Есть веская причина, по которой грамотные финансовые консультанты говорят нам, что «положительные прошлые результаты не являются гарантией будущей прибыли».
Эффект фокусировки — это когнитивное искажение, которое заставляет нас придавать слишком большое значение событиям прошлого и возлагать большие надежды на будущее.
В интернете можно встретить и такое определение:
«Эффект фокусировки — это то, каким образом человеческий разум придаёт слишком большое значение определённым ограниченным факторам при принятии решений. Вместо того чтобы принимать во внимание всё множество, возможно, более важных, но менее характерных факторов при оценке чего-либо или принятии выбора, мы признаём и придаём значение лишь нескольким основным или более сенсационным частям информации».
Мы учимся на собственном опыте. Прикасаясь к горячей плите и обжигая пальцы, мы понимаем, что делать это снова - плохая идея.
А всё потому, что с самого раннего возраста мы опираемся на знания, основанные на обратной связи – когда мы делаем что-то что нам нравится впервые, у нас появляется желание это повторить, а когда делаем что-то неприятное, никакого желания повторять у нас нет.
Это очень разумный способ классификации полученной информации. Подобный подход сокращает время принятия решений и позволяет нам ссылаться на прошлый опыт для прогнозирования будущих результатов. К сожалению, это не всегда правильное решение.
Эффект Фокусировки
Эффект фокусировки возникает, когда появляется необходимость сэкономить на обработке данных.
Благодаря ему мы экономим массу времени на обдумывании и обработке информации. Отсутствует необходимость в комплексном изучении обстоятельств. Принцип прост - сработало / не сработало.
Тем не менее, подобный подход не лишён своих недостатков. Результат не гарантирован и зависит от одного действия (или бездействия).
Например, блогеры-финансисты часто рекомендуют вкладывать деньги в определённые акции, так как те уже много лет показывают неплохой рост. Однако как уже говорилось выше прошлые положительные результаты не является гарантией прибыли в будущем. Данное эффект действует и в обратную сторону. Если в прошлом какие-либо акции постоянно падали в цене, это вовсе не значит, что падение продолжится.
Как справиться с эффектом фокусировки
Простое знание об эффекте фокусировки, уже является первым шагом к смягчению её воздействия. Сознательно рассматривая различные аспекты ситуации и признавая более широкий контекст, мы можем научиться принимать более обоснованные решения.
Более продвинутый способ противостоять данному эффекту - начать задавать себе вопросы: «Что произошло, когда я делал это в последний раз? Какой был результат?», «Разумно ли предположить, что одно единственное действие привело к такому результату?», «Если нет, то что ещё могло повлиять на результат?».