-то и взяли билет на 2 число.
Когда я путешествую по России, всегда стараюсь организовать творческие встречи и лекции о путешествиях и моих книгах в попутных городах. Так было и в этот раз. В конце мая я провёл лекцию в краевой библиотеке Красноярска, а на 2 июня запланировал такую же встречу в Туре. Ещё в апреле, за два месяца, я связался с Турой — просто позвонил в местную библиотеку и спросил о возможности организовать мероприятие. Мне ответили с энтузиазмом и рассказали, что у них уже выступал в феврале месяце Михаил Тарковский — племянник великого кинорежиссёра. М.Тарковский, кстати, известная личность в тех краях, он уже больше 20 лет живёт в Бахте — маленькой деревушке на берегу Енисея, на севере Красноярья.
Благодаря связи с Турой, мы были в курсе всех последних новостей. Ледоход начался 19 мая, в тот день появились первые подвижки льда, температура воздуха поднялась до плюс 10 градусов. Мне прислали фотографию, на которой была видна покрытая льдом и снегом река, по берегам стояли голые деревья. 19 мая, а весна в тех краях только начиналась!
Весна 2023 года выдалась на редкость холодной и затяжной. И если на Большой Земле это чувствовалось не так сильно, то там, на Севере, это было очень серьёзно. Лето и так коротко, а тут ещё и весна затянулась. Значит тёплых дней будет меньше, озёра и реки вскроются позже, времени на рыбалку будет меньше и т.д.
К походу мы готовились тщательно и купили билеты на 2 июня не просто так, это я уже объяснил. Что касается обратных билетов, то их покупать мы не стали. Тоже по вполне серьёзным соображениям. Нам предстояло пройти дистанцию в 1 000 км, точнее длина самой реки от Туры до Туруханска — 865 км (по пятикилометровым столбикам, о них ниже), но из-за зигзагообразного перемещения лодки по реке набегает вся 1 000 км. Нижняя Тунгуска весьма широка, и перечалить с одного берега на другой может занимать полчаса, час и более, в зависимости от ветра и течения. Поэтому и буду в дальнейшем писать «1 000 км» о пройденном нами пути.
Так вот, мы, банально, не знали, какая будет скорость течения реки, какая будет погода, будет ли сильный встречный ветер, и сколько дней он будет мешать нам идти по реке. Поэтому примерно оценили, что весь маршрут пройдём за 25 дней. Еды планировали купить исходя из этого количества дней. В том случае, если поход затянется, еду можно будет растянуть и на больший срок, с этим проблем не будет, а если проскочим быстрее, то тоже ничего страшного — всё равно съедим. Из-за неопределённости с датой финиша мы и не стали брать обратные билеты.
Из Туруханска — посёлка, в котором мы планировали закончить нашу экспедицию, каждый день летают самолёты в Красноярск, и мы рассчитывали, что несколько билетов всё же найдётся для нас. Был и запасной план на случай отсутствия авиабилетов: в 2023 году по Енисею всё еще ходило два стареньких, произведённых в ГДР в 1950-ых годах, рейсовых теплохода. Один был назван в честь Валерия Чкалова, другой — в честь Александра Матросова. Каждую неделю один из теплоходов отправлялся вниз по течению из Красноярска до Дудинки, а затем возвращался обратно. На весь рейс, с учётом отдыха в Красноярске, уходило около 2 недель. Из Туруханска можно было уйти как в Красноярск (и там пересесть на Транссибирскую магистраль), так и в Норильск. Из Норильска часто летали самолёты в Красноярск, Новосибирск, Москву. Каждый день по несколько штук.
Наша группа собиралась в Красноярске. Я прилетел в «Кырск» 28 мая из Уфы. Следом прибыл Рома Юрочкин. Мы оба «вписались» у Кати Кондратьевой, в западной части города. Тогда часть моих друзей релоцировалась из России в соседние страны из-за «частичной» мобилизации, которую объявили в сентябре 2022 года. В Красноярске из знакомых осталась только Катя.
Котельников и Оля приехали за сутки до вылета, но они поселились в гостинице у ЖД вокзала. Мы с ними увиделись только в такси по пути в аэропорт. Чканников Саша приехал поездом из Москвы за несколько часов до вылета самолёта, то есть буквально впритык к рейсу. Но Россия — это не Индия, тут поезда опаздывают крайне редко.
Расскажу об одной проблеме, связанной с водными походами. Из-за обилия снаряжения (лодка, спасжилет, гидрокостюм, весло, спальник, палатка и пр.) у туристов-водников, как следствие, всегда большой багаж. Лично я научился упаковываться в один 120-литровый рюкзак (с учётом того, что пакрафт весит всего 3-4 кг и занимает объём 7-8 литров), но даже у меня в этот раз была дополнительная сумка, в которой я вёз книги для лекций. А у остальных членов группы снаряжение было распределено по 2-3 рюкзакам или драйбэгам (от англ. dry bag, что в переводе значит «сухая, непромокаемая сумка») разного размера. Перемещаться с таким багажом не всегда удобно. Так Котельников и Оля, выезжая из дома в Барнауле, вызывали подряд пять разных машин такси (!). Таксисты, подъезжая, замечали объёмный багаж, округляли глаза и просто проезжали мимо без всяких остановок. В итоге им удалось уехать только с пятой попытки.
У меня были аналогичные проблемы в Тольятти, когда мы с женой, её рюкзаком, годовалой дочкой и коляской, а также моим большим 120-литровым «монстром» пытались уехать до ЖД вокзала на такси. Теперь представьте, что нас таких 5 человек, и у каждого вещей — дай боже. Как нам добираться глубокой ночью до красноярского аэропорта?
Выход, как это бывает, подсказала сама жизнь. Прилетев 28 мая в Красноярск, я торопился на вписку и посчитал, что выгоднее по времени и деньгам поехать на такси. Автобус ждать больше часа, а потом ещё добираться от центра города до вписки. Такси, приехавшее на мой заказ, оказалось минивэном с водителем киргизом внутри. Он был уже пожилой интересный человек. Настолько интересный, что я подарил ему одну из своих книг, а потом записал номер телефона и договорился, что он отвезёт всех нас пятерых с кучей сумок, ночью, 2 числа в аэропорт по достаточно выгодной цене (1600 рублей за всех, при том, что обычная легковая машина стоила бы 600-800 р).
Так и случилось. Сначала Жанабек (так звали киргиза) забрал троицу от ЖД вокзала, затем нас с Ромой с ул. Тотмина, и мы все месте поехали в аэропорт. В Красноярске два аэропорта: внутренние рейсы по Красноярскому краю летом выполнялись из «Черемшанки» — маленький аэропорт, который находится через дорогу от «Емельяново» — большого аэропорта для международных и большинства внутренних российских рейсов.
Авиакомпания КрасАвиа на нашем рейсе позволяла взять 23 кг багажа и 5 кг ручной клади. То есть на каждого было 28 кг разрешенного груза + то, что мы могли рассовать по карманам. Лично у меня было около 32-33 кг (часть еды я вёз с собой, в основном что-то специфическое, что не продавалось в Туре). Чтобы наилучшим образом распределить вещи по сумкам, мы приехали в аэропорт за час до начала регистрации.
Затащив вещи в дальний угол аэропорта, мы начали все перекладывать. Саша и Котельников надели на себя несколько штанов, под куртки нацепили спасжилеты, тяжеленные болотники Саша надел на ноги, плюс карманы курток наполнились чем-то тяжелым. Наша суета с переодеванием и комичный вид, наверное, забавляли других пассажиров, но их было немного. Кроме пассажиров нашего рейса, коих было всего 72 человека, других в аэропорту не было. Так как мы летели в Эвенкию, то большая часть наших попутчиков были эвенками — низкорослые, черноволосые, с большими скулами и азиатскими чертами лица, одним словом, тунгусы. Выглядели они весьма колоритно и интересно!
На стойке регистрации, когда мы сдавали багаж, сотрудницы авиакомпании нашим сумкам не удивились. Ведь каждый житель Туры или других посёлков старается привести с Большой Земли побольше тех вещей, которые в дефиците на Севере, и багаж, почти у каждого, максимального размера. Сдав багаж, мы отправились на предпосадочный контроль. И тут Саша начал чудить, чему я очень удивился, хотя Котельников предупреждал, что Саша чудит всегда, везде и при любой погоде.
Добавлю маленькую ремарку. Саша во время наших переодеваний рассказывал историю о том, как он умудрился с Кубы вывезти 40 кг ручной клади (!), то есть в тот день, 2 июня, он летел на самолёте не в первый раз.
Саша положил свою ручную кладь в виде пакета, а также объёмную верхнюю куртку на рентгеновский сканер. Прошел сквозь металлодетектор и уже хотел забирать вещи с ленты сканера. Тут сотрудница безопасности, сидящая за монитором, попросила показать, что там у него за металлическая консервная банка в пакете. Я шел следом за Сашей и подумал, что случайно в пакет попала одна консерва.
Саша, тем временем, достал одну банку, затем, к моему удивлению, другую, потом третью. В итоге выяснилось, что пакет заполнен исключительно консервными банками (штук 10!), а их проносить на борт самолёта в ручной клади нельзя. Затем его попросили показать, что в карманах куртки, которая тоже была просвечена рентгеновским сканером. Саша, к очередному моему удивлению, стал рвать зашитые карманы куртки. Ещё в Москве он зашил сгущёнку в мягкой упаковке в карманы. Зачем? Не знаю. В общем её тоже попросили сдать в багаж вместе с консервными банками. То есть мы целый час готовили сумки и перераспределяли багаж, чтобы разрешенное к провозу в салоне самолёта оказалось у нас в карманах, а всё запрещённое в багаже, и тут у Саши, оказывается, вся ручная кладь состоит из консервов, которые нельзя провозить в салоне самолёта! Сюр да и только.
Зал ожидания посадки в аэропорту находится рядом с зоной контроля. Зал крошечный и всего один. Саша вернулся к стойке регистрации, чтобы сдать в багаж ручную кладь, и при этом документы (паспорт и посадочный) забыл на предпосадочном контроле. Я же в очередной раз удивился, подобрал его документы и на всякий случай пошел за ним.
Сотрудницы за стойкой регистрации пошли нам навстречу (а может воспользовались какой-то лазейкой) и приняли пакет с консервами как шестое место багажа — бесплатно.
Через час мы погрузились в маленький турбовинтовой самолёт ATR-72-500. Полёт длился всего пару часов. Все мои попутчики тут же уснули, а я стал читать газету, которую всем желающим раздал бортпроводник. Название газеты «Эвенкийская жизнь» мне понравилось. Я решил сохранить её на память и провести через весь поход до дома. В газете были фотографии школьников-выпускников, местных охотников, а также сообщение (среди прочих), что в Туре на берегу Нижней Тунгуски провели субботник и собрали около 30 мешков мусора. «Как здорово!» — подумал я, теперь вероятность проколоть лодку при сборах в Туре будет ниже.
Самолёт приземлился в аэропорту «Горный». Деревья всё еще стояли голые, без листьев. Вокруг лежали большие пятна снега, температура около +5, +7 градусов, свежий, даже морозный, воздух. Весна здесь ещё толком не началась.
Я вышел на трап и поежился от холода. Пасмурное небо, снег, голые ветви деревьев, незнакомое место — стало как-то неуютно. От самолета до здания аэровокзала шли прямо по лётному полю, такое сейчас редко где встретишь, но аэропорт маленький, и никакие автобусы тут не нужны, также как и ленты выдачи багажа. 20 минут ожидания, и пассажиры на краю летного поля уже разбирали багаж прямо с прицепа, на котором его привезли.
Те, кого никто не встречал, могли уехать от аэропорта до Туры на микроавтобусе. Дорога длиной в 17 км была долгое время единственной круглогодичной дорогой в Эвенкии. Сами представьте, в регионе размером с Францию и Германию всего 17 км дорог! Проезд от аэропорта до Туры недорогой, около 100 рублей, но есть опция развоза по адресам, тогда нужно доплатить ещё рублей 150. Мы, прилетевшие с 30 -35 кг багажа на человека, конечно же воспользовались дополнительной опцией.
..........................................
Тут я публикую отрывки из своих книг, заказать бумажный вариант вы можете у меня в ВК: vk.com/k.kaskaev или по почте kas.for.work@gmail.com
Список моих книг:
1) «Путеводитель по Горному Алтаю», вышло уже три тиража данной очень полезной книги! Самый толковый и практический путеводитель по Алтаю на данный момент.
2) «Страна двух океанов», 2021. Тираж 1000 экземпляров. Книга о семимесячном путешествии 2016–17 годов по Южной Америке от Колумбии до Ушуайи, а также о трёхмесячном путешествии 2018 года на Чукотку через БАМ, Якутию, Магадан, по реке Колыма.
3) «Азиатский калейдоскоп», 2022, книга о нелегальной работе в Азии в 2018 году (тираж 500 экз.) — личный опыт автора по зарабатыванию денег в Южной Корее и Таиланде. В Корее К. Каськаев работал на заводах и фермах, а также возил «контрабанду», в Таиланде трудился гидом на Пхукете. Очень познавательная и интересная книга.
4) «Эвенкия. 1000 км по Нижней Тунгуске», 2024. Тираж 105 экз. Книга рассказывает о походе по реке Нижняя Тунгуска в Эвенкии в июне 2023 года. Группа состояла из 5 человек: Р. Юрочкин, А. Котельников, А. Чканников, О. Долматова, К. Каськаев. Сплавлялись на ультралегких лодках (пакрафтах), поход длился шестнадцать дней. Эвенкия — это настоящая сибирская глушь, место падения Тунгусского метеорита и географический центр России.
5) «Афганистан, новогоднее путешествие», 2024. Тираж 150 экз (+доп. тираж 150 штук). Книга о новогоднем путешествии 2023-2024 в самую гостеприимную и интересную страну в мире. Как живёт Афганистан под властью террористов-та*и*ов? Что можно посмотреть в стране? Где самый вкусный плов? Как проехать в Индию по земле или объехать Афганистан по кругу автостопом. Ответы на все эти вопросы внутри этой книги.
6) «Плато Путорана», 2025. Каськаев и итальянец Даниэле пересекли плато с запада на восток за 23 дня и ни разу не встретили людей. Большой поход через красивейшие и труднодоступнейшие места России и всей планеты.