Эта машина уникальна. Во-первых, ей уже больше ста лет! Заводской серийный номер исследователи пока не нашли, но совершенно точно перед вами — оригинальный артефакт и живой свидетель первых боёв с применением танков вообще и на территории нашей страны в частности.
Выпуск Mark V стартовал в Англии в 1918 году, и вскоре они в достаточном количестве (по разным источникам — около 50-70 единиц) прибыли в Россию, где оказались в составе Белых армий. Но военное счастье в Гражданской войне улыбнулось красным. И трофейные «Рикардо», как назвали модель по марке мотора, составили основу регулярных бронетанковых отрядов Страны Советов на целое десятилетие — до освоения Т-18 (МС-1).
Во-вторых, именно этот Mark V в 1938 году вошёл в перечень техники, которая сформировала самую первую коллекцию впоследствии знаменитого танкового музея в Кубинке.
В-третьих, это, пожалуй, самый комплектный и хорошо сохранившийся Mark V в России. Тем же самым распоряжением Комитета обороны при СНК СССР 87-летней давности аж 14 «Рикардо» планировали передать в различные города страны в качестве памятников. И некоторые из них до сих пор можно увидеть на улицах — например, в Архангельске.
Но только музейный образец восстановили до без пяти минут ходового состояния. Со слов реставраторов, достаточно вернуть из запасников оригинальные карбюраторы, подобрать магнето, изготовить заново некоторые детали, и танк поедет.
Лично для меня перемещение Mark V с территории «старой Кубинки» на площадку №1 парка «Патриот» стало маленьким праздником. Пусть подсветка гусениц кому-то покажется аляповатой, зато машину можно обойти со всех сторон и подробно осмотреть. А недавно повезло оказаться внутри «Рикардо»! И знаете, таких интересных ощущений за бронёй я ещё не испытывал.
В корпус «ромба» ведёт несколько люков. Они есть сверху, сзади и по бортам. Хотя подчас это неочевидно. Например, по правой стороне Mark V распашные створки расположены прямо под пулемётным спонсоном. И вроде бы сам лаз широкий, да только чтобы поместиться в него, нужно быть акробатом.
Гораздо сподручнее проникать в «Рикардо» по левому борту, где в пушечном спонсоне организована полноценная дверь.
Хотя удобство и здесь, понятное дело, условное. Проём узкий и невысокий, а нижний край расположен примерно на уровне пояса. Приходится действовать на весу и в позе креветки, упираясь одной ногой в выступ на корпусе, а другой шагая внутрь.
А внутри тоже особо не разогнуться! Не представляю, как в левом спонсоне действовала орудийная и пулемётная прислуга — пространства катастрофически мало. Даже с учётом того, что часть оборудования на музейном танке демонтировали, да и пушку давно заменили на муляж.
Вообще, на Mark V ставили укороченную версию 57-мм орудия Гочкис, но, по архивным документам, которые изучил историк Юрий Пашолок, оригинальное орудие отсутствовало на музейном «Рикардо» уже в 1941 году. Вероятно, машина и поступила в Кубинку в таком слегка «раздетом» виде. Пришлось изготовить реплики вооружения.
По продольной оси корпус танка почти целиком занят силовым агрегатом и механизмами управления. Узкие тёмные проходы остались только слева и справа вдоль бортов. А сообщаются эти каналы лишь в передней рубке да в районе «центрального поста», где действовал командир. Или капитан? Уж очень обстановка внутри «Рикардо» напоминает батискаф или подводную лодку.
Над головой командира — прямоугольная рубка с приборами наблюдения. Их вроде бы много, но толку чуть. Вперёд и по сторонам ничего не видно — только корпусные детали и гусеницы, разве что назад можно разглядеть местность. К тому же при своих 185 см роста мне приходится стоять в этой башенке сгорбившись и на полусогнутых ногах. Как эффективно управлять боем в такой обстановке — не представляю.
К тому же под ногами шатается довольно неустойчивый дощатый настил, прикрывающий четырёхступенчатую механическую коробку передач с по-английски изящной заводской маркировкой.
И вдобавок мешается здоровенная рукоятка ручного стартера. Решение вроде бы грамотное — двигатель можно запустить прямо изнутри машины, для чего инженеры смастерили многоступенчатый, с цепями и храповиками, механический привод к коленвалу. Но если зазеваешься и зацепишь в суете эту «кочергу», падать будет больно. Хотя, судя по некоторым признакам, при необходимости она всё же снималась. Вопрос — делали ли так на практике, рискуя в самый неподходящий момент остановиться с заглохшим мотором и без шанса его быстро оживить.
К двигателю мы ещё вернёмся, а пока заглянем в корму, где заметна странная труба, напоминающая перископ. На самом деле это семафор — единственный более-менее надёжный способ связи с внешним миром из-за брони.
Вот так это механическое сигнальное устройство выглядит снаружи танка. Знаки подавались перемещением белых кругов в определённые положения. Сложно? Но со связью тогда вообще была беда, достаточно сказать, что из Mark V порой запускали… почтовых голубей!
Ну а дальше за семафором — в самой корме танка — расположено рабочее место одного из пулемётчиков. Оцените, каково ему было обращаться с оружием в тесной «норе», образованной крышей бронекорпуса и громоздкими кожухами каналов системы охлаждения двигателя.
К тому же левый бок стрелка, вероятно, изрядно припекало раскалённым радиатором, размещённым вместе с вентилятором как раз вдоль борта.
И в целом особенности компоновки Mark V, где все агрегаты упакованы, по сути, в боевое отделение, комфорта многочисленному экипажу (восемь человек) не добавляли. Зато, например, к планетарным бортовым передачам, новинке того времени, относительно удобный доступ.
Над ними практически всё свободное пространство вдоль бортов заняли снарядными стеллажами. И снова оцените английский армейский стиль начала прошлого века — деревянные фиксирующие планки. Словно это не боевая машина, а домашний комод.
Теперь попробуем пройти в переднюю часть танка по левому «трапу». На этом фото хорошо видно ширину дорожки и позицию двигателя по центру машины. Предполагалось, что работающий мотор закрывают створками — такой кожух хоть немного снижал загазованность и тепловую нагрузку на экипаж. Но легко ребятам явно не было. Даже в неподвижном «Рикардо» вентиляция никакая — спустя 10-15 минут воздух становится спёртым, тело покрывается испариной. В бою, когда корпус наполняют ещё и пороховые газы, здесь определённо сущий ад.
Рядный шестицилиндровый двигатель рабочим объёмом аж 19 литров развивает 150 л.с. Столь скромной отдачи хватало, чтобы передвигать без малого 30-тонный Mark V по полю со скоростью чуть быстрее пешехода. Сто лет назад это считалось неплохим показателем подвижности.
Под ногами — переплетение тяг, цепей и прочих механизмов для запуска двигателя и управления танком в движении.
Вход (или, скорее, лаз) в переднюю рубку обозначается ещё одним стеллажом для снарядов и, видимо, пулемётных коробок. Как видите, пол отделения управления достаточно сильно приподнят над основной «палубой».
Слева в рубке по ходу движения — место ещё одного пулемётчика.
Говорят, сюда мог перемещаться и командир. Что объяснимо — через небольшой открывающийся лючок хотя бы вперёд обзор появляется.
А в походной обстановке вообще можно откинуть крышку и обозревать округу через верхний люк.
Обладая сноровкой, на позицию механика-водителя получится перебраться прямо в рубке, не обходя мотор через весь танк.
Сидеть механику-водителю приходится на убогом стульчике. И всё же это место — едва ли не самое комфортабельное во всём Mark V. Здесь достаточно свободно и обзорный люк пошире, чем у фронтального стрелка. Вид направо закрывает гусеница, зато вперёд дорога просматривается довольно хорошо.
Впрочем, есть и минус. При штурме вражеских позиций противник не стеснялся в средствах, чтобы подавить огневую точку в выступающей рубке и заодно обездвижить танк, уничтожив водителя. Многочисленные шрамы на броне музейного Mark V говорят сами за себя.
Органы управления танком кажутся привычными. Но в 1918 году «Рикардо» Mark V стал прорывом, ведь на него поставили планетарные механизмы поворота инженера Вилсона, сильно упростившие контроль над машиной.
Переходим в правый спонсон — пожалуй, самую просторную точку во всём танке. Потому что Mark V из Кубинки — так называемый «гермафродит» или «композит», то есть модификация со смешанным вооружением. Чисто пушечные машины именовали «самцами», пулемётные — «самками», а этот образец совместил черты обеих версий. Поэтому по правому борту — не орудие, а только 7,7-мм Гочкисы. Зелёная труба над головой — магистраль системы охлаждения двигателя.
Правда, на музейной машине пулемёты в шаровых установках заменили макетами. Но общее понятие о размещении вооружения они дают.
А ещё здесь удобно рассмотреть характерные для Mark V смотровые щели с мягкими «налобниками». Встроенных оптических приборов в британском танке нет в принципе, хотя в западной литературе упоминают портативные перископы для наблюдения через верхние люки.
А так эти щели выглядят снаружи машины.
Оцените коридор к передней рубке и уровень освещённости (снято без вспышки). Тот самый распашной люк находится в районе ног — у самого пола.
Теперь вылезем наружу и обойдём Mark V в поисках интересных внешних деталей. Можно оценить, к примеру, уровень бронезащиты — листы толщиной 8-16 мм приклёпаны к каркасу. Достаточно, чтобы выдерживать обстрел пулями винтовочного калибра и осколки снарядов.
Танку досталось по кругу — пробитий нет.
Добротно обстреляли даже корму. Кстати, под задним пулемётом в коробе находится запас топлива.
Чуть выше вдоль бортов установлены масляные бачки для смазки элементов ходовой части. Судя по характерным пятнам, ёмкости не пустуют.
Чёрная труба, спускающаяся к корме по крыше корпуса — система выпуска танкового двигателя. Ядовитые газы логично старались вывести подальше от экипажа.
На этом всё. Mark V «Рикардо» ждёт всех на музейной площадке №1 парка «Патриот» в секторе РХБЗ. А для тех, кому далековато ехать в Подмосковье даже ради уникального экспоната, предлагаю небольшой фотобонус.