12 июня 2021 года знаменитую коллекцию снова открыли после реконструкции.
Вкратце напомню: «Музей боевых машин» организовали на подмосковном научно-исследовательском автобронетанковом полигоне АБТУ РККА 1 августа 1938 года. Сперва здесь собирали в основном отечественные образцы, а с началом Второй мировой войны коллекцию стали активно пополнять и трофеями. Причем аж до начала 70-х редкая и уникальная техника стояла просто в чистом поле, под брезентом. И только 10 сентября 1972-го экспозицию организовали в ангарах.
Пускали в Кубинку со скрипом: главным образом военнослужащих и отраслевых специалистов. Так продолжалось до 1996-го, когда музей вывели из состава 38 НИИ Министерства обороны и открыли для публичного доступа. В 2014 году, пожалуй, крупнейшее в мире собрание включили в состав парка «Патриот», но через несколько лет закрыли на ремонт. Часть ценных экспонатов перевезли на новую площадку, что тут же породило слухи о гибели исторической коллекции. Мол, распродали все по-тихому за бугор, ничего не осталось на старой территории.
И вот – внезапный анонс. 12 июня 2021 года, на День России, Кубинка после долгой реконструкции готова снова встречать гостей. Разумеется, откладываю дела и мчусь туда.
Раньше посетителей прямо у Минского шоссе вместо указателя встречал ИС-3. При расширении автодороги тяжелый танк убрали. А сейчас монумент перенесли вплотную к музею, причем теперь символом сделали Т-34-85. Судя по странной командирской башенке, взятой, видимо, у Т-54, это тот самый образец, что раньше стоял на открытой площадке музея, был выкрашен в белый цвет и имел надпись «Димитрий Донской» на башне.
Той площадки, к слову, больше нет. Здесь разместили входной павильон. И да, официально музей теперь называется «Техническим центром».
Первым делом бегу в ангар, где раньше стоял немецкий исполин Maus на пару с не менее громадной мортирой типа «Карл». В парк «Патриот» их так и не перетащили, так что судьба экспонатов оставалась туманной. Но, к счастью, оба гиганта на месте, сверкают свежей краской.
На «Мышонке» цветом выделили пробоины и сохранили перевернутый молот с серпом.
По легенде так немцы замаскировали «чудо-оружие» – якобы на испытания вышел трофейный советский образец.
Любопытно, что при обновлении пола здания исполинские машины, похоже, не сдвигали с места, поэтому теперь они стоят в индивидуальных ячейках-углублениях.
Равно как и еще один тяжелый экзотический аппарат – минный трал Vs.Kfz.617/NK-101 фирмы Alkett.
Кто застал «старую Кубинку», тот помнит, что обстановка здесь была так себе – холодно, темно, сыро. Теперь ангары не узнать.
Да, фирменная прохлада осталась, но жарким летом это даже приятно. Зато с освещением отныне никаких проблем: светлые стены, большие окна, мощные лампы на потолке дают рассмотреть технику в деталях. В день открытия разрешали и вокруг походить, осмотреть машины со всех сторон.
Все. Подчеркиваю – все без исключения экспонаты привели в порядок: почистили, покрасили.
Расставили пояснительные таблички.
И хорошо, что в музее нет ощущения пустоты. Пусть изрядную часть коллекции перетащили на основную площадку «Патриота», в Кубинке хватило машин, чтобы заполнить пробелы. Правда, для этого пришлось сократить количество выставочных павильонов. К примеру, отдельный ангар с техникой вермахта упразднили. Maus и «Карл» теперь коротают время в компании американских танков и БТР.
Снаружи ангары тоже преобразились. Вот здесь, например, заработало кафе «Гвардеец» с летней верандой на крыше.
Привели в порядок входные группы.
Выглядит приятно, цивильно. Жаль только, что со стен зданий исчезли исторические мозаики и барельефы советской эпохи. А еще ремонтники сравняли с землей постаменты, на которых раньше тоже стояли образцы-памятники. И, кстати, макет бронеавтомобиля «Остин-Путиловец» времен Первой мировой войны куда-то действительно испарился: я его не нашел ни внутри ангаров, ни на других площадках «Патриота».
Проще говоря, под открытым небом техники теперь нет. Исключение – маленький пятачок напротив здания администрации, где выстроились машины для ездовых демонстраций. К слову, в день открытия обновленного музея выступали десантники и танкисты на газотурбинных Т-80БВ.
В остальном на территории все привычно. Сохранилась и главная аллея с елями, и часовня Дмитрия Донского в память о погибших воинах-танкистах (построена в 1998 году).
Рядом – очень трогательный памятник-звонница с элементами легкого танка Т-70.
Еще из полезных наблюдений. Теперь Кубинка и основные площадки парка «Патриот» – единая территория и общее парковочное пространство (целый день стоянки мне обошелся в 200 рублей). Можно не выезжать на Минское шоссе, а колесить между объектами по местным дорогам. Удобно!
При этом альтернатива автомобильному – железнодорожный транспорт. Не знаю, запустили ли уже движение по рельсам, но доступ на платформу свободный.
И, кстати, рядом с ней обнаружилась небольшая коллекция армейских грузовиков ЗИЛ-157 и ЗИЛ-131, часть из которых – в пожарной ливрее. Но что это за колонна и откуда взялась, спросить было некого. Если знаете ответ – добро пожаловать в комментарии.
Понравилась статья? Ставьте лайк, подписывайтесь на канал, делитесь ссылкой в соцсетях.