Найти в Дзене

Иван Грозный, фильм I. Кино, которое вы запомните навсегда

Эйзенштейн не просто пересказывает прошлое — он как будто препарирует его прямо на экране. «Иван Грозный, фильм I» — это фильм про власть, где коронация — это мощно, а будущее — страшно. Камера любуется царскими нарядами, музыка Прокофьева качает по полной, но ты сразу понимаешь: что-то тут не так. Это не просто кино про царя, это — сигнал тревоги. Эйзенштейн дает понять, что власть — это не только богатство, но и куча проблем. Готовы увидеть, как прошлое оживает на экране? Итак, вы включили фильм. Что же вы видите? Актеры с необычным гримом, странные движения, преувеличенные жесты… То кривляются, то замирают в неестественных позах. Что происходит? Не пугайтесь, друзья. Эйзенштейн сознательно использовал приемы древнегреческой трагедии: преувеличенные эмоции, неестественные движения, застывшие позы. Это его способ рассказать историю. Древнегреческая трагедия, древнейшая из известных форм трагедии, зародилась в Афинах в период расцвета демократии. Название «трагедия» (козлиная песнь) пр
Оглавление
Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Эйзенштейн не просто пересказывает прошлое — он как будто препарирует его прямо на экране. «Иван Грозный, фильм I» — это фильм про власть, где коронация — это мощно, а будущее — страшно. Камера любуется царскими нарядами, музыка Прокофьева качает по полной, но ты сразу понимаешь: что-то тут не так. Это не просто кино про царя, это — сигнал тревоги. Эйзенштейн дает понять, что власть — это не только богатство, но и куча проблем. Готовы увидеть, как прошлое оживает на экране?

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Итак, вы включили фильм. Что же вы видите? Актеры с необычным гримом, странные движения, преувеличенные жесты… То кривляются, то замирают в неестественных позах. Что происходит? Не пугайтесь, друзья. Эйзенштейн сознательно использовал приемы древнегреческой трагедии: преувеличенные эмоции, неестественные движения, застывшие позы. Это его способ рассказать историю.

Древнегреческая трагедия, древнейшая из известных форм трагедии, зародилась в Афинах в период расцвета демократии. Название «трагедия» (козлиная песнь) происходит от празднеств в честь бога Диониса, где в жертву приносили козла, а обряд сопровождался песнями и плясками часто с козлиными масками и шкурами. Особого расцвета трагедия достигла в V веке до н.э. в творчестве Эсхила, Софокла и Еврипида. Важно отметить, что женские роли в трагедиях исполняли мужчины. Сюжеты трагедий заимствовались из мифологии, а интерес зрителей концентрировался на авторской трактовке мифа и нравственной проблематике. Основой трагедии был хор. Древнегреческая трагедия стала первым в истории культуры синтетическим жанром, объединив театр, литературу, музыку, изобразительное искусство и пластику.

Несбывшийся замысел: «Иван Грозный» как эпопея

«Иван Грозный» должен был стать magnum opus Сергея Эйзенштейна — масштабным полотном о русской истории. Однако, творческий процесс столкнулся с трудностями. Из-за чрезмерной длины фильм пришлось разделить на три части, и, к сожалению, режиссер успел завершить только две из них. Третья часть осталась в виде сценария, подготовительных материалов и отдельных фрагментов.

Военное время: съемки в Алма-Ате

Пока на фронте шли бои, в далекой Алма-Ате кипела работа над фильмом «Иван Грозный». Съемки первой части начались в 1943 году, и, несмотря на все трудности военного времени, картина была завершена и показана зрителям в 1945 году.

Фото со съемок. Николай Черкасов, Сергей Эйзенштейн и Эрик Пырьев.
Фото со съемок. Николай Черкасов, Сергей Эйзенштейн и Эрик Пырьев.

История под прицелом идеологии

Как показать историю, если тебе указывают, что и как снимать? Именно в такой ситуации оказался Эйзенштейн, когда ему поручили снять фильм об Иване Грозном. Режиссер, конечно, изучал исторические документы, но все равно старался выразить свои собственные мысли. Важно понимать, что «Иван Грозный» — это не учебник истории. Это — художественный фильм, где режиссер имеет право на свой взгляд и вымысел. Не стоит искать здесь точное соответствие историческим фактам, лучше просто наслаждаться визуальной подачей и интересной историей. В первой части фильма вы увидите, как молодой Иван становится царем, воюет и переживает личную трагедию. Но не забывайте, что фильм снимали по приказу Сталина. Многие уверены, что таким образом Сталин хотел показать, что «цель оправдывает средства».

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Символ власти: шапка Мономаха

Обратите внимание на шапку Мономаха в фильме. Эйзенштейн не зря уделяет ей столько внимания. Он показывает, как эта шапка, символ царской власти, влияет на людей, как она пробуждает в них жажду власти и жестокость.

Признание гения: Сталинская премия

Получить Сталинскую премию в 1946 году означало признание. Именно этой награды был удостоен творческий коллектив «Ивана Грозного» за первую часть фильма.

Фото с сайта kinopoisk.ru
Фото с сайта kinopoisk.ru

Почему стоит посмотреть «Ивана Грозного»?

Друзья, «Иван Грозный» — это фильм, который стоит увидеть хотя бы раз в жизни. Он может показаться сложным или даже странным, но на самом деле в нем скрыто не только много интересных мыслей и идей, но и потрясающая художественная ценность. Визуальный стиль фильма, невероятные костюмы, музыка Прокофьева — все это делает его настоящим произведением искусства! Так что, отбросьте сомнения, найдите время и посмотрите или пересмотрите этот шедевр! А в следующей статье мы поговорим о второй части фильма.

Дорогие друзья, мы очень рады, что вы прочитали нашу статью! Если вам близка тема искусства и культуры, если вы любите кино так же, как и мы, подписывайтесь на наш канал! Здесь мы делимся своими впечатлениями, открытиями и любовью к прекрасному. Спасибо за внимание! Вы лучшие!