После "Музея забытых вещей и не только", с которым мы познакомились в прошлой статье, я держу свой путь до небольшого выставочного зала Краеведческого музея, расположенного в бывшем доме купца Ерофеева, который также называют домом Нечкина (Иван Павлович Нечкин - музыкант и актёр, посвятивший полвека сцене Осташковского любительского театра).
Рядом со зданием, прям на углу ул. Володарского и пер. Адрианова, расположен Вальский столп.
Вальский столп - это один сохранившийся из трёх обелисков-часовен, установленных в 1785 году на месте прежних валов и городских ворот сгоревшей Осташковской крепости в 1711году. Этот столп сооружён в стиле барокко на месте Южных ворот с одноимённой башней крепостной стены. Остальные два столпа располагались на месте Восточной и Северной башен.
Надо сказать, что пер. Адрианова, на котором находится столп, назван в память о советском картографа и одного из авторов герба СССР, - Владимире Николаевиче Адрианове, о чём говорит нам памятная табличка на здании выставочного центра.
Именно Адрианов, как картограф, предложил внести в герб изображение земного шара. Последний должен был означать, что доступ в Союз открыт всем государствам мира.
В самом выставочном зале была художественная выставка «Родная природа. Прекрасное в ней» осташковского художника Бориса Евгеньевича Шаркова – художник-живописец, великолепный пейзажист и анималист, который пишет картины не только на холсте, но и на дереве.
Большое внимание в своём творчестве Шарков уделяет теме озера Селигер.
Напротив здания выставочного зала расположено ещё одно из красивейших зданий города с большими колонами и портиком.
Это дом художников Митиных-Потаповых, построенный вначале 19 века. Самым известным из этой династии художников был Макарий Потапов, который в 1672 году по указу царя Алексея Михайловича работал над «Царским титулярником» (справочник с портретами русских политических деятелей и изображениями гербов и флагов).
После выставочного зала я отправился к первой каменной церкви города – Воскресенской.
Территория вокруг, как и сама церковь находится не в лучшем состоянии, но всё же сейчас здесь ведутся некоторые ремонтные работы по её восстановлению и, возможно в будущем, будет облагорожена и прилегающая территория.
Воскресенская каменная церковь была построена в 1689 году. Первоначально церковь имела характерные черты знаменитого русского узорочья: затейливые формы, обилие и изящество декора, живописность силуэта, но в середине 19 века во время перестройки многие архитектурные детали были сбиты и заменены новыми, после чего храм приобрел более строгий современный облик.
В свою очередь колокольня собора сохранила изначальные древнерусские очертания: восьмигранный столп, выполненный в готическом стиле, венчает ажурный шатёр, а каждая из граней украшена арками, полуколоннами и оконными наличниками.
В советское время церковные помещения отдали под склады Осташковторга. Правда стоит упомянуть, что позднее в 1960—1980-х гг. в соборе проводились реставрационные работы по восстановлению закрашенных в советские годы композиций настенной живописи, которые представляют огромную художественную и историческую ценность.
По соседству с Воскресенской церковью расположен Троицкий собор – второй каменный храм Осташкова построенный ещё в 17 веке.
Тут же посещаю колокольню собора, на которую можно подняться заплатив символическую цену в 60 рублей.
Наверх ведёт крутая узкая лестница, на которой зачастую невозможно разойтись. Поэтому, как правило, спускающиеся ждут тех, кто поднимается или наоборот.
С колокольни открывается хороший вид на озеро Селигер и расположенную по соседству Воскресенскую церковь и её колокольню, о которой я говорил выше.
Спускаюсь вниз с колокольни и следую дальше в краеведческий музей, расположенный до сих пор в Троицком соборе. Вначале ты этого и не замечаешь, пока не попадёшь в один из залов под высокими сводами собора с лепниной и настенной росписью конца 18 века.
В этом же зале располагается картина "Отъезд Александра I из Осташкова в 1820 году" художника Я.М. Колокольникова-Воронина
Краеведческий музей первоначально был основан в 1889 г. при Осташковском городском училище, а в Троицком соборе располагается с 1977 года.
Современная экспозиция рассказывает о промыслах и ремёслах Селигерского озёрного края, о культурных и исторических традициях Осташковской земли. В ней представлены материалы из археологических раскопок стоянок каменного века и славянских курганов.
Первый зал музея рассказывает о древнем периоде истории Селигерского края. На территории края находится около700 различных археологических памятников. Самые ранние находки датируются эпохой мезолита (8-6 тысячелетия до н.э.).
Здесь же представлен ещё один из наиболее зрелищных экспонатов, это макет, воспроизводящий раскопку могильника Березовецкого кургана, который датируется 10 веком н.э. Этот экспонат показывает способ захоронения древних жителей края путем трупоположения.
Ещё один ценный экспонат это Березовецкий крест, который располагался близ городища Березовец, где начинался сложный участок, - волок по земле в две версты, древнего торгового маршрута «Серегерский путь» (ветвь древнего пути «Из варяг в арабы»).
Также есть предположение, что этот крест является летописным Игнач крестом, до которого дошло в 1238 году войско хана Батыя.
Далее располагается зал с реконструкцией интерьера крестьянской избы 19 века.
Внутри жилище скромное, вся мебель деревянная, на столе глиняная посуда. Сердцем избы является русская печь, в ней готовили еду и на ней спали зимой. Здесь ещё расположен ткацкий станок для создания льняного полотна.
Рядом представлена экспозиция о рыболовном промысле края, который являлся основным занятием здешних жителей. Рыболовство дало развитие и иным сопутствующим ремёслам, таким как сетевязальный промысел, смолокуренное дело (сети смолили берёзовым дёгтем, чтобы они были более прочными и, соответственно, долговечными), кузнечное дело (для создания цепей, якорей и т.п.), кожевенное дело (для создания непромокаемой одежды, рукавиц и обуви).
Далее расположена экспозиция, рассказывающая об Осташкове (тогда это были Осташковские слободки) конца 18 века, когда в 1770 году по указу Екатерины II город получил статус уездного города. После чего начинается кардинальная перепланировка хаотичных запутанных городских улиц по новому плану регулярной застройки по проекту петербургского архитектора Ивана Егоровича Старова.
Тут же представлены изображения вальских столпов в 1910-е года, о которых я рассказывал выше.
В это же время в 1772 году был утверждён герб Осташкова.
Герб выполнен в виде щита, в верхней части которого находится двуглавый орёл – особый знак, дающий городу право пользоваться особыми привилегиями и некоторыми льготами в развитии ремёсел и торговли. В нижней части щита мы видим 3 серебряных рыб на синем фоне. Они символизируют богатство рыбных запасов и рыболовство, как основной промысел осташей. Считалось, что на гербе изображены ерши, поэтому местных жителей частенько называли «ершеедами».
Следующий зал музея рассказывает о жизни «образцового» уездного города Осташкова в 19 столетии.
Здесь представлены предметы быта, мебель, посуда интерьера богатого дома того времени. Эти предметы привезены из усадьбы дворян Казиных.
В этих же интерьерах висит картина известного Осташковского художника Якова Михайловича Колокольникова-Воронина «Встреча жителями Осташкова Александра I у дома Савиных»
В 1819 году в Осташкове открылся Общественный банк Савина – первое кредитное учреждение, появившееся в Тверской губернии, и только второй частный банк в России.
В Осташкове было развито медницкое ремесло. Местные мастера изготавливали кастрюли, котелки, тазы, формы для куличей, которые пользовались спросом и широко использовались в быту. Помимо этого были известны самовары производства осташковских мастеров.
Часть экспозиции посвящена Кузнечному делу – одно из сопутствующих ремёсел, получившее развитие благодаря рыболовству, которому требовались якоря, цепи и многое другое.
Также в осташковских кузницах изготавливали и множество иных инструментов, пользовавшихся спросом далеко за пределами города. Так местные топоры Мосягина требовались Северо-Американской компании и Санкт-Петербургскому Адмиралтейству для постройки кораблей. А косы производства местных мастеров даже экспортировались в Англию.
Ещё Осташков знаменит своим кожевенным ремеслом, которое также получило развитие как сопутствующее производство необходимое для рыболовства. Здесь выполняли пошив непромокаемой одежды для рыбаков – фартуков, рукавиц и сапог. Особо знамениты изготовленные местными мастерами специальные высокие сапоги «осташи». Эти сапоги пропитывались специальным составом, рецепт которого был засекречен и передавался из поколения в поколение.
И в наше время до сих пор в городе действует «Верхневолжский кожевенный завод» - старейший завод России, основанный в 1730 году.
Следующий большой зал посвящён Великой отечественной войны 1941-1945 гг.
В июле 1941 года в Осташковских и соседних районах началось строительство оборонительных сооружений, сыгравших важную роль на дальних подступах обороны Москвы.
Оборонительная линия проходила по побережью озёр Селигер, Сиг, Волго и по трактам дорог Осташков – Селижарово, Осташков – Кувшиново.
Последний зал музея посвящён природе и животному миру Селигерского края.
Озеро Селигер одно из самых больших и красивейших озёр Европы, которое также называют «жемчужиной» и «голубым сердцем» России. Необычная, причудливая форма озера с изрезанной береговой линией и обилием островов (их более 160) образовалась вследствие его ледникового происхождения, когда четвёртый Валдайский ледник, отступая, нагромоздил холмы Валдайской возвышенности, а оставшиеся низменности заполнились водой.
Первые упоминания о Селигере найдены в русских летописях 12-13 вв., а на географических картах озеро появилось лишь в 18 в. Первые описания озера и его окрестностей были получены после путешествий проведённых по верховьям Волги в 1805г. и на Селигер в 1814г академиком Н.Я. Озерецковским. А более подробное и научное исследование Селигера было проведено в 1894-1895 гг. в ходе экспедиции Д.Н. Анучин, когда было точно установлено место истока реки Волги.
Название озера «Селигер» академик Д.Н. Анучин переводил как «озеро на волоке», «прозрачное озеро» (финск., эстонск.). А с языка вепсов название означает «изрезанное озеро».
Как такового единого озера, в привычном понятии, не существует. Водная система Селигера включает 24 плёса (озера), связанные между собой протоками и проливами.
В озеро впадает более 100 рек, а вытекает одна – Селижаровка, которая является первым крупным притоком реки Волги.
Ниже приведу некоторые фотографии диорам животного мира Селигерского края.
Такой окрас помогает малышам лучше маскироваться в лесу. Выводок кабанов может составлять до 12 детёнышей. Кабаны социальные животные, создающий стада до 30 особей с матриархальными порядками.
Интересно, что волки моногамны, на одного самца приходится одна самка. Пары создаются на неопределённый срок – до тех пор, пока один из партнёров не погибает. Живут волки стаями до 40 особей, в которых есть доминирующие пары альфа-самец и самка.
На этом знакомство с музеем заканчиваю и спешу на железнодорожный вокзал, где в ближайшее время произойдёт интересное событие, о котором я расскажу в следующей статье.