Найти в Дзене

Велопутешествие «К истоку Волги». День 7. Прогулка по Старице. Краеведческий музей. Старицкое Зарядье. Памятники В.А.Корнилову и А.С.Пушкину

Покинув музей Русской печи, следую далее к церкви Николая Чудотворца (также известная как Преображенская церковь), расположенной недалеко от набережной реки Волги. Церковь Николая Чудотворца строилась на средства прихожан в период с 1784 по 1814 годы на месте существовавших ранее деревянной Никольской и каменной Казанской церквей. А многоярусная колокольня возведена только к 1843 году. Церковь, сочетающая в себе черты двух архитектурных стилей - барокко и классицизма, имеет большое градостроительное значение, она украшает и дополняет береговую панораму Старицы. Церковное здание сильно пострадало после устройства в нем пекарни. Вокруг церкви — много исказивших ее фасады пристроек. В советское время храм лишился своих глав, небольшой главки на апсиде и шпиля на колокольне. От церкви следую в Комсомольский сквер, разбитый здесь в 1968-1969 гг на месте разобранных торговых рядов, которые располагались в так называемом районе Зарядье. Старицкое Зарядье – это историческая территория городско

Покинув музей Русской печи, следую далее к церкви Николая Чудотворца (также известная как Преображенская церковь), расположенной недалеко от набережной реки Волги.

В церкви Николая Чудотворца сейчас идёт реставрация, но ремонт колокольни уже завершён.
В церкви Николая Чудотворца сейчас идёт реставрация, но ремонт колокольни уже завершён.

Церковь Николая Чудотворца строилась на средства прихожан в период с 1784 по 1814 годы на месте существовавших ранее деревянной Никольской и каменной Казанской церквей. А многоярусная колокольня возведена только к 1843 году.

Церковь, сочетающая в себе черты двух архитектурных стилей - барокко и классицизма, имеет большое градостроительное значение, она украшает и дополняет береговую панораму Старицы.

Церковь Николая Чудотворца. Вид со Старицкого моста.
Церковь Николая Чудотворца. Вид со Старицкого моста.

Церковное здание сильно пострадало после устройства в нем пекарни. Вокруг церкви — много исказивших ее фасады пристроек. В советское время храм лишился своих глав, небольшой главки на апсиде и шпиля на колокольне.

От церкви следую в Комсомольский сквер, разбитый здесь в 1968-1969 гг на месте разобранных торговых рядов, которые располагались в так называемом районе Зарядье.

Старицкое Зарядье – это историческая территория городского посада 16-18 веков, где располагалась Торговая площадь с лавками и рядами, купеческие усадьбы, мещанские дома и административные здания (дума, суд, казначейство и т.п.).

Старицкое Зарядье, отмеченное звездой на регулярном плане Старицы 1777г.
Старицкое Зарядье, отмеченное звездой на регулярном плане Старицы 1777г.

Сквер был реконструирован в 2023 году и получил новый облик, тем самым вернув себе статус общественного центра, как это было раньше в былые годы. В новой зелёной зоне созданы сцены для проведения общегородских мероприятий, современные детские площадки, места для ярмарочных лавок и различные зоны отдыха.

Подробнее о проекте благоустройства Комсомольского сквера можно узнать на этом сайте.

Общую картину благоустроенного сквера портит разрушенное административное здание (насколько я понял, бывшей фабрики), расположенное напротив.

Разрушенное здание протянулось почти вдоль всего сквера.
Разрушенное здание протянулось почти вдоль всего сквера.

Тут же рядом расположено ещё одно, хотел сказать заброшенное, но это не так, жилое здание с обшарпанными стенами, которое обращено своим фасадом на набережную Волги.

Со сквера и набережной открывается один из лучших видов на перекинутый через Волгу высокий Старицкий мост. Четырёхпролётный арочный мост построен в 1963 году и является одним из живописных мостов России.

Вид на Старицкий мост с благоустроенной набережной реки Волги
Вид на Старицкий мост с благоустроенной набережной реки Волги

На мой взгляд, он великолепно гармонирует с центром города и примыкающими к нему высокими берегами Волги. Мост, не побоюсь такого сравнения, подобен Эйфелевой башне в Париже тем, что с него также открываются восхитительный виды на чудесные ансамбли церквей Старицы.

Раньше мосты через Волгу наводились только на лето, а зимой перемещались по льду.

Старый Старицкий понтонный мост в 1910-1912гг, распологавшийся ближе к Успенскому монастырю. Фотография знаменитого Прокудин-Горского.
Старый Старицкий понтонный мост в 1910-1912гг, распологавшийся ближе к Успенскому монастырю. Фотография знаменитого Прокудин-Горского.

Перейдя по мосту на противоположный берег, следую по ул. Адмирала Корнилова до краеведческому музея.

Краеведческий музей, открытый в 1919 году, расположен в новом здании 2008 года постройки, в которое он переехал из здания Введенской церкви Свято-Успенского монастыря, где находился с 1975 года.

Перед зданием находится памятник адмиралу Корнилову В.А., установленный здесь в декабре 2023 года.

Памятник Корнилову В.А. - герою севастопольской обороны.
Памятник Корнилову В.А. - герою севастопольской обороны.

Памятник, на мой взгляд, очень удачный и композиционно выдержанный, а своим фрагментом колоннады напоминает нам колоннаду Графской пристани города-героя Севастополя.

Графская пристань в Севастополе. Фотография с Яндекс карт
Графская пристань в Севастополе. Фотография с Яндекс карт

Корнилов Владимир Алексеевич – вице-адмирал, начальник штаба Черноморского штаба и герой обороны Севастополя во время Крымской войны погибший от ранения 5 октября 1854 года на Малаховом кургане.

Памятник установлен в Старице не случайно. Дело в том, что будущий знаменитый флотоводец родился в 1806 году в родовом имении семьи Корниловых, - Ивановское Старицкого уезда Тверской губернии.

Вообще-то памятник Корнилову и раньше был в Старице, но располагался он на высоком берегу неподалёку от Старицкого моста и Свято-Успенского монастыря. И если сказать точнее, то это скорее был не памятник, а стела, которую демонтировали в том же 2023 году, чтобы заменить на нынешний полноценный памятник.

Демонтированная памятная стела, посвящённая Корнилову В.А,. Фото Дмитрия Щукина с Яндекс карт, 2021 год.
Демонтированная памятная стела, посвящённая Корнилову В.А,. Фото Дмитрия Щукина с Яндекс карт, 2021 год.

Причём на Яндекс картах вы до сих пор можете найти отметку памятника Корнилову на этом месте. Взамен, на освободившееся место было решено установить памятник ещё одному нашему знаменитому соотечественнику, посещавшему здешние места, и великому поэту – Александру Сергеевичу Пушкину.

Возвращаемся непосредственно к повествованию о краеведческом музее. Экспозиция музея располагается в пяти залах: два на первом этаже и три на втором, в которых рассказывается о средневековой Старице, старицком дворянстве, городской жизни в Старице XIX – начала XX в., об оккупации во время Великой Отечественной войны, о важнейших промыслах, традиционном народном быте и многом другом.

Вначале экспозиция музея встречает нас географической картой обширного Тверского региона, и естественно упоминает о местных природных достопримечательностях – прекрасном озере Селигер и истоке Великой реки Волги, о которых я уже подробно рассказал в первых статьях повествования своего путешествия.

Карта Тверской области
Карта Тверской области

Первый зал рассказывает о флоре и фауне тверского края, здесь я решил отметить для себя каких животных или только их следы я видел за время путешествия по Тверской области, ведь всё-таки, как не грустно это осознавать, поездка подходит к концу. И так я повстречал…

Следующий зал рассказывает о средневековой истории Старицы и её первом упоминании в летописи в 1297 году, эта дата принята за год основания города, когда Старица была военной крепостью для зажиты юго-западных границ Тверского княжества. Первоначально эта крепость называлась Новым Городком.

Зал музея повествующий об истории возникновения и развития города.
Зал музея повествующий об истории возникновения и развития города.

Основатель города – Михаил Ярославич, великий князь Тверской. Именно под его командованием тверское войско одержало крупную победу в Бортеневской битве в 1317 году над московским князем Юрием Даниловичем, с которым он в то время соперничал за великое владимирское княжение. Позже, после битвы, в 1318 году князь Михаил был вызван в Орду на суд с московским князем, и в результате казнён. В 1549 году Михаил Ярославович был причислен к лику святых русской православной церкви.

Границы Тверского княжества в 1322 году.
Границы Тверского княжества в 1322 году.

В 1485 году Старица была присоединена к московскому княжеству.

При царе Иване IV Грозном Старица становится его резиденцией, и именно здесьво время Ливонской войны проходят переговоры, итогом которых явилось перемирие, заключённое между Москвой и Речью Посполитой в 1582 году.

В этом же зале расположен один из самых ценных экспонатов музея – это намогильный крест из белого камня с курганного могильника рубежа 12-13 веков.

Крест с курганного могильника рубежа 12-13 веков.
Крест с курганного могильника рубежа 12-13 веков.

Крест был обнаружен в 1973 году во время раскопок кургана у деревни Иворово и свидетельствует о распространении христианства на современной территории Старицкого района.

Отдельно в экспозиции музея упоминается о первом патриархе Московском и всея Руси Иове – уроженце города Старицы и настоятеле Старицкого Успенского монастыря.

Первый патриарх Московский и всея Руси Иов
Первый патриарх Московский и всея Руси Иов

Умер патриарх в 1607 году и был погребён у западных дверей Успенского собора Старицкого монастыря, о котором я ещё подробней расскажу следующей статье. В последствии над его могилой была устроена часовня, а в 1652 году мощи святителя Иова были перенесены в Успенский собор Московского Кремля, где они находятся и сегодня.

В этом же зале представлены найденные при археологических раскопках фрагменты белокаменных конструкций Борисоглебского собора 16 века.

Большое внимание в экспозиции этого зала уделено археологическим раскопкам на территории Старицкого кремля, первые из которых проводились ещё на рубеже 19-20 веков старицкими краеведами И.П. Крыловым и А.П. Шебякиным. Дальнейшие исследования первого (не сохранившегося) Борисоглебского собора на территории кремля проводились в советское время в 1960-1970-е и 1979-1985 года. А в 2004 году началось полномасштабное изучение Борисоглебского собора экспедицией под руководством А.М. Салимова.

В процессе этого археологического исследования были выявлены границы расположения элементов фундамента храма и его форма, а также собрано большое количество фрагментов поливных изразцов 16 века и части букв храмоздательной надписи фасада храма, обнаружены фрагменты уникальной керамической иконы, украшавшей фасад собора.

Первый Борисоглебский собор был возведён в 1558-1561 годах по указу князя Владимира Андреевича Старицкого. Величественный белокаменный пятишатровый храм возвышался у восточного края кремлёвского холма. Собор не уступал по красоте московскому храму Василия Блаженного, возведённого в 1555 году царём Иваном IV Грозным в память о взятии Казани.

В 17 веке собор был разорён войсками польско-литовских интервентов и после опустошён пожаром, а в начале 19 века был окончательно разобран.

Внешний облик собора сохранился благодаря выполненным чертежам и рисункам того времени, а также материалам археологических раскопок.

По центру рисунок Борисоглебского собора, с двух сторон от него фотографии во время раскопок.
По центру рисунок Борисоглебского собора, с двух сторон от него фотографии во время раскопок.

Здесь же в экспозиции есть диорама Старицкого Кремля XIV в., то есть крепости, построенной Михаилом Ярославичем Тверским и первоначально названной Новым Городком, а позднее Старицей.

Крепость представляла собой классическое городище расположенное на треугольном мысу, образованным устьем реки Старица, при её впадении в реку Волгу. С двух сторон крепость была защищена высокими берегами рек Волги и Старицы. Наиболее уязвимая сторона крепости, не прикрытая естественными преградами, располагалась с юга, поэтому для её укрепления был вырыт крепостной ров. По периметру вся крепость обнесена деревянной крепостной стеной.

В последующих залах рассказывается об Старице 18 века, когда город становится торговой пристанью на Волжско-Балтийском водном пути.

Схема Волжско-Балтийской водной системы.
Схема Волжско-Балтийской водной системы.

При Петре I была построена Вышневолоцкая водная система и старицкие купцы получили доступ к Балтийскому морю.

Здесь по трудным участкам пути из-за многочисленных мелей и порогов перевозили на барках старицкий камень по Волге в Санкт-Петербург, Тверь и Ярославль.

Барка для судоходства по Вышневолоцкой водной системе.
Барка для судоходства по Вышневолоцкой водной системе.

Местные купцы торговали хлебом, рыбой, мясом и напитками, занимались ремеслами: кузнечным, пряничным, сапожным, рыболовным и т.д.

Кувшин с кладом монет 1458-1780-х гг.
Кувшин с кладом монет 1458-1780-х гг.

4 ноября 1777 года указом Екатерины II был утверждён регулярный план застройки Старицы. В то время две половины города, разделяемые Волгой, носили название: левая - Городовая и правая – Московская. В городе проживало более 3 тыс. человек.

А 10 октября 1780 года также утверждён исторический герб города. На гербе города изображена женская фигура старушки с клюкой.

Герб города Старицы 1780 года и план застройки города 1777г.
Герб города Старицы 1780 года и план застройки города 1777г.

Небольшая часть одного из залов музея посвящено пребыванию великого поэта А.С. Пушкина в Старице и Тверском крае. Здесь представлены рисунки, документы, а также портреты старицких знакомых поэта и предметы дворянского быта, одежда и мебель.

Отдельные экспозиции посвящены промыслам и быту крестьян старицкого уезда.

Здесь посетители познакомятся с важнейшими старицкими промыслами, такими, как каменотёсный, кузнечный, гончарный, плотницкий, пряничный и другими, и увидят предметы традиционного народного быта.

Традиционным старицким промыслом, как вам уже наверняка известно, является добыча известняка и опоки («старицкого мрамора») в каменоломнях вдоль берегов Волги. В зимнее время работы велись с помощи пещерных углублений, а в летнее – открытым способом очисткой верхних слоёв грунта.

Добытый известняковый камень с древности служил строительным материалом, известным далеко за пределами Тверского края. В средние века из этого камня строили храмы, оборонительные сооружения и мостовые, применялидля производства посуды. А один из видов известняка, именуемы как «старицкий мрамор», применялся во внутренней отделки.

Вторым, после добычи известняка, в городе процветало кузнечное дело. В музее представлены образцы продукции старицких кузнецов: подковы, топоры, замки, серпы, косы и многое другое.

-39

Из старицкого камня в конце 18 – начале 19 веков в основании бывшего крепостного вала нового городища недалеко от берега Волги по проекту архитектора Матвея Чернятина были построены белокаменные кузницы.

Фото «Кузницы в Старице»
Фото «Кузницы в Старице»

Часть из этих кузниц сохранилось до наших дней и до них я ещё доберусь в этот день.

Несмотря на то, что Старица расположена далеко от морского побережья, старицкий крй является родиной для многих мореплавателей и военно-морских адмиралов. Поэтому в музее морякам посвящена отдельная экспозиция.

Самым известным уроженцем здешних мест является Владимир Алексеевич Корнилов - мореплаватель, вице-адмирал и герой во время Крымской войны, о котором я уже упоминал, когда рассказывал про памятник перед зданием музея посвящённый ему.

Слева вверху портрет В.А. Корнилова, тут же его награды и изображение родового герба Корниловых
Слева вверху портрет В.А. Корнилова, тут же его награды и изображение родового герба Корниловых

В начале 20 века население Старицы составляло 6,5 тыс. человек, 70% из которых было мещанско - купеческим населением. К мещанскому сословию относились портные, парикмахеры, фотографы и т.п.

В одном из залов представлен интерьер дома старицких мещан.

Отдельный большой зал посвящён трагическим событиям Великой Отечественной войны. 1941 год разделил историю нашей страны на две части «до» и «после» войны.

Старица была оккупирована Вермахтом 12 октября 1941 года

Недолго длилась оккупация города, и через два с половиной месяца, 1 января 1942 года, Старица была освобождена от немецко-фашистских захватчиков. За это время в городе было разрушено 262 дома и все предприятия.

Также в дни моего посещения музея проходила выставка «В гостях у Тверской деревянной игрушки» - это выставка, на которой представлены работы таких тверских мастеров-художников калининского производственного объединения художественных изделий и игрушек как Перетягин А.О., Фокин Ю.Н. и других.

Предприятие по производству художественных изделий и игрушек было создано в 1935 году и на тот момент являлось артелью «Художественные изделия». Основной ассортимент артели были большие декоративные вазы, шкатулки, бокалы для карандашей и детские игрушки.

Богатыри и воины
Богатыри и воины

На одной из стен зала замечаю фотографию со знакомой мне прекрасной Чесменской церкви, расположенной в Санкт-Петербурге, но это вовсе не она, а почти её точная копия. Это Преображенская церковь в деревне Красное Село Старицкого района.

Чтобы увидеть эту радующую глаз церковь, я решаю внести некоторые изменение в свой дальнейший маршрут путешествия и заехать в Красное Село. Но об этом чудесном храме и его посещении я подробней расскажу в одной из следующих статей.

На этом покидаю Краеведческий музей и следую к главной обители города – восхитительному Свято-Успенскому монастырю, об истории которого я поведаю в следующей статье.