Стамбул — самый большой город Турции. Ему присущи классические проблемы всех мегаполисов: автомобильные пробки и сложный трафик. Стамбульский метрополитен — это удобный и гарантированный способ попасть в пункт назначения без неожиданных задержек. Расскажу, как оплатить проезд и не заблудиться в стамбульском метро.
Больше чем метро
Стамбульское метро — молодое, но с солидной историей: первые проекты подземки в Константинополе разработали французские инженеры ещё в 1912 году. Но не случилось: в городе, расположенном у моря, на двух континентах, в сейсмоопасной зоне и на руинах древней Византии, оказалось очень трудно проложить тоннель. Доступным прототипом служил подземный фуникулёр — деревянные вагоны на паровой тяге в 1875 году связали два главных финансовых центра Стамбула — сегодняшние Бейоглу и Каракёй.
Первый участок современного метро — линии М1 — открылся только в 1989 году. Сегодня метро Стамбула — образец технологических достижений: может выдержать землетрясение до 9 баллов, на трёх линиях (М5, М7 и М8) ходят беспилотные поезда, на линии М11 вагоны разгоняются до 120 км/ч — это самая скоростная линия метро в Европе.
К стамбульскому метрополитену, помимо самого метро, которое сейчас включает 11 линий, относится городская электричка «Мармарай», трамваи, фуникулёры, «Телеферик» (канатная дорога) и метробус — автобус, который курсирует по специально выделенной полосе. Все эти виды транспорта связаны в одну систему — между ними возможны пересадки.
На официальном сайте метрополитена (из России открывается с VPN) можно найти схемы линий, актуальное расписание и стоимость проезда, в том числе и для ночного метро. Оно работает в ночь с пятницы на субботу и с субботы на воскресенье с 0:30 до 5:30, к нему применяется двойной тариф, а поезда ходят реже, чем обычно. Для туристов особенно актуально, что ночью работает ветка М4, по которой можно добраться в город из аэропорта им. Сабихи Гёкчен.
Расписание и схему линий можно посмотреть в приложении Яндекс Метро или в турецком приложении Istanbul Senin — про него подробно рассказывали в Журнале.
Как оплачивать и где купить билет
Удобнее всего расплачиваться с помощью Istanbulkart — единой электронной карты, специального проездного на все виды транспорта. Автоматы Biletmatik для продажи разовых билетов на общественный транспорт и Istanbulkart есть в аэропорту и перед входом с турникетами на каждой станции метро. С их помощью можно и пополнять Istanbulkart. Весной 2025 года сама карта стоит 130 лир (без учёта стоимости поездок).
Сколько стоит
Разовый проезд на метро по Istanbulkart в Стамбуле стоит 27 лир (цены на апрель 2025 года), это полная стоимость проезда. По студенческим, учительским картам и у граждан старше 60 лет есть скидки.
Электронные билеты можно купить на 1, 2, 3, 4, 5 и 10 поездок. Чем больше поездок в билете, тем дешевле обойдётся каждая.
Стоимость разового электронного билета:
- 1 поездка — 40 лир
- 2 поездки — 70 лир
- 3 поездки — 110 лир
- 4 поездки — 135 лир
- 5 поездок — 160 лир
- 10 поездок — 305 лир
Пересадки на другой вид транспорта в Стамбуле платные. При переходе из метро на трамвай или на другую линию подземки придётся заплатить ещё раз.
Главные линии метро, трамвая, «Мармарая», фуникулёра
Основные направления общественного транспорта, востребованные у туристов:
Метро
М4, розовая линия метро — ведёт в аэропорт им. Сабихи Гёкчен. Работает ночью в выходные дни.
М11 — линия до Нового аэропорта Стамбула.
М2 — соединяет центр города в районе Каракёй с Фатихом. На ней есть станция Haliç, которая находится на мосту над заливом Золотой Рог. Если выйти на ней, то можно оценить вид на окрестности и потом прогуляться по живописному району.
Трамвай
Т1 — маршрут проходит по самым туристическим местам:
- пристань Кабаташ;
- дворец Топхане;
- Каракёй;
- пристань Эминёню, откуда можно уплыть на Принцевы острова и в азиатскую часть города в Кадыкёй;
- Сиркеджи — пересадка на «Мармарай», дорога на Гранд-Базар;
- Султанахмет — площадь с главными достопримечательностями Стамбула, где расположены Айя-София, Голубая мечеть и цистерна Базилика;
- торговый квартал Лалели;
- дворец Топкапы.
«Мармарай»
Это электричка, которая соединяет европейскую и азиатскую часть города и проезжает в туннеле под Босфором. Альтернатива парому, если вам нужно попасть на другой берег залива.
Фуникулёр
F2 — историческая линия, идущая от Каракёй до Бейоглу — Tünel. По ней курсируют красные ретровагончики.
Советы путешественникам
- Если вы планируете сделать больше пары поездок на общественном транспорте, купите Istanbulkart. Чем больше поездок в билете, тем дешевле каждая.
- Все автоматы для продажи билетов оснащены картридерами для банковских карт, но очень часто пополнить Istanbulkart или купить билеты с помощью карты не получается: лучше иметь с собой небольшой запас наличных денег.
- Обращайте внимание, даёт ли сдачу аппарат, если платите купюрой в 100 или 200 лир.
- Правила пользования метро в Стамбуле не отличаются от российских, но система эскалаторов организована непривычно: к платформам ведёт несколько пролётов эскалаторов, между которыми могут ещё быть значительные горизонтальные пролёты. Время выхода к поездам может занять порядка 10 минут.
- По пути к платформе расположены мониторы, на которых указывается время прибытия и отправления ближайшего поезда.
- Указатели в стамбульском метро показывают только конечные станции направлений. Уточнить, в какую сторону ехать, можно на схемах — они расположены на стенах и в проёмах у платформ.
- На сайте метрополитена можно узнать, когда отправляется первый и последний поезд с конкретной станции. Это может быть важно, если планируете добираться до аэропорта на метро. Там же можно найти координаты бюро находок каждой линии.
- Стамбульское метро создано по принципу доступной среды и удобно для движения людей с ограниченными возможностями.
Полезные ссылки
Когда лучше ехать в Стамбул? Выбираем лучшие сезоны для прогулок
Текст: Алексей Шабельский для Яндекс Путешествий
Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!