Разговор с Таисией Павловной и Владленом оставил неприятный осадок в душе Анны. Эта неприязнь только ещё сильнее разожгла в ней огонь предстоящего культурного сражения. Вечером она собрала девчонок в Ленинской комнате, чтобы рассказать подробности той беседы.
Ленинская комната в общежитии служила местом досуга и общих собраний. Здесь проводились различные мероприятия, обсуждения и встречи. Но большую часть времени здесь просто отдыхали: читали книги, прессу, смотрели телевизор и слушали радио. Помимо бюстов и портретов Ленина, на стенах висели многочисленные агитационные плакаты, стенды с портретами членов политбюро и газетные вырезки.
- Откуда у нашей администрации столько пренебрежения к остальным участницам? - удивилась Марина. - Чем им швеи-то не угодили?
- Ой, девчонки, что-то я начинаю бояться... - призналась Катя и от неуверенности начала теребить подол платья. - Эта Ангелина Кирилловна такая красивая и образованная...
- Поверь, любая из нас ничем не хуже, а даже лучше. Чего запричитала? - возмутилась Аннушка. - Для нас дело чести подготовить тебя к конкурсу. Вместе мы эту Ангелину победим...
- Хорошо бы, но вот вальс я танцевала всего пару раз в клубе с Любкой, и то все ноги ей отдавила...
- Значит, будем учиться. Сначала я буду с тобой танцевать, потом устроителями конкурса запланировано несколько репетиций с партнёрами из Дома культуры...
- Эх, партнёр должен быть красавчиком... - вздохнула Маринка. - И чего я не согласилась участвовать? Ведь предлагали...
В этот момент в Ленинскую комнату вошла Наталья, которую Анна тоже пригласила помочь Кате.
- О, все уже в сборе... Простите, девочки, я суп доваривала...
Следом за ней в дверь заглянули две стриженные и ушастые головы Наташкиных близнецов. Кто из них кто, Аня до сих пор не научилась различать, уж слишком мальчишки были похожи. Как любила называть сыновей сама мать - однояйцевые близнецы, родились с разницей в пятнадцать минут, старший - Мишка, на правах старшего вечно командовал младшим Гришкой, а тот хоть и уступал ему, но тоже был отчаянным задирой и забиякой. В общем, компания подобралась ещё та!
- А что вы тут делаете? - спросил любопытный Мишка, хитро блеснув взглядом карих озорных глаз.
- Мальчики, идите ужинать и потом учите уроки. Я скоро буду. И посуду за собой помыть не забудьте! - спокойно, твёрдой рукой управляла своими мальчишками Наталья. Возможно, помогал в её непростой жизни закалённый уральский характер. Похоже все женщины в их родне были такими. Однажды в гости в общежитие приезжала Наташкина мама. Оказалось, что она в своё время работала забойщиком в шахте - суровая женщина. Она учила девчонок лепить уральские пельмени и удивлялась, как ей казалось, надуманным житейским проблемам. "Вас бы в шахту! А то сидите на фабрике в тепле, а потом приходите домой и орёте на детей, то вам не так и это не этак..." - ворчала она с неподражаемым уральским акцентом. Правильно говорится: всё познаётся в сравнении.
- За пол месяца успею научиться? Как думаешь? - поинтересовалась Катерина.
- Успеешь. Будем каждый день танцевать. Ничего сложного, поверь!
- А в каких умениях девчонки ещё будут соревноваться? - спросила Марина.
- К кулинарной части конкурса нужно будет заранее испечь торт, рассказать рецепт приготовления, а потом интересно представить своё творение.
- С тортом мы запросто поможем. У нас мастериц, почитай, вся общага. А ещё какие задания? - теперь уже продолжила изучать вопрос Наталья.
- Затем в программе литературный конкурс. Скажу сразу, он непростой. Будут зачитываться отрывки из произведений советских поэтов. Нужно будет определить автора и молча записать ответ на листке. А ещё персонально каждой девушке в конверте дадут стихотворение, которое она должна прочитать с выражением и также сказать, кто его написал.
- Очень сложно! - согласилась Марина. - Я читать не люблю, тем более стихи, а из стихов только частушки знаю, и те наполовину матерные... А вот Катерина у нас читающая дама. По-моему, книжки со стишками у неё в комнате видела.
- Не то, чтобы много читаю, но стараюсь... Анна всегда говорит: для того чтобы хорошо говорить, нужно много читать. Вот я и стараюсь, - пояснила Екатерина, почему-то взглянув на стену, где висел социалистический лозунг: "Если книг читать не будешь, скоро грамоту забудешь!"
- Неплохо было бы раздобыть ответы к этому конкурсу. Кто-то же будет готовить это задание? Можешь узнать? - неожиданно осенило Марину, которая, видимо, из рассказа не поняла, кто есть тот человек, и перевела взгляд на Аннушку.
- Марина, этот конкурс буду готовить я, - призналась Анна. - Но, ответов всё равно не дам. Всё должно быть по-честному. Прошу понять и не обижаться!
- И правильно! - поддержала Наталья. - Если побеждать, то однозначно в честной борьбе. Зачем Кате дутая победа? Какая от неё радость?
В разгар обсуждения в Ленинскую комнату вошла Василиса. За руку она держала Катиного вертлявого Костика.
- Мама, можно мы с вами посидим? Мне скучно, и Костя меня не слушается... - жалобно попросила девочка.
- Хорошо, поиграйте здесь, только нам не мешайте, - разрешила Аннушка и снова вернулась в беседу. - Я уверена, что Катя сама справится. Тем более, что времени на подготовку ещё достаточно. Читай побольше, тогда обязательно всех поэтов узнаешь.
- Меня ещё пугает музыкальный конкурс. Что к нему готовить? Мыслей совсем нет, петь я боюсь, да и пою плохо... Вот сынок у меня певец! Можно сказать, советский Робертино Лоретти...
Костик, услышав мамину похвалу, не обращая внимания на недовольство Василисы, тихонько запел:
- Расцветали яблони и груши...
- Можно выбрать какую-нибудь несложную песню, главное, чтобы она всем понравилась, так сказать, за душу трогала... - продолжила рассуждение Аннушка.
Костик, понимая, что его старания остаются незамеченными, добавил громкости и мастерства:
- Выходила на берег Катюша,
На высокий берег на крутой...
Он так трогательно старался прорычать в тексте все буквы "Р", что даже Василиса перестала его ругать.
- Сынок, не мешай нам, пожалуйста! - попросила сына Катя. - Мы сейчас очень заняты!
- Девочки, а петь на конкурсе должна только сама конкурсантка? - вдруг спросила Наталья, что-то про себя додумывая.
- Насколько помню, правилами это не регламентировано. Участнице важно сделать номер зрелищным, костюмированным. А что? - ответила Анна, не понимая, к чему клонит подруга.
- Может, за мать споёт её талантливый сынок? - выдала неожиданное решение Наташа.
- Думаю, что участница должна петь сама. Иначе очки не засчитают... - усомнилась Маринка, подошла к Костику, погладила его по голове и выдала новый вариант. - Но они же могут спеть вместе...
- А это идея! Только что петь? - поддержала Аннушка.
- Так эту самую "Катюшу"... Гениально! Катюша будет петь "Катюшу"...
Марина вывела Костю на середину комнаты и сказала:
- Пой!
Пока мальчишка старательно выводил ноты, в головах старших зрел план номера и даже костюмы с декорациями.
- Костику сошьём гимнастёрку, найдём сапожки солдатские, а Кате нужен красивый сарафан... - выдала свою мысль Маринка, когда мальчишка допел последний куплет.
- А петь можно будет по очереди. Разобрать песню на мужскую и женские партии. Представляю, как здорово получится! - воскликнула Анна. - Такой красавчик с божественным голоском точно очарует и жюри, и зрителей.
На том и решили остановиться. Подруги распределили обязанности между собой: Марина с Анной купят ткань и прочую амуницию, а Наталья займётся пошивом костюмов для музыкального и танцевального конкурсов. От Катерины требовалось каждый день танцевать, а всё свободное время читать стихи и петь "Катюшу".
***
В Алькино зима уже во всю развлекалась обильными снегопадами, которые иной раз вставали непроглядной белой стеной, делая непроходимыми дороги, заметая дворы. Зато после обильных снегов глаз взрослого человека радовался необыкновенной чистоте и белизне, которая удачно гармонировала с голубым небом и величественным блеском зимнего солнца, а ребятня получала массу удовольствий от азартных игрищ на снегу.
После той злополучной ночи с костлявой старухой в чёрном Ворончиха крепко испугалась. До снега она несколько раз сбегала на кладбище навестить Ванюшку. Теперь каждый раз она подходила постоять к могилам Степана и его матери. Если раньше она кричала, ругалась и даже пинала их могильные кресты, то сейчас настороженно смотрела на холмики и что-то шептала.
С каждым днём всё сильнее нарастала в душе необъяснимая тревожность. Она боялась лишиться самого дорогого, как когда-то лишилась Ванятки. Сейчас Ворончиха почему-то тревожилась за Серёжку. Вдруг он покалечится, подавится, будет страдать и, не дай Бог, умрёт... Верка принялась всё контролировать за сына, вызывая тем самым недоумение у близких. Но, как оказалось, беда подкарауливала её совсем в другом месте.
В тот день на работе Верка почувствовала неожиданное начало маточного кровотечения. Немного удивилась, но не придала особого значения. После обеда ситуация усугубилась. Пришлось закрыть магазин и пойти домой полежать. Лучше не становилось. Любое движение провоцировало усиление кровопотери. Галина смекнула, что со снохой что-то происходит неладное, и отправила Андрюшку в правление вызвать скорую помощь из района. Ворончиху увезли в больницу, где вскоре сделали операцию по удалению детородного органа. Она пригорюнилась. Хотя врачи и обещали, что после такого вмешательства жизнь женщины станет более комфортной, чем раньше, но Верку распирала обида от такой несправедливости. В палате лежали женщины возрастом далеко за сорок, а ей всего ещё должно исполниться тридцать четыре года. Она чувствовала себя неполноценной женщиной, отвернувшись к стене, много плакала и ни с кем не разговаривала.
В больнице Ворончиху продержали почти месяц. Долго заживали швы, да и развившаяся в результате болезни анемия, требовала лечения.
А по возвращении домой оказалось, что в её отсутствие в сельпо в присутствии бухгалтера и независимой комиссии произвели инвентаризацию, в результате чего выявили в подсобном помещении товары повышенного спроса на приличную сумму - дефицит, который продолжительное время не выставлялся в продажу. За это правонарушение и учитывая неоднократно поступающие от односельчан жалобы, Верку уволили с работы, а на её место приняли молодую девчонку, которая в этом году окончила торговое училище.
Её тревожность постепенно начала находить себе подтверждение...