Найти в Дзене

«Иван Грозный» часть II: Пляска опричников, цвет безумия и ярость Сталина

«Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории…» Иосиф Сталин Первая часть «Ивана Грозного» произвела настоящий фурор. Зрители оценили фильм, а создатели получили Сталинскую премию — главную награду того времени. Вторая часть, «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор» была закончена в 1946 году и стала камнем преткновения между гением Эйзенштейна и волей Сталина. Вождю не понравилось, как режиссер трактует события. Сталин считал, что нельзя показывать жестокость ради жестокости — нужно оправдывать ее государственной необходимостью. Что опричники — это не садисты, а патриоты, собиратели земли русской. И что сам Иван Грозный не может быть слабым и безвольным, наоборот, он должен олицетворять силу государства. А теперь, когда мы узнали о причинах конфликта, давайте заглянем внутрь фильма и посмотрим, что же такого крамольного наснимал Эйзенштейн. Представьте, что во второй части «Ивана Грозного» Сергей Эйзенштейн решил поговорить с
«Не знаю, видел ли кто его, я смотрел, — омерзительная штука! Человек совершенно отвлекся от истории…»
Иосиф Сталин

Первая часть «Ивана Грозного» произвела настоящий фурор. Зрители оценили фильм, а создатели получили Сталинскую премию — главную награду того времени.

Вторая часть, «Иван Грозный. Сказ второй: Боярский заговор» была закончена в 1946 году и стала камнем преткновения между гением Эйзенштейна и волей Сталина. Вождю не понравилось, как режиссер трактует события. Сталин считал, что нельзя показывать жестокость ради жестокости — нужно оправдывать ее государственной необходимостью. Что опричники — это не садисты, а патриоты, собиратели земли русской. И что сам Иван Грозный не может быть слабым и безвольным, наоборот, он должен олицетворять силу государства.

Фотото с сайта kinopoisk.ru
Фотото с сайта kinopoisk.ru

А теперь, когда мы узнали о причинах конфликта, давайте заглянем внутрь фильма и посмотрим, что же такого крамольного наснимал Эйзенштейн.

Представьте, что во второй части «Ивана Грозного» Сергей Эйзенштейн решил поговорить со зрителями не только словами, но и цветом. Да, большая часть фильма черно-белая, но вдруг, как вспышка, появляются цветные кадры. Зачем? Чтобы рассказать нам что-то очень важное.

Смотрите, что получается:

Красный цвет — это заговор, предательство, месть. Если видите красный цвет — ждите беды!

Фотото с сайта kinopoisk.ru
Фотото с сайта kinopoisk.ru

Черный цвет — это смерть. Когда в кадре появляется черный цвет, это значит, что кому-то не жить.

Фотото с сайта kinopoisk.ru
Фотото с сайта kinopoisk.ru

Золотой цвет — это не богатство. Это безумный разгул, когда люди забывают о чести и совести.

Голубой цвет — это святость. Но ее почти нет в этом фильме, поэтому голубой цвет появляется очень редко.

Эйзенштейн, как художник, играет с цветом, чтобы передать свои мысли и чувства. Если над князем Владимиром Андреевичем кружат черные лебеди, значит, его ждет беда. Если кто-то строит козни, в кадре появится красный отблеск. Это как подсказки, которые помогают нам понять, что происходит на экране.

Самый яркий пример — пляска опричников. Сначала мы видим яркие цвета. Кажется, что это праздник, радость и торжество. Но постепенно что-то меняется. Цвета становятся зловещими, и вот уже пир превращается в кошмарный сон. Почему? Потому что Эйзенштейн использует цвет как код, как шифр.

Фотото с сайта kinopoisk.ru
Фотото с сайта kinopoisk.ru

Танец опричников — это не просто эпизод, это точка кипения, взрыв, после которого уже ничто не будет прежним. Это момент, когда безумие царя достигает своего апогея и вырывается наружу, сметая всё на своём пути. И эта лавина, запущенная безумием, коснулась не только героев фильма, но и его создателя. Сталин наложил вето на фильм, и лишь спустя несколько лет после смерти вождя, в 1958 году, картина вышла на экраны. Третьей части, увы, не суждено было появиться — смерть оборвала жизнь Эйзенштейна в 1948 году, оставив его замысел незавершенным.

Итак, друзья, мы попытались разобраться в сложной судьбе «Ивана Грозного». Фильм, который должен был прославлять власть, в итоге стал символом ее произвола. Картина, созданная гением, была запрещена, но не забыта. Теперь ваша очередь — посмотрите этот фильм, составьте о нем свое мнение и помните, что искусство живо до тех пор, пока есть те, кто готов его ценить и обсуждать. Впереди — еще много интересных историй. Подписывайтесь, чтобы быть в курсе! Спасибо за внимание!