Найти в Дзене

Велопутешествие «К истоку Волги». День 2. «Дорога до истока». ДОТы Селижаровского укрепрайона. Пирамида А.Голода. Посёлок Пено. Лиза Чайкина

  • Тип маршрута: велосипедный
  • Дата поездки: 7 июля 2024 года
  • Сложность: 5 из 5 баллов
  • Местоположение: северо-запад Тверской области. Осташков, Пено, Волговерховье
  • Протяжённость: ≈ 210 км
  • Набор высоты: 1169 м (по картам Strava)
  • Покрытие:
    Асфальт: 104 км;
    Грейдер: 91 км
    Грунт: 21 км (* согласно запланированному маршруту)
  • Краткое описание: По сути получился сложный однодневный полугрунтовый бревет в 200 км, главной целью которого является посещение истока реки Волги, где великая река берёт своё начало и представляет собой лишь маленький ручеёк. Весь маршрут можно разделить на, примерно равные, четыре сегмента. Первый, это асфальтовое шоссе до посёлка Пено, после грунтово-грейдерный сегмент вдоль берега Волги, который преподнёс пару сюрпризов. Далее третий, это грейдер с гребёнкой и сыпучей обочиной до истока Волги, и завершающий сегмент, это обратная дорога по асфальтовому шоссе до Осташково. Из достопримечательностей можно выделить сохранившиеся ДОТы (долговременные огневые точки) на линии Ржевского укрепрайона (Селижаровский участок), где остановили наступление немцев; уникальный памятник древнерусскому деревянному зодчеству в Ширковом Погосте, который ещё называют Тверскими или Селигерскими Кижами; множество прекрасных церквей, соборов и монастырей (восстановленных и не очень), и, конечно же, сам исток Волги. Также отдельно отмечу запоминающийся мемориальный комплекс "Ксты" – это памятник сожжённым деревням во время Великой Отечественной войны, который не оставит равнодушным никого и растрогает любого до слёз.
  • Достопримечательности: ДОТы Ржевского укрепрайона, Памятник узкоколейке, посёлок Пено, памятник Лизе Чайкиной, Церковь Сергия Радонежского, мемориал «Ксты», Церковь Рождества Богородицы, Верхневолжские озёра (Пено, Вселуг, Стерж, Большие и Малые Верхиты), Широков погост (Тверские Кижи), Церковь Рождества Иоанна Предтечи, Троицкая церковь (разрушенная) в Увицах, Верстовой столб, часовня Германа Столобенского, Петропавловская церковь, Волговерховье с истоком реки Волги, памятником и церковью Николаю Чудотворцу, Преображенской церковью и первым мостом через Волгу, Успенская церковь, Поповское озеро.
  • GPX трек маршрута с отметками: К истоку реки Волги (Яндекс Диск)
  • Маршрут на Strava: К истоку реки Волги (для просмотра страницы на сайте Strava вам понадобится VPN)
«Каждая страна имеет свою национальную реку. Россия имеет Волгу – самую большую реку в Европе, царицу наших рек, - и я поспешил поклониться ее величеству реке Волге!» - Александр Дюма.

Главная цель второго дня моего путешествия, это посещение истока реки Волги. Волга – одно из истинно русских природных чудес, самая протяжённая река в Европе (более 3,5 тыс. км), она особенно любима русским народом. Волга - матушка – так ласково ее называют в России. На берегах Волги проживает около 60 млн. человек.

Для этого я доберусь почти до самой границы с Новгородской областью и преодолею в общей сложности более 200 километров шоссе, грейдеров и грунтовых дорог в течение дня. Такой длинный маршрут, подобный бреветному, я проезжал в своей жизни считанное количество, наверно, раза четыре, поэтому осуществление намеченной поездки вызывает как большой интерес, так и некоторое волнение, всё-таки дистанция серьёзная.

Чтобы избежать поездки только по монотонному асфальтовому шоссе, а также, чтобы увидеть больше достопримечательностей и красивых пейзажей, было решено ехать вдоль берега Волги.

День 2. Схема веломаршрута «К истоку реки Волги».
День 2. Схема веломаршрута «К истоку реки Волги».

GPX трек маршрута: «К истоку реки Волги»

Этот участок Волги включает, так называемую группу Верхневолжских озёр: Пено, Вселуг, Стерж, Волго и множество более мелких озёр.

Весь сегодняшний маршрут можно разделить на, примерно равные, четыре сегмента. Первый, это асфальтовое шоссе до посёлка Пено, после грунтово-грейдерный сегмент вдоль берега Волги, который преподнёс пару сюрпризов. Далее третий, это непосредственно грейдер с гребёнкой и сыпучей обочиной до истока Волги, и завершающий сегмент, это протяжённый участок асфальтового шоссе до Осташково.

Прямо по шоссе до истока Волги от Осташкова 70 км, я же поеду дорогами вдоль Волги через посёлок Пено, что увеличит маршрут ещё примерно на 60 км.
Прямо по шоссе до истока Волги от Осташкова 70 км, я же поеду дорогами вдоль Волги через посёлок Пено, что увеличит маршрут ещё примерно на 60 км.

И так, ранним утро, около 7 часов, отправляюсь в путь из Осташково в посёлок Пено по асфальтированному шоссе. Погода выдалась хорошей, с утра достаточно тепло +15-20, днём не сильно жарко (до +27), слабый ветер, без осадков.

Поклонный крест у шоссе на выезде из Осташкова
Поклонный крест у шоссе на выезде из Осташкова

По пути останавливаюсь у одного из ДОТов (долговременной огневой точки), расположенного прямо у дороги, это часть линии обороны Селижаровского укрепрайона во время Великой Отечественной войны.

Памятный знак о том, что здесь в 1942 году началось наступление 4-й ударной армии под командованием Ерёменко А.И.
Памятный знак о том, что здесь в 1942 году началось наступление 4-й ударной армии под командованием Ерёменко А.И.

Селижаровский укрепрайон - это линия обороны протяжённостью около 100 км от Осташкова до Ржевского района, которая входила в огромный оборонительный Ржевско-Вяземский рубеж. В разгар строительства только на данном участке обороны более 75 тыс. человек из Тверской (в годы войны - Калининской) области возводили оборонительные сооружения, состоявшие из противотанковых рвов, системы огневых точек (ДОТов и ДЗОТов), газоубежищ, командных пунктов и т.д. Руководителем стройки был Александр Ильич Ганзбург.

Далее во время своего путешествия я проеду остальные участки оборонительной линии в направлении Ржева.

А сейчас сразу рядом с ДОТом сворачиваю с шоссе к деревне Любимка.

Поворот к деревне Любимка
Поворот к деревне Любимка

Здесь расположен ещё один военный памятник посвящённый воинам 30-й отдельной железнодорожной бригады, которые на этом участке местности построили узкоколейную военно-полевую железную дорогу для обеспечения армии во время наступления в 1942 году.

Возвращаюсь на шоссе и еду дальше.

Знак «Перегон скота»
Знак «Перегон скота»

Но вскоре, через три километра, на горизонте появилась местная необычная достопримечательность – пирамида инженера Александра Голода, соседствующая с рыбными ларьками.

Рыбные ларьки на фоне пирамиды Голода.
Рыбные ларьки на фоне пирамиды Голода.

Пирамида высотой 22 метра установлена в 1997 г, и представляет собой почти правильный тетраэдр, полый внутри (в неё можно зайти), сделанный из полупрозрачного материала.

По словам автора, пирамида «концентрирует космическую энергию» и содержит внутри некие «святые вибрации». Также поговаривают, что внутри пирамиды расположена аномальная зона и происходят удивительные вещи. Но внутрь я не попал, поскольку ранним утром пирамида оказалась закрыта.

Сразу за пирамидой находится перекрёсток автомобильных дорог с дорожным щитом, указывающим, что до деревни Волговерховье, где расположен исток Волги, осталось 55 км. Но я сворачиваю в сторону посёлка Пено, до которого остаётся 22 км.

Шоссе от развилки до границы посёлка Пено находится в хорошем состоянии, автомобильный трафик не высокий, можно ехать быстро и комфортно.

Через 22 км приятной дороги добираюсь до посёлка Пено. Посёлок встречает меня поклонным крестом и новым въездным знаком.

Доехав до поселка, я впервые за своё путешествие добрался до берега реки Волги и пересёк её по первому (от истока реки) крупному автомобильному мосту.

Мост через Волгу в Пено на ул. Лизы Чайкиной.
Мост через Волгу в Пено на ул. Лизы Чайкиной.
Сделал остановку на берегу большого озера Пено - часть водной системы реки Волги.
Сделал остановку на берегу большого озера Пено - часть водной системы реки Волги.
Проезжаю рядом со зданием деревоперерабатывающего предприятия, на котором указана дата «1906» - год возникновения Пено как пристанционного посёлка.
Проезжаю рядом со зданием деревоперерабатывающего предприятия, на котором указана дата «1906» - год возникновения Пено как пристанционного посёлка.

Этот посёлок особо ничем не примечателен, разве что овеян воинской славой времён Великой Отечественной войны, когда здесь и в его окрестностях проходили ожесточённые бои.

Карта воинских захоронений и памятников, до некоторых из них я сегодня доберусь
Карта воинских захоронений и памятников, до некоторых из них я сегодня доберусь

Также посёлок является местом гибели партизанки, героя Советского Союза и секретаря Пеновского подпольного Райкома ВЛКСМ Лизы Чайкиной, которую фашисты расстреляли в 1941 году. Здесь ей посвящены несколько памятников, названа улица в её честь и создан музей им. Е.И. Чайкиной.

Место расстрела Лизы Чайкиной на берегу Волги.
Место расстрела Лизы Чайкиной на берегу Волги.
Пейзажный пирс на Волге рядом с памятником
Пейзажный пирс на Волге рядом с памятником

Доезжаю до железнодорожного вокзала, а после разворачиваюсь и по тому же шоссе покидаю Пено.

Проезжаю рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского, построенной в 2000 году.
Проезжаю рядом с деревянной церковью Сергия Радонежского, построенной в 2000 году.

В посёлке также зашёл в магазин и пополнил запасы еды и воды, ведь дальше, судя по картам, ближайшие 70 км магазинов не предвидится.

После покидаю этот тихий посёлок и отправляюсь в сторону непростых гравийных дорог, тянущихся вдоль Волги. Об этом участке маршрута я расскажу в следующей статье.

Кстати, недалеко от Пено находится исток реки Западной Двины, но туда я не поехал, поскольку намотал бы лишние 32 километра, а учитывая, что маршрут сегодня и так достаточно объёмный, то это не входило в мои планы.