Найти в Дзене
Осколки Империи

Агония Русской Америки

Карта проданной Аляски. 1867 год.
Карта проданной Аляски. 1867 год.

Отшумел в салютах последний день Ново-Архангельска, спущен (точнее сброшен) русский флаг, произнесены дежурные речи, и присутствующие направились в дом правителя теперь уже бывшей Русской Америки. «Губернатор любезно распахнул свой дом, где произошло короткое, но очень сердечное приветствие между нынешними и прежними властями; выпито немного превосходного шампанского, и грандиозные церемонии закончились», - вспоминает судовой врач с корабля «Ossipee» Делаван Бладгуд. Началась рутинная передача власти и имущества новым хозяевам.

Ситка под американским флагом с западной стороны
Ситка под американским флагом с западной стороны

«Через несколько дней русские начали чувствовать, что они уже не дома. На место русских жителей прибыли американские офицеры и солдаты, и за один день Ситка совершенно изменила свой облик», - публикуют «Санкт-Петербургские ведомости» воспоминания очевидца, - «В Ситке царит упорядоченный беспорядок. Русская власть исчезла в один момент со сменой флагов, а американская еще не установлена. Большинство русских не знают английского языка, поэтому происходят недоразумения и столкновения, которые не совсем предполагают дружбу между двумя странами, о которой говорят газеты».

«Русский орел теперь уступил место американскому, и наши национальные цвета развеваются над новой, обширной территорией», - пафосно пишет репортер газеты Daily Alta California Джон Х. Гудейл, - «Демократические институты теперь распространяются на территорию, до сих пор принадлежавшую деспотическому правительству». Посмотрим, что это за демократические институты пришли на смену деспотическому режиму.

Новыми хозяевами края стали солдаты американского гарнизона во главе с генералом Джефферсоном Дэвисом. «Тут и там по городу можно увидеть крепкую фигуру и светло-голубой плащ одного из солдат дяди Сэма, который опирается на свой мушкет, выдавая себя за ветерана; - восторгается солдатами корреспондент New York Herald Байрон Адонис, - у них загорелые лица, строгий и флегматичный вид людей, которые немало повидали на службе, и которые примут приказ пройти сквозь толпу враждебно настроенных дикарей с таким же хладнокровием, как если бы они шли на завтрак».

Правда, совсем другое впечатление они произвели на Алексея Пещурова, российского уполномоченного по передаче территории: «Нахлынувшие сюда американцы ведут себя довольно беспорядочно, в особенности солдаты, состоящие из всякого сброда. Было немало случаев драки и воровства, из сравнительно небольшого гарнизона постоянно до 30 человек арестованных».

Американские солдаты во время описываемых событий около дома главного правителя в Ситке. 1868 год. Фотограф Eadweard J. Muybridge.

-3

Довольно скоро «светло-голубые плащи» проявили себя во всей красе. «Десятилетие военного управления Аляски является одной из самых мрачных и позорных страниц в истории республики Соединенных Штатов», - пишет журнал «Исторический вестник» в 1902 году в статье «Судьбы бывших русско-американских владений под владычеством республики Соединённых Штатов».

-4

Вот одно из свидетельств самих американцев: «Я поставлен в необходимость сказать, что поведение некоторых военных и морских офицеров и солдат было дурно и носило в высшей степени деморализующий характер, развращая все население Ситхи. Случалось немало ночей, в которые наши солдаты овладевали русским домом и запугиваньем и побоями вынуждали женщин повиноваться разгулу их половых страстей. Немало случалось ночей, в которые уже после полуночи прибегали в мою квартиру мужчины и женщины, русские и алеуты, в ночном белье, прося защиты против разгула и насилия со стороны солдат», - пишет федеральный чиновник William S. Dohge в своём рапорте, -«Поведение некоторых из офицеров представляется настолько скандальным и деморализующим, что оказывается почти невозможным поддерживать дисциплину среди солдат. Офицеры ведут себя в отношении русского населения подобным же высокомерным и насильственным образом, и, если бы собрать на этот счет показания местных обывателей, много случаев истинного позора выплыло бы на свет Божий. Офицеры предаются неумеренному употреблению спиртных напитков, и я говорю сущую правду, заявляя, что некоторые из них бывают пьяны по неделям и даже более».

Вишенкой на торте стало ограбление американскими солдатами Михайловского собора в Ситке в мае 1869 года. Вот наш собор незадолго перед ограблением.

Михайловский собор в Ситке во время описываемых событий. 1868 год. Фотограф Eadweard J. Muybridge.
Михайловский собор в Ситке во время описываемых событий. 1868 год. Фотограф Eadweard J. Muybridge.

Но не только военные творили бесчинства. «После формальной передачи русских колоний, разом рухнули русские традиции, порядки и обычаи». Внезапно наступили новые времена. Не дожидаясь официальной передачи американских владений, в Ново-Архангельск хлынул поток торговцев, авантюристов всех мастей, разного рода вооруженного сброда и бандитов, рассчитывающие успеть нажиться на спекуляциях землей и имуществом Российско-Американской компании (РАК).

Появилась невиданная доселе уличная преступность. «Вместе с новыми колонистами прибыло множество людей, принадлежащих к отбросам общества, и они шлялись по улице с револьверами в карманах. Если между ними и прохожими возникал какой-нибудь спор или если они знали, что у кого-то есть при себе деньги, то не успеешь досчитать до трех, как последует удар!», - описывает новую реальность патриархального Ново-Архангельска бывший работник РАК финский кузнец Томас Ахлунд.

Неудивительно, «что в течение нескольких месяцев по передаче бывшей «Русской Америки» правительству Соединенных Штатов все почти русские, ее населявшие, поспешили воспользоваться той статьей трактата (Договора об уступке Аляски), которая гласила, что «обыватели уступаемой территории, буде они пожелают по собственному выбору сохранить свое первообразное подданство, могут возвратиться в Россию в течение трех лет», и почти без оглядки бежали от «пользования всеми правами, преимуществами и льготами, принадлежащими гражданам Соединенных Штатов». (Исторический вестник)

Уже к концу 1867 года началась массовая эвакуация населения из Ново-Архангельска. Спустя две недели после церемонии передачи, 1 ноября 1867 года первая группа бывших работников РАК отправилась на Родину на корабле «Джон Стефенс», затем 14 декабря – 168 человек на корабле «Царица», 22 января на барке «Нахимов» - 69 солдат гарнизона, и, наконец, в ноябре 1868 года оставшиеся желающие уехать в Россию - на корабле «Крылатая стрела».

На последнем, кстати, уехал и упоминавшийся ранее кузнец Ахлунд: «Сначала я собирался остаться там, так как новые колонисты обеспечивали мне более чем достаточную работу, и они платили за работу довольно щедро. Но видя злодейские поступки понаехавшего сброда, я вскоре решил, что с меня хватит такой жизни и решил попытаться вернуться домой».

«Наконец, 27 ноября 1868 года мы подняли якорь и дали прощальный залп из пушки, в то время как дул легкий попутный ветер. На палубе стояло множество людей, в основном солдаты; среди нас было даже несколько жен и детей, которые родились в Ситке и которые со слезами на глазах наблюдали, как их родная земля все более и более отдаляется на горизонте». (Томас Ахлунд).

Не всем повезло вернуться на Родину. «Известно также, что, много лет спустя, горсть русских поселенцев, не успевшая своевременно бежать от этого «пользования всеми правами, преимуществами и льготами», изготовила было коллективную петицию государю императору всея России, в которой умоляла его величество настоять пред правительством Соединенных Штатов на выполнении той статьи российско-американскаго трактата 1867 года, которой предоставлялись им права и преимущества всех граждан республики», - говорится в статье Исторического вестника», - «Петиция эта не была послана по назначению единственно вследствие того, что срок для вмешательства российскаго императорскаго правительства в выполнение тех частей трактата, которыя относятся к правам частных лиц, уже истек». Дальнейшая судьба этих людей (около 100 человек) неизвестна.

По переписи 1870 года в городе от почти 1000 населения осталось 390 человек, 21 русский, остальные креолы, потомки смешанных браков, которых обычно тоже называли русскими. Население продолжало уменьшаться. По данным клировых ведомостей к 1877 году православный приход в Ситке составлял 266 человек, из них только 5 русских семей.

Оставшиеся жители столкнулись с ещё одной проблемой. С давних времён люди на Аляске жили довольно патриархально, и те, кто решал оставаться в Америке после завершения контракта с Российско-Американской компанией (РАК), расчищал место и строил себе дом, не задумываясь о каких-либо документах о праве собственности.

Примерно так, как показано на рисунке «Виды, сделанные в русском поселении Ново-Архангельск» из альбома к путешествию на шлюпе «Сенявин» 1827 года.

-6

С приходом американцев начался бесконтрольный захват земли. Те из наших людей, кто успел вовремя оценить ситуацию, кинулись в контору РАК: «жители Ситки разобрали все земли в городе и окрестностях и занесли свои претензии на эти земли в маклерскую книгу в конторе Российско-Американской компании», - пишет правительственный комиссар Алексей Пещуров. Но таких счастливчиков, кто успел всё оформить было всего 20 человек. «Кроме небольших земельных участков, согласно трактату 1867 года, предоставленных лицам русскаго происхождения, в крае ни единой пяди земли не могло быть отведено кому бы то ни было», - подтверждает Исторический вестник.

Самое неприятное и неожиданное началось потом. Статья III Договора о продаже Аляски гарантировала получение американского гражданства и всех прав на собственность всем жителям, но «за исключением диких туземных племен». Русские креолы, православные и образованные, бывшие служащие Российско-Американской компании новой властью были приравнены к дикарям, поскольку не являлись чистокровными белыми, лишены всех прав и не получили от американцев «покровительство в полном пользовании свободою, правом собственности и исповеданием своей веры».

-7

Неудивительно, что пьяное быдло по ночам врывалось в дома и творило беззаконие, ведь «цветные», по мнению англосаксов тех времен — это неполноценные люди, не имеющие никаких прав, просто никто. В сияющий град на холме, в цитадель демократии они были допущены лишь в 1924 году, спустя 57 лет после описываемых событий, и только внуки этих людей получили американские паспорта.

Говорят, что история движется по спирали и события в ней повторяются, но уже в новых условиях и обстоятельствах. Это можно подтвердить тем, что уже в наше время нечто подобное произошло в Прибалтике, где расово неполноценным жителям было отказано в гражданстве, и на руки были выданы филькины грамоты – паспорта неграждан. Такие вот «институты демократии, пришедшие на смену деспотическому режиму».

Удостоверение негражанина Латвии
Удостоверение негражанина Латвии

В 1877 году после многочисленных жалоб, военный гарнизон был наконец-то выведен из Ситки, но злоключения бедного Ново-Архангельска не прекратились. Местные индейцы, натерпевшиеся от солдат, решили выместить свои обиды на жителях. Они разоряли огороды, разворовывали дома на глазах у хозяев и угрожали расправой всему населению города. Почти полностью уничтожено русское кладбище: «Изрублены и перетасканы все кресты и оградки на могилах, так, что теперь нет и следа кладбища», - сообщает священник Николай Митропольский, - «Святость нашего храма богохульно оскорбляется, наша личность почти ежедневно подвергается оскорблению, а иногда и опасности лишения жизни».

Православное кладбище в Ситке. Начало 1900 гг. Фотограф E.W. Merrill.

-9

Когда смертельная угроза вооруженного нападения стала очевидной, все русские и креолы укрепились в доме священника Николая Митропольского, а американцы заняли оборону в таможне. Людей спасла от гибели лишь междоусобная вражда среди самих индейцев Этот кошмар для города закончился только с прибытием военного корабля «Alaska» в 1880 году.

Бывшая контора Российско-Американской компании в Ново-Архангельске, после прихода американцев - таможня, здесь люди оборонялись от индейцев. 1868 год. Фотограф Eadweard J. Muybridge.

-10

Местные индейцы на фоне новоархангельской больницы. 1868 год. Фотограф Eadweard J. Muybridge.

-11

По мере сил и возможностей жителям Ситки помогла Русская православная церковь, продолжали работать храмы, дети учились в церковно-приходских школах, были образованы братства, помогали бедным, велась борьба с алкоголизмом. Жизнь продолжалась, и по улицам города несмотря ни на что торжественно ходили крестные ходы. Вообще русская церковь в Америке сыграла выдающуюся роль, но эта тема отдельного рассказа.

Крестный ход в Ситке. Начало 1900-х годов. Фотограф  Элбридж В. Меррилл
Крестный ход в Ситке. Начало 1900-х годов. Фотограф Элбридж В. Меррилл

Многое пришлось испытать жителям столицы Русской Америки, но несмотря ни на что, они выжили, и до сих пор их потомки и неравнодушные американцы бережно сохраняют историю этого места, всё также собирает их по праздникам Михайловский собор, всё также смотрит на своих прихожан и помогает им святыня Аляски – чудотворная икона Ситкинской Богоматери.

Современный интерьер Михайловского собора с чудотворной иконой Ситкинской Божией Матери
Современный интерьер Михайловского собора с чудотворной иконой Ситкинской Божией Матери

Начало истории об этих событиях в рассказе по ссылке - «Последний день Ново-Архангельска».

Продолжение в рассказе «Дядя Сэм и «русские индейцы».

Друзья! Всех, кто интересуется Русской Америкой и Аляской приглашаю посмотреть другие публикации этого канала по данной теме, нажав на ссылки.

«Мифы о продаже Аляски» - будем бороться с различными домыслами и искажениями нашей истории.
«Как на Аляске наши люди жили» - рассказ о жизни наших соотечественников на далёкой окраине Империи.
«Русский оккупант» и индейцы Аляски» - рассказ о роли Александра Баранова и русской администрации в преобразовании Американского края.
«Русский оккупант» на Алеутских островах» - узнаем немного о жизни алеутов в составе Российской Империи.
«Русский оккупант» в Калифорнии» - посмотрим на русских людей, испанцев и индейцев в далёком Форте Росс и Сан-Франциско.
«Последний рубеж» - перенесёмся в русскую Калифорнию на экскурсию в Форт Росс.
«Гавайская губерния России» - интересная история о попытке присоединения к нашей стране Гавайских островов.
«Париж на Тихом океане» - побродим немного по столице Русской Америки Новоархангельску.
«Русский конкистадор» - рассказ про удивительного человека, основателя Русской Америки Александра Баранова.