1867 год. Над Аляской гордо реет звездно-полосатый американский флаг: «Русский флаг был спущен, и среди приветственных криков восхищенной публики знамя, которое мы любим так сильно и нежно, трепетало в гордом вызове горному ветру», - вспоминает один из новых жителей Аляски золотоискатель из Калифорнии по имени Джон А. Фуллер.
После церемонии смены флага вся власть отошла к военной администрации во главе с генералом Джефферсоном Дэвисом и началось военное управление Аляской, продолжавшееся ровно десять лет (1867 — 1877). Посланцы демократии и свободы в лице американских солдат отметились в этот период не только произволом и преступлениями против оставшихся в Америке русских и креолов, но и насилием и беспределом в отношении «русских индейцев».
Генерал Джефферсон Дэвис, руководитель военной администрации Аляски в 1867-1877 гг.
«В течение десятилетия военнаго управления бывшей «Русской Америки» имело место бóльшее число волнений и возстаний между ея туземцами, нежели за все время русскаго компанейскаго управления», - повествует «Исторический вестник», основываясь на американских источниках.
Кстати, термин «русские индейцы» использован в заголовке не случайно, такое название действительно бытовало в те годы: «В Вашингтоне имеется особый департамент индейских дел (Division of Indian Affairs), располагающий достаточно изобильным штатом чиновников для этих именно так называемых индейцев бывшей «Русской Америки», довольно своеобразно именуемых обыкновенно «русскими индейцами» (Russian Indians), в виду принадлежности их к русской православной церкви».(Исторический вестник. 1902 год.)
Индейцы в Ситке (Ново-Архангельск) спустя несколько месяцев после передачи Аляски американцам. 1868 год. До этого русская администрация в целях безопасности запрещала им (кроме вождей) появляться в городе. Фотограф Eadweard J. Muybridge.
Ещё до официальной передачи территории на Аляску хлынул поток разномастной публики от авантюристов до откровенных бандитов, и этой пёстрой толпе было не до уважения прав каких-то там индейцев, тем более, что в метрополии все вопросы с ними решались легко и просто: «хороший индеец – мёртвый индеец».
Практически сразу начался самовольный захват земли. Дошло до того, что даже деревня колошей (русское название индейцев тлинкитов) возле Ново-Архангельска была размечена под участки. «Как только наш флаг стал развевался на ветру, городские участки были застолблены сотнями. Вся индейская деревня, которая долгие годы считалась священной от захватчиков земли, была разделена на пятьдесят лотов для домовладений», - вспоминает один из новых жителей Аляски по имени Джон А. Фуллер.
«Бараборы или жилища колош возле Новоархангельскаго порта». Рисунок Ильи Вознесенского. 1845 год.
Конфликты не заставили себя долго ждать. Вождь колошей, Михаил Кухкан заявил уполномоченному от США генералу Руссо, что не намерен отдавать свою землю каждому встречному и демонстративно не стал спускать русский флаг над своим жилищем: «Племя, чья деревня находится прямо рядом с колонией, насчитывает около девятисот человек и управляется старым вождем, который, как известно, наиболее неблагосклонно относится к передаче территории», - делится впечатлениями репортер New York Herald Байрон Адонис, - «Он говорит, что он и его предки дали русским свою землю, но это было всего лишь разрешение здесь жить и торговать, и что они не имеют права на какую-либо уступку или продажу. Будучи несговорчивым старым брюзгой и при этом очень воинственным, он продолжал вывешивать перед своим домом российский флаг, подаренный ему давным-давно Российско-Американской компанией, и отказывается признавать власть американцев».
Михаил Кухкан – довольно известная фигура в истории Русской Америки. Он был племянником вождя острова Ситки, с которым ещё в стародавние времена Александр Баранов договаривался об отводе места под строительство Ново-Архангельска, и после смерти своего дяди он стал главным вождем местных индейцев. Затем крестился в православие и наречен именем Михаил. В 1843 году с санкции императора Российско-Американская компания в целях укрепления своего влияния среди туземцев учредила почетную должность «Главный колошенский тойон», и в это звание был возведен Михаил Кухкан.
Торжественная церемония прошла 10 октября 1843 года в новоархангельском соборе, вождю был вручен парчовый кафтан, кушак с бахромой и треуголки с перьями, Михаил Кухкан был приведен к присяге, «что он всеми силами постарается вполне оказать себя достойным таковой великой МОНАРШЕЙ Милости, всегдашнею непоколебимою преданностию к Русским; благонравным поведением служить примером для его соотечественников и елико возможно способствовать к укрощению зверских их нравов, и вообще честно усердно и с готовностию всегда исполнять все распоряжения Колониальнаго Начальства».
По иронии судьбы этот индеец стал, наверно, единственным человеком во всей Русской Америке, который отказался добровольно спускать русский флаг и нарушить свою присягу. И вот спустя месяц после передачи Аляски американцам 19 ноября 1867 года к этому дряхлому старику вынужден был прийти сам генерал Дэвис, чтобы заставить убрать символ России. Как говорится, «добрым словом и пистолетом можно добиться гораздо большего, чем просто добрым словом». Здесь приведено его «доброе слово», за которым недвусмысленно торчит дуло пистолета:
«Почтенный сэр — в вашем присутствии находится большое количество дам, офицеров и американских граждан, которые пришли сюда, чтобы выразить вам свое почтение в этот ваш день рождения. Я имею удовольствие воспользоваться этим случаем, чтобы вручить вам одну из самых ценных эмблем, известных любителям свободы во всем мире и боготворимых всеми истинными американцами. Это звездно-полосатое знамя, или флаг Америки. Великий Отец в Вашингтоне уважает всех хороших индейцев, в то время как он, через армию и флот, наказывает всех плохих. Великий Отец в Вашингтоне будет защищать и оберегать индейцев на Аляске, пока они остаются хорошими и уважают этот флаг, но если они проявят какую-либо склонность действовать плохо по отношению к любому белому мужчине или женщине, тогда индейцы должны и будут наказаны. Поскольку вы великий вождь в этой стране индейцев, и поскольку вам сейчас примерно сто лет, я пришел нанести вам этот визит. Примите же этот флаг и мои добрые и благосклонные пожелания». (Из воспоминаний нового жителя Аляски Томаса Г. Мерфи)
Намеки были правильно поняты, флаг пришлось снять, но этим дело не закончилось, и первые столкновения не заставили себя долго ждать. В отличие от Российско-Американской компании, которая в случае конфликтов откупалась от индейцев и решала дело миром, «Великий Отец» действовал прямо и жестко. Далее несколько фактов из наших и американских источников.
В первый день нового 1869 года американский солдат грубо пнул ногой одного из вождей окрестных племен. Индеец не остался в долгу, напал на караульного, вырвал у него оружие и сбежал в деревню. Началась погоня и перестрелка, в ходе которой был убит индеец племени Кэк. Его соплеменники в отместку «самым зверским образом» умертвили 2-х американских торговцев. «Генерал Davis отдал приказ уничтожить все имущество племени и сравнять с землей все его поселения, что и было в точности исполнено».
В форте Врангель (бывший русский редут Святого Дионисия) индеец укусил белую женщину, за что был застрелен солдатами. Начались беспорядки, закончившиеся бомбардировкой с полным уничтожением индейской деревни и публичной казнью через повешение местного индейца.
В 1882 году после гибели индейца на китобойном судне произошло восстание тлинкитов в деревне Ангун. На подавление был послан военный корабль, и после обстрела высажен десант, который уничтожил все дома, лодки и запасы продовольствия индейцев.
Это наиболее крупные столкновения «Великого Отца» с индейцами, были инциденты и помельче, например убийство «американцем туземца из племени Чилькото в г. Ситке за разбитие стекла в шкапу; изранение американскими солдатами трех туземцев из-за разбитаго яйца» и т.д. Дядя Сэм не стеснялся в средствах, наказывая «плохих индейцев».
Надо отметить, что уже в наше время (1973 год) американцы одумались и выплатили компенсацию в размере 90 тыс.$ за уничтоженное имущество индейцев в Ангуне, а в 2024 году от имени военно-морского флота США были принесены официальные извинения общине тлинкитов.
После вывода американских войск с Аляски началась политика культурного подавления аборигенов, гонения на язык и обычаи индейцев. К тому времени силами «русского оккупанта» уже появились книги на языке тлинкитов, но американцы считали их вредными и ненужными. «Не следует использовать никакие книги ни на каких индейских языках», - считал протестантский пастор Шелдон Джексон, - «Мы должны дать этим языкам умереть, заставив учеников во всех школах говорить только по-английски».
Пример книги на индейском языке колошей. Текст «напечатан знаками русского алфавита, который в совершенстве передаёт не только общие трудности, но даже идиомы неуловимого индейского языка». (Иеромонах Антоний Каменский, 1902 год),
В результате ребенок, оканчивающий школу, отрывался от своего народа, его обычаев и культуры, но и гражданином США он тоже не становился, поскольку продолжал считаться дикарем, недостойным американского паспорта.
«Неудивительно поэтому, что, по единогласному свидетельству всех положительно американских исследователей и наблюдателей, эти так называемые «русские индейцы» чувствуют себя так далеко от американскаго правительства, что их взоры и до сего еще времени обращены не к Вашингтону, а к России и русскому царю». Примечателен в этой связи факт, что вождь колошей на острове Киллисну просил православного епископа прислать русский флаг, желая поднимать его у своего дома по праздникам.
Сравнение между «Русским оккупантом» и «Великим отцом в Вашингтоне» для индейцев было явно не в пользу последнего, и спустя 20 лет после продажи Аляски тлинкиты стали массово принимать православие. По оценкам историков около половины местных индейцев к началу XX века приняли русскую веру, своими силами строили храмы, вступали в образованные русскими священниками братства для взаимопомощи. Ниже члены Свято-Михайловского братства на фоне собора в Ситке:
Для примера Устав Свято-Михайловского братства на трёх языках: индейском, русском и английском.
Отдельно пункт о полном отказа от спиртных напитков – проблема алкоголизма наряду с бедностью была наиболее актуальной среди коренного населения.
Роль русской церкви в деле просвещения, помощи бедным, сохранения местного языка, борьбы с алкоголизмом трудно переоценить, и до сих пор на Аляске действуют индейские православные храмы в Джуно, Ангуне и Хуне, не считая Михайловского собора в Ситке, который тоже стоит на земле тлинкитов.
Уже в наше время, в 2020 году, в порыве установления «исторической справедливости» тлинкиты добились сноса памятника основателю Ново-Архангельска Александру Баранову и переноса его в музей. Со стороны выглядит это довольно нелогично: ведь не опереди русские в своё время англосаксов и не займи эти земли, то вполне возможно, что от аборигенов сегодня остались бы одни воспоминания и экспонаты в музее восковых фигур. Это сейчас американцы такие толерантные и целуют неграм ботинки, а тогда это была лавина энергичных и хорошо вооруженных захватчиков, расчищающая жизненное пространство и сметающая всё на своём пути.
Так что, возможно именно русский период управления Аляской и последующая помощь нашей церкви позволили аборигенам сохраниться и выжить, и чтобы понять это, тлинкитам лучше было бы изучать свою историю, а не сносить памятники.
Начало этой истории в рассказах по ссылкам «Последний день Ново-Архангельска» и «Агония Русской Америки».
Как наши русские люди жили по соседству с индейцами рассказано в заметке «Русский оккупант» и индейцы Аляски».