Найти в Дзене
AUTOMPS

Что может электромобиль, когда он не ездит?

Обычный автомобиль может только тупо стоять на парковке или в гараже. А вот электромобиль – другое дело. Если он, конечно, достаточно современный и оснащен так называемой системой двунаправленной зарядки.

Речь в данном случае идет об использовании аккумулятора большой мощности и емкости: не забываем, что мощность, необходимая для электроснабжения квартиры или коттеджа не превышает обычно 2 – 5 кВт. А для движения электродвигатели потребляют десятки, а то и сотни киловатт! Так что тут запас по возможностям просто огромный!

Самое же интересное, что использование электромобилей в качестве буферных аккумуляторных батарей может не только стабилизировать электросеть, но и... сэкономить владельцам деньги! Те, кто заряжает свой автомобиль в часы дешевого тарифа, получают прямую выгоду, но это далеко не всё!

Технология двусторонней зарядки в настоящее время хорошо изучена и используется в трех различных вариантах:

Переход от транспортного средства к устройству) (V2L, Vehicle to last). Перевод на картинках выполнен ИИ, который считает сеть сеткой и т.д.
Переход от транспортного средства к устройству) (V2L, Vehicle to last). Перевод на картинках выполнен ИИ, который считает сеть сеткой и т.д.

Здесь электромобиль действует просто, как мобильная розетка. Ноутбуки, электроинструменты или бытовая техника, могут питаться непосредственно от автомобильного аккумулятора через встроенный инвертор, преобразующий постоянный ток в переменный напряжением 220 В и мощностью до пары киловатт. Особо ушлые как раз и могут закачать ночью дешевое электричество, а потом днем использовать его, например, для стирки, глажки, каких-то энергоемких работ – вот вам и экономия.

Этот способ будет работать и у нас, в России: ночной тариф давно уже обычное дело!

Автомобиль – дом (V2H, Vehicle to house)
Автомобиль – дом (V2H, Vehicle to house)

В этом варианте электромобиль подает электричество прямо в дом. Собственно, это почти то же самое, только питаются от автомобиля уже все домашние потребители. А особенно выигрывают владельцы фотоэлектрических панелей на крыше или ветряков, поскольку могут сохранить в электромобиле избыточную сгенерированную энергию и использовать ее, когда нет солнца или ветра.

Транспортное средство для электросети (V2G, Vehicle to grid)
Транспортное средство для электросети (V2G, Vehicle to grid)

Это – самый продвинутый на сегодня этап – подача электроэнергии обратно в сеть общего пользования. Именно здесь автомобиль (а для работы в таком режиме подходят, например, электромобили Hyundai IONIQ, Škoda Enyaq и VW ID.4) становится активной частью энергосистемы и помогает компенсировать скачки нагрузки. Особенно в полдень, когда фотоэлектрические системы вырабатывают много электроэнергии, электромобили могут служить буфером, а в периоды высокого спроса энергия от аккумуляторов транспортных средств может подаваться обратно в электросеть, что делает всю энергосистему более эффективной.

-5
Вот, кто на что горазд!
Вот, кто на что горазд!

Здесь, правда, нужны уже особые преобразователи для синхронизации частоты с инвертора с частотой в сети, хитрые счетчики, позволяющие учитывать обратные потоки энергии, когда уже не вы, а вам доплачивают операторы сетей. Для нас это пока недоступно. Впрочем, надо сказать, что несмотря на огромный потенциал, до сих пор и в некоторых странах Европы двунаправленная зарядка V2G не получила широкого распространения. Отчасти это связано с сопротивлением крупных энергетических компаний и сетевых операторов, которые опасаются потерять долю рынка и прибыль. Ведь, чем больше домохозяйств накапливают и гибко используют собственную энергию, тем меньше они зависят от централизованных поставщиков.

Это развитие похоже на битву "Давид против Голиафа": в то время как потребители могут стать более независимыми за счет двусторонней зарядки, крупные компании экономически заинтересованы в сохранении статус кво. И бабло порой побеждает зло заботу об экологии...