Перенесёмся на машине времени в 1867 год в самый отдалённый городок Российской Империи Ново-Архангельск на американском континенте. Впрочем, самым отдаленным городком когда-то был Форт Росс в Калифорнии, но к тому времени от него остались только развалины и воспоминания.
Перенесёмся мы вот сюда:
А это сам Ново-Архангельск, столица Русской Америки:
30 марта 1867 года был подписан договор о продаже американских владений нашей страны, затем спустя пару месяцев последовала его ратификация и только спустя более чем через полгода, 18 октября по новому стилю в Ново-Архангельске произошла торжественная передача российских колоний новому хозяину. Эта дата в США называется Alaska day и широко отмечается в бывшем Ново-Архангельске (Ситке), сопровождаясь костюмированным представлением, чтобы показать простому обывателю, как всё это было.
А чем мы хуже американских обывателей? Давайте тоже посмотрим на это событие, только не на спектакль, а воспользуемся рассказами современников, увидим всё глазами очевидцев, что гораздо интересней.
Итак, Ново-Архангельск, 1867 год. Пасмурное небо, бесконечный дождь, как сказал проживший там 15 лет «летописец Аляски» Кирилл Хлебников, «круглый год осень». Город «имел только одну полуверстную, немощеную улицу, по сторонам которой ютились одно и двухэтажные деревянные домики. Освещения в городе не было, и в осенние и зимние вечера и ночи обыватели ходили с фонарями», - делится воспоминаниями служащий Российско-Американской компании Вавилов, - «каменных сооружений вовсе не было».
«Над всей этой трухой, на естественной скале, в десяти саженях над уровнем океана, высился дом главного правителя колоний». Дом, построенный ещё основателем Ново-Архангельска Александром Барановым, при русской власти дважды перестраивался и представлял из себя к 1867 году внушительное сооружение. На нём немного задержим свое внимание, это была своего рода визитная карточка Ново-Архангельска, именно рядом с ним стоял огромный флагшток и проходила церемония передачи.
Это был центр всей Русской Америки и не только административный, где проживал главный правитель и проводились совещания, выпускались приказы и предписания, но, безусловно, и культурный. Там происходили музыкальные вечера, театральные представления и праздничные мероприятия. Кроме того, «в нем помещены: компанейская библиотека, основанная камергером Н. П. Резановым, и ежегодно пополняемая; кабинет морских карт и инструментов, музеум птиц и животных населяющих воду и сушу Российско-Американских колоний, одежды всех диких народов, обитающих по северо-западному берегу Америки», - описывает знаменитый дом наш замечательный путешественник Лаврентий Загоскин, - «Выше крыши выведен бельведер со стеклянными рамами, в нем зажигается фонарь с шестью рефракторами и служит маяком для подходящих с моря судов».
Иностранцы называли этот дом Baranov’s castle (замок Баранова). Забегая вперед, отметим, что после передачи американцам в нем размещались военные, и после их ухода в 1877 году он какое-то время оставался бесхозным и в конце концов просто сгорел, и теперь костюмированные представления для публики проводятся на голом месте, которое на их языке называется Castle Hill (замковая гора).
Вернёмся в 1867 год. Никто из местных не предполагал, что жизнь может кардинально измениться. «Продажа или, точнее сказать, уступка с.-з. берегов Америки Соединенным Штатам случилась как-то внезапно; по крайней мере, местные жители и кучка русских людей, служивших российско-американской компании, ничего не знали об этом до фактическаго появления американцев… жизнь действительная шла своим чередом» - пишет очевидец этих событий Вавилов, - «в конце августа 1867 года, неожиданно появляется американское судно, за ним другое, третье и, наконец, жители узнают, что земля Русская или, точнее сказать, Алеутская, продана за 7.200.000 долларов Америке. Первым американским промышленникам не поверили, и убедились только тогда, когда увидели светлосиния шинели американскаго гарнизона».
Наконец, 10 октября в Ново-Архангельск прибывает американский гарнизон, а 18-го в порт заходит корабль «Оссипи», с российским и американским уполномоченными на борту. От нашей стороны для церемонии передачи Аляски был назначен капитан 2-го ранга Алексей Пещуров, а со стороны США – генерал Лоуэлл Руссо. По фотографиям видно, кто где.
Здесь они уже в исполнении американских актеров:
Церемонию решили не откладывать и, после обсуждения всех деталей, примерно в половине четвертого дня она началась. «Деревянный двухэтажный особняк русского губернатора стоял на высоком холме, а перед ним во дворе на флагштоке развевался русский флаг с двуглавым орлом», - вспоминает работник Российско-Американской компании финский кузнец Томас Ахлунд, - «группа американских солдат во главе со знаменосцем, торжественно маршируя, подошла к дому правителя, где русский гарнизон уже построился в ожидании американцев».
«7-го октября 1867 года, в день формальной передачи колоний, погода, против обыкновения, была ясная», - вспоминает Вавилов, - «Уполномоченным комиссарам надлежало спустить флаг Российско-Американской компании и, подняв флаг республики, возвестить жителям территории, что край войдет с этого дня в состав республики Соединенных Штатов. При спуске флага, весь наличный состав населения города высыпал из своих лачуг посмотреть, как это прибывшие комиссары с сотнею американских солдат примут территорию».
Отметим, что по русскому календарю, это была суббота 7 октября, а для американцев – пятница 18-е из-за разницы между новым и старым стилем и линии перемены дат, которая тогда проходила не по Берингову проливу, а по восточной границе наших американских владений.
А вот русская публика по версии американцев с чернокожей женщиной,
«Отряд генерала Дэвиса, численностью около двухсот пятидесяти человек, в полном обмундировании, вооруженные и прекрасно экипированные, высадились около трех часов и прошли маршем до вершины холма, на котором стоит дом губернатора, где должна была состояться церемония», - отмечает в своём рапорте генерал Руссо, - «присутствовали князь Максутов (правитель колоний – прим.) с женой, многие русские и американские граждане, а также несколько индейцев».
Последний правитель Русской Америки князь Дмитрий Петрович Максутов, герой обороны Петропавловска в Крымскую войну с женой Марией Владимировной. Ему 35 лет, ей - 22.
И тут произошло непредвиденное. Приступили было к спуску русского флага, уже был дан сигнал для пушечного салюта, и начали грохотать орудия, но наш флаг отказался спускаться. «Когда начали тянуть русского двуглавого орла вниз – он стал как будто живой, как будто что-то пришло ему в голову – только чуть-чуть опустился, а затем запутался своими когтями вокруг столба так, что дальше сдвинуть его было невозможно. Одному русскому солдату было приказано взобраться на флагшток и распутать его, но казалось, будто орел заколдовал его руки настолько, что тот не смог добраться до флага и соскользнул со столба вниз. Следующий также не смог ничего сделать; и только третий солдат смог снять упрямого русского орла на землю», - вспоминает кузнец Ахлунд.
Надо сказать, что флагшток был действительно очень высокий, по замечанию генерала Руссо, около 90 футов или более 27 метров, и залезть на него было практически невозможно. Поэтому, как отметил он в своём рапорте, для третьего солдата соорудили из каната «боцманское кресло», и на веревках подтянули его вверх.
Но тут произошла ещё одна неприятность: «Достигнув флага, он оторвал его от веревок и, не услышав призывов капитана Пещурова «доставить его вниз», просто уронил его, и тот при падении упал на штыки русских солдат». (Из Доклада генерала Руссо).
Вот описание этого инцидента в воспоминаниях капитана американского корабля «Ossipee» Джорджа Ф. Эммонса: «при спуске русского флага с высокого флагштока он обмотался вокруг верхней мачты и отцепился от сигнальных фалов, решив, очевидно, не спускаться. Несколько русских поднялись по вантам, поддерживающим древко, но их силы истощились, и им пришлось сползти вниз, тем временем салют продолжался, губернатор и другие начальники теряли терпение, наконец, на одном конце мачтового каната был сделан бегущий булинь (приспособление для подъёма) и был поднят человек, который распутал флаг, но, вместо того, чтобы спустить его вместе с собой, что было желанием и ожиданием присутствовавших русских властей, он уронил его на штыки своих собственных солдат».
«Княгиня (Мария Максутова) громко плакала, когда российский флаг был спущен», - отметил Байрон Адонис, корреспондент газеты New York Herald.
Довольно гнетущий инцидент.
Наш флаг словно выполнял знаменитые слова Николая I: «Где раз поднят русский флаг, там он уже спускаться не должен». Он и не спустился, а был сброшен.
Подъём американского флага был доверен 15-летнему сыну генерала Руссо, по совместительству секретарю своего отца. Завершила церемонию короткая речь Алексея Пещурова: «Генерал Руссо, властью Его Величества Императора России, передаю Соединенным Штатам территорию Аляски», на которую генерал Руссо также кратко ответил: «Я принимаю это от имени правительства Соединенных Штатов».
«Тотчас же по спуске русскаго флага, американская милиция заняла наиболее важные пункты колоний, и стали съезжаться промышленники для эксплуатации края, преимущественно евреи, прикрытые американским гражданством» - пишет Вавилов. Так закончилась история Русской Америки и города Ново-Архангельска, который стал Ситкой.
«Атмосфера депрессии пронизывает русское население», - отметил корреспондент газеты Daily Alta California Джон Х. Гудейл, - «они чувствуют печаль, видя, как флаг, под которым они родились, спускается с его освященного веками положения, и никогда больше не будет развеваться над их родным островом». Что касается индейцев, то в этот вечер «они сильно напились, сделав ночь отвратительной своими воплями» (судовой врач ВМС США Делаван Бладгуд).
«Русские в Ситхе все до одного ведут себя так, как будто присутствуют на похоронах царя. Те немногие из них, кто не занят упаковкой своего имущества,- ведь все они готовятся к отъезду в Россию ... бродят по улицам в подавленном настроении» - вспоминает сержант Эдвин, который командовал солдатами при подъеме американского флага.
Генерал Руссо благостно рапортовал: «Жители Ситки казались тихими, спокойными и законопослушными; собственно русских на острове было около 500 человек. При хорошем с ними обращении, большинство из них станет гражданами США».
И только местный индейский вождь Михаил Кухкан, нарушив идиллию, заявил ему: «Это правда, что мы позволили русским владеть островом, но мы не собираемся отдавать нашу землю каждому встречному». Впрочем, кто такой этот дикий индеец и новая светлая цивилизованная американская власть.
Прогнозам Руссо не суждено было сбыться: только около 15 русских приняли присягу на американское подданство. «Истые русские люди остались русскими; переменившие же национальность состояли из обрусевших финляндцев, русских немцев и нескольких лиц, хотя и русскаго происхождения, но родившихся в с.-з. Америке», - отметил в воспоминаниях Вавилов.
«После формальной передачи русских колоний, разом рухнули русские традиции, порядки и обычаи». Новая жизнь началась с инцидента. Командующий американским гарнизоном генерал Джефферсон Дэвис в ультимативной форме потребовал освободить все помещения и заявил, что «не намерен признавать здесь существование Российско-Американской компании».
«Генерал Davis немедленно занял своими войсками все здания и сооружения Российско-Американской компании, для чего бывшие служащие и рабочие этой последней, в таковых обитавшие со своими семействами, были выселены без всякой пощады, и лишь немногим из них удалось исхлопотать на приискание новаго обиталища два-три дня». (Исторический вестник 1902 год)
Конфликт удалось погасить, но осадок остался, тем более что американцы привезли с собой наборы быстровозводимых домов, чтобы в первые дни им было где жить, но почему-то возводить их не торопились, предпочитая выгонять наших людей.
Американские солдаты были далеки от голливудского образа спасителей мира и благородных суперменов: «Нахлынувшие сюда американцы», - писал Алексей Пещуров, - «ведут себя довольно беспорядочно, в особенности солдаты, состоящие из всякого сброда. Было немало случаев драки и воровства, из сравнительно небольшого гарнизона постоянно до 30 человек арестованных».
И это было только начало. Дальнейшие события, рассказанные очевидцами и попавшие в прессу, пестрят сообщениями о грабежах и насилии новых хозяев этого края.
Так закрылась американская страница истории нашей страны и началась «Агония Русской Америки», новая тема для следующего рассказа.
Более подробно о Ново-Архангельске можно прочитать в рассказе «Париж на Тихом океане».
Друзья! Если Вам интересна история нашей страны, то приглашаю почитать другие публикации этого канала, нажав на ссылки.
«Мифы о продаже Аляски» - разберём различные домыслы и разоблачим их.
«Гавайская губерния России» - интересная история о попытке присоединения к нашей стране Гавайских островов.
«Летучий корабль против Наполеона» - рассказ о похождениях Франца Леппиха в России и его проекте военно-воздушного корабля.
«Царица наук» - посмотрим задачи, которые решали дети в церковно-приходских школах и сравним с современным базовым экзаменом по математике.
«Интересные факты о Российской Империи» - заметка об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Интересные факты о Российской Империи (продолжение)» - вторая часть рассказа об особенностях нашей страны и жизни в ней.
«Финансы поют романсы» - посмотрим и сравним бюджеты Российской Империи и Российской Федерации.
«Пенсии в Российской Империи» - бросим беглый взгляд на пенсионную систему нашей страны в XIX веке.
«Русский оккупант» в Калифорнии» - посмотрим на русских людей, испанцев и индейцев в далёком Форте Росс и Сан-Франциско.
«Как на Аляске наши люди жили» - продолжение рассказов о «русском оккупанте» в Америке, на этот раз о жизни наших соотечественников на далёкой окраине Империи.
«Русский оккупант» и индейцы Аляски» - рассказ о роли Александра Баранова и русской администрации в преобразовании Американского края.
«Русский оккупант» на Алеутских островах» - узнаем немного о жизни алеутов в составе Российской Империи.
«Дикий Запад по-русски» - поговорим о непростых взаимоотношениях русских с индейцами на Аляске.
«Юнона и Авось»: дипломатия канонерок» - малоизвестный поход двух кораблей. Это вовсе не про любовь.
«Юнона и Авось»: жизнь и смерть Николая Резанова» - познакомимся с камергером Резановым, человеком многогранным и неоднозначным.
«Последний рубеж» - перенесёмся в русскую Калифорнию на экскурсию в Форт Росс.
«Париж на Тихом океане» - побродим немного по столице Русской Америки Новоархангельску.
«Русский конкистадор» - рассказ про удивительного человека, основателя Русской Америки Александра Баранова.